СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская поэзия XIX века. Ф. Тютчев «Весенние воды» (1830)- А. Фет; «Весенний дождь» (1857); А. Плещеев «Весна» (1872): глубина восприятия природы, ее изменчивости и неповторимости.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой урок на тему "Русская поэзия 19в" имеет обучающую, развивающую и воспитательную цели. Урок рассчитан на 90 мин по модульной методике. На 1-ой 30-минутке - актуализация опорных знаний по методу "Займи позицию". 2-ая 30-минутка- работа над темой урока, которая проходит в несколько этапов. В ходе 3-ей 30-минутки обсуждаются ответы учеников, подводятся итоги работы и объясняется домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Русская поэзия XIX века. Ф. Тютчев «Весенние воды» (1830)- А. Фет; «Весенний дождь» (1857); А. Плещеев «Весна» (1872): глубина восприятия природы, ее изменчивости и неповторимости.»

УРОК


Русская поэзия XIX века. Ф. Тютчев «Весенние воды» (1830)- А.
Фет; «Весенний дождь» (1857); А. Плещеев «Весна» (1872): глубина
восприятия природы, ее изменчивости и неповторимости.


Формировать навыки работы в группе, навыки конспектирования,
повторить и углубить знания учащихся об отличительных
признаках стихотворной речи; совершенствовать и развивать
навыки восприятия произведений изобразительного искусства;
воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.


Оборудование-, плакаты и карточки для обсуждения проблемы (см. в ходе урока).

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (30 мин.)

(По методу «Займи позицию». Этот метод помогает проводить дискуссию по
достаточно спорной теме Но в 5 классе — при начальном знакомстве с
интерактивными методами обучения — можно использова ть этот метод и в данной
ситуации, чтобы дать возможность высказаться каждому, продемонстрировать
разные точки зрения, обосновать свою позицию или перей ти на другую.

Порядок проведения: I) учитель называет тему и предлагает высказать свою
точку зрения; 2) ученику необходимо стать рядом с тем плакатом, который
соответствует его точке зрения; 3) ученик готовится к обоснованию своей позиции;
4) если после обсуждения дискуссионного е опроса ученик изменил точку зрения, то
он может перейти к другом плакату и объяснить причину своего перехода.)

3 А Д А Н И Е. Распределить карточки соответственно плакатам
«ПРОЗАИЧЕСКИЙ ТЕКСТ» «СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ»


ВЫВОДЫ: Главным свойством стихотворной речи Является ритмичность . Т Е.
КА ждая строка звучит как единое целое и отделяется от др угих строк паузами.

Слова , будто привязаны друг к другу ритмом . Кроме того, для стихотворной речи
характерно наличие рифмы и размера. Рифма- созвучие в к жце строк. Т. Е.
основополагающим в стихотворной речи явл яется «закон тр ех Р»


Тема.

Цели

урока:


  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

  2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.




1 этап

  1. этап заключается в том , чтобы познакомиться с фактами жизни и творческого
    пути писателей. Для этого нужно выполнить 3 шага:

  1. шаг: разбиться на 3 группы (каждой группе раздается
    биография поэта с его фотографией)

  2. шаг: 1 учащийся из 1-ой группы читает, а остальные
    конспектируют важные факты из жизни и творчества поэта так, чтобы потом они
    смогли рассказать 2-ой, 2-ая- 3-ей, а 3-ья -1-ой .

Таким образом, у каждой группы собран важный материал о каждой личности
писателя (10 мин.)

  1. этап

  1. этап заключается в том, что сначала проводится мини-беседа:

  • какой теме посвящены фрагменты прозы и стихотворений, с
    которыми мы работали? (весне)

  • на что в данном времени года обращают внимание писатель Шолохов
    и поэты Тютчев и Плещеев? (на природу)

Сейчас мы поработаем с полными текстами стихотворений Плещеева
и Тютчева, чтобы узнать, только ли о природе они говорят (3 мин.)

  1. этап

  1. этап заключается в анализе стихотворений: Тютчев «Весенние воды»-
    стр188, Фет «Весенний дождь»-стр191, Плещеев «Весна»-стр193
    Вопросы и задания для обсуждения в группах

(кладутся на парту каждой группе)

  1. — прочитайте выразительно стихотворение.

  1. что оно представляет собой по строению (композиции)? (Просто
    монолог, монолог с включенной прямой речью и т.д.)

  2. какова основная интонация стихотворения? (грустная , спокойная,
    торжествующая и т.д.) Как, в связи с этим, надо его прочитать?

  3. какая весна (ранняя или поздняя) изображена антором?
    Аргументируйте свой ответ. (Своеобразная град ация-от более ранней
    весны к более поздней- будет, вероятнее всего, выглядеть так: Тют-
    чев «Весенние воды» , Плещеев «Весна», Фет «Весенний дождь»)

  4. какими ощущениями (зрительными, обонятельными, слуховыми) от
    этой поры года делится поэт? Какая картина благодаря этому воз-
    никает? (Например, зрительные ощущения: «тает снег,бегут ручьи»,
    «чиста небесная лазурь»(Плещев»); « белеет снег», «воды бегут... и
    блещут...» (Тютчев),« еще светло», «движется завеса», «солнце
    блещет» (Фет) и т.д.; слуховые : «деток звонкий смех и беззабот-
    ных птичек пенье» (Плещеев), «что-то барабанит »(Фет), «воды
    шумят и гласят» (Тютчев). )

  5. Какие из известны?; вам изобразит ельно-выразительных средств
    (Эпитеты, метафоры, сравнения . олицетворен* я и др.) здесь ис-




пользуются? Если их нет- по какой причине?

7-встречается ли в данном стихотворении авторское отношение к изображаемому? В чем и как оно проявляется?

  1. этап

  1. этап заключается в прослушивании огветов( полноценный ответ

строит либо 1 ученик, либо каждый из группы отвечает на один вопрос

ИЗ предложенных семи- таким образом, слабые ученики не засиживаются за спинами лидеров) 3 7 МИН

  1. ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ УРОКА-7мин

(метод «Микрофон»)

  • Что я повторил на этом уроке?

  • Что узнал нового?

-Какие возникли вопросы?

  1. Домашнее задание -Змин

Наизусть:

1- по выбору( Тютчев, Плещеев, Фет)
для всех-«Чародейкею зимою»




Вопросы и задания для обсуждения в малых группах.

—Прочитайте выразительно стихотворение.

—Что оно представляет собой по строению (компози ции)? (Просто монолог,
монолог с включенной прямой речью и т. д.)

—Какова основная интонация стихотворения? (Грустная, спокойная,
торжествующая и т. д.) Как, в связи с этим, надо его прочитать? Какое
музыкальное оформление вы подобрали бы к данному произведению?

—Какая весна (ранняя или поздняя) изображена
автором?Аргументируйте свой ответ. (Своеобразная градация — от более
ранней весны к более поздней — будет, вероятнее всего, выглядеть
так: Ф. Тютчев «Весенние воды» А. П лещеев «Весна» А. Фет «Весенний
дождь».)

—Какими ощущениями (зрительными, обонятельными, слуховыми) от
этой поры года делится поэт ? Какая картина благодаря этому возникает?
(Например, зрительные ощущения: «тает снег, бегут ручьи», «чиста небесная
лазурь» (Плещеев), «белеет снег», «воды... бегут, и блещут...» (Тютчев), «еще
светло», «движется завеса» , «солнце блещет» (Фет) и т. д.; слуховые: «деток
звонкий смех и беззаботных птичек пенье» (Плещеев), что-то... барабанит»
(Фет), «воды шумят, и... гласят» (Тютчев).)

—Какие из известных вам изобразительно-выразительных средств
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.) здесь используются? Если
их нет — по какой причине?

—Встречается ли в данном стихотворении авторское отношение!
к изображаемому? В чем и как оно проявляется?

Итог. Прослушивание выступающих от каждой гр) ппы.




Вопросы и задания для обсуждения в малых группах.

—Прочитайте выразительно стихотворение.

—Что оно представляет собой по строению (композиции)? (Просто монолог,
монолог с включенной прямой речью и т. д.)

—Какова основная интонация стихотворения? (Грустная, спокойная,
торжествующая и т. д.) Как, в связи с этим, надо его прочитать? Какое
музыкальное оформление вы подобрали бы к данному произведению?

—Какая весна (ранняя или поздняя) изображена
автором? Аргументируйте свой ответ. (Своеобразная градация — от более
ранней весны к более поздней — будет, е ероятнее всею, выглядеть
так: Ф. Тютчев «Весенние воды» А. Плещеев «Весна» А. Фет «Весенний
дождь».)

—Какими ощущениями (зрительными, обонятельными, слуховыми) от
этой поры года делится поэт? Какая картина благодаря этому возникает?
(Например, зрительные ощущения: «тает снег, бегут ручьи», «чиста небесная
лазурь» (Плещеев), «белеет снег», «воды... бегут, и блещут...» (Тютчев), «еще
светло», «движется завеса» , «солнце блещет» (Фет) и т. д.; слуховые: «деток
звонкий смех и беззаботных птичек пенье» (Плещеев), что-то... барабанит»
(Фет), «воды шумят, и... гласят» (Тютчев).)

—Какие из известных вам изобразительно-выразительных средств
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.) здесь используются? Если
их нет — по какой причине?

—Встречается ли в данном стихотворении авторское отношение!
к изображаемому? В чем и как оно проявляется?

Итог. Прослушивание выступающих от каждой гр) ппы.




Вопросы и задания для обсуждения в малых группах.

—Прочитайте выразительно стихотворение.

—Что оно представляет собой по строению (композиции)? (Просто монолог,
монолог с включенной прямой речью и т. д.)

—Какова основная интонация стихотворения? (Грустная, спокойная,
торжествующая и т. д.) Как, в связи с этим, надо его прочитать? Какое
музыкальное оформление вы подобрали бы к данному произведению?

—Какая весна (ранняя или поздняя) изображена
автором?Аргументируйте свой ответ. (Своеобразная градация — от более
ранней весны к более поздней — будет, вероятнее всего, выглядеть
так: Ф. Тютчев «Весенние воды» А. Плещеев «Весна» А. Фет «Весенний
дождь».)

—Какими ощущениями (зрительными, обонятельными, слуховыми) от
этой поры года делится поэт? Какая картина благодаря этому возникает?
(Например, зрительные ощущения: «тает снег, бегут ручьи», «чиста небесная
лазурь» (Плещеев), «белеет снег», «воды... бегут, и блещут...» (Тютчев), «еще
светло», «движется завеса», олнце блещет» (Фет) и т. д.; слуховые: «деток
звонкий смех и беззаботных птичек пенье» (Плещеев), что-то... барабанит»
(Фет), «воды шумят, и... гласят» (Тютчев).)

—Какие из известных вам из образительно-выразительных средств
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.) здесь используются? Если
их нет — по какой причине?

—Встречается ли в данном стихотворении авторское отношение!
к изображаемому? В чем и как оно проявляется?

Итог. Прослушивание выступающих от каждой гр) ппы.