СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол. 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол. 7 класс»

Урок истории в 7 классе:

Тема: «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель: сформировать у обучающихся представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной власти; раскрыть сущность и последствия церковной реформы Никона; познакомить с выдающейся исторической личностью, основоположником старообрядческого раскола, оригинальным литератором XVII века протопопом Аввакумом.

Формируемые УУД:
Личностные
- независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;

- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
- совокупность умений по работе с информацией.
Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.

Основные понятия:реформа,раскол, старообрядчество
Ресурсы:
Основные – учебник, рабочие тетради;
Дополнительные: в сети Интернерт: https://www.youtube.com/ (отрывок из худ.фильма «Раскол» «двуперстие или троеперстие»)https://www.youtube.com (отрывок их худ.фильма «Раскол», сцена «суд над протопопом Аввакумом»), (песнопения Преподобный Сергий Радонежский).

Этапы урока

I.Мотивация
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность. Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

II.Актуализация знаний
Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации.

Ход урока.

Ребята добрый день. Поприветствуем друг друга, Ирину Васильевну.

Настраиваемся работать активно, слушать внимательно, а в конце урока получать хорошие оценки.

Каким было ваше д/з. Народные движения в 17в.

Каковы были причины народных движений?

Для закрепления ваших знаний по этой теме, предлагаю выполнить тест.

1. События начала XVII века – Смутное время (1604-1618)- стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. Отправившись с посольством в 1610г в Польшу к Сигизмунду 3, митрополит Филарет попадает в плен и находится в тюрьме до 1619г. Возвратившись в Москву он был избран патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значимость церкви возрастает. Мы знаем, Филарет становится фактически соправителем своего сына Михаила Федоровича. Ему удается укрепить авторитет и власть царя, но многие сложные вопросы церкви решены не были.

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами?

Знакомы ли вы с терминами реформа и раскол?
Почему вы не смогли ответить на некоторые вопросы?

Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.


Тема нашего урока «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол».


Цель нашего урока: Слайд 3

-выяснить причины и последствия церковного раскола.


Проблемный вопрос?

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?


Какие вопросы на ваш взгляд нам надо рассмотреть?О каких личностях узнать?

2. Изучение нового материала

-Работа с понятиями.

Реформа-это преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере жизни общества.
Вопросы к п.1 стр. 75

Причины реформы.

Варианты проведения реформы

Инициатор проведения

Дата проведения реформы

Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 1653-1655гг.

До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус



3.Усиление разногласий между церковной властью и светской.

Все мы понимаем когда патриархом церкви был Филарет отец Михаила Федоровича Романова- первого из династии Романовых выбранного на Земском Соборе 1612 года – фактический правитель России. Авторитет церкви был велик. Новый патриарх Никон выступает на одном из церковных Соборов с идеей первенства церкви над царской (светской) властью и предлагает по сути Алексею Михайловичу разделить власть по примеру его отца и деда. На что А.М. отказом не отвечает но всеми своими действиями показывает, что не согласен ни с кем делить свою власть. Он перестает ходить на богослужение, не приглашает Никона на гос. приемы. Самолюбие Никона было ущемлено и он заявляет о сложении с себя полномочий и уходит вВоскресенскийНовоиерусалимский монастырь. Ждет, что к ниму придут на поклон. Но А.М. Созывает церковный суд над Никоном в 1666 г. по причине того, что тот самовольно оставил церковь и отрекся от патриаршества. Никона осуждают и отправляют в монастырь.

Что дал понять своими действиями царь?

И так, церковная реформа 1653-1655 была проведена, Церковный собор 1666-1667 г. поддержал ее и предал всех проклятью , кто был не согласен с новыми правилами. Противники церковной реформы стали именоваться старообрядцами. Согласно соборному уложению 1649 года им грозила смертная казнь, через сожжение на костре. Именно Церковный собор 1666-1667 положил начало расколу в Русской православной церкви на сторонников и противников реформы.

Раскол-отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653-1655гг.)


4.Одним из руководителей старообрядцев был протопоп Аввакум (вмиру Аввакум Петров)

Прочитайте п.5 на стр.77-78 и расскажите кем был это человек, как сложилась его судьба.


5. Ответы на вопросы начального этапа урока.
В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Что вы о них знаете?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами?

Проблемный вопрос нашего урока - Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? (ответы учащихся)

IV.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была тема урока?
Какую цель ставили?
Что нового узнали?
На какие вопросы ещё не получили ответа?
Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему?

V. Д\З п.26 с.75-80, раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор не менее двух заданий)









Приложение 1

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?


Приложение 1

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?

Приложение 1

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?

Приложение 1

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?
Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?
Известны ли вам имена Никон и Аввакум?
Почему произошёл церковный раскол между верующими?
К чему привела борьба раскольников за старую веру?
Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?


Приложение 2. Задания группам


2 группа:
Самостоятельная работа с учебником п.26, п.2 «Реформа патриарха Никона», выяснить варианты проведения реформы, заполнить карточку № 1. Выступление учащегося.



2 группа:
Самостоятельная работа с учебником п.26, пп.2 и 3 , с историческим документом, заполнить карточку № 2 с информацией о Никоне. Выступление учащегося.


2 группа:
Самостоятельная работа с учебником п.26, п.6, заполнить карточку № 3 с информацией о последствиях реформы. Выступление учащегося.





Приложение 3

Ранние годы

Никон (в миру Никита Минов или Минин) происходил из простой крестьянской семьи.

Будущий патриарх родился в селе Вельдеманово недалеко от Нижнего Новгорода в 1605 году. Приходской священник обучал Никиту грамоте.

В монашестве

В 1635 у Никиты умирают дети, после чего он убедил жену принять постриг в Алексеевском монастыре. Сам же в 30-летнем возрасте становится монахом под именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

 

В 1643 Никон стал там игуменомв Кожеозерском монастыре. В 1646г. состоялась первая встреча Никона и царя Алексея Михайловича. Он произвел на правителя благоприятное впечатление и по наставлению монарха остался в Москве. 

Таким образом, Никон вошел в неофициальный кружок «ревнителей благочестия», целью которого было увеличение роли религии в жизни жителей Московского государства, улучшение нравственности населения и духовенства, распространение просвещения. Отдельное внимание уделялось правильному переводу богослужебных книг. В 1649 Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким.

 

Патриаршество

В апреле 1652 умер патриарх Иосиф. По просьбе Алексея Михайловича Никон принимает сан патриарха. 25 июля 1652 состоялся процесс интронизации Никона, во время которого он потребовал от царя обещания не вмешиваться в церковные дела.

 

Реформаторская деятельность

Основной причиной реформ послужила необходимость в унификации обрядов и укреплении нравственных устоев духовенства. Также Никон желал видеть Россию как центр мирового православия. Властность и честолюбие Никона диктовали ему желание быть приближенным царя. 

Патриарх помнил тесную связь между царем Михаилом Федоровичем и Филаретом и даже хотел превзойти своего предшественника. 

На самом деле, реформы не коснулись сущности православия. Тем не менее, преобразования вызвали широкое недовольство среди народных масс. Совершился раскол русской церкви.

 

Строительство монастырей
По инициативе Никона было построено множество монастырей, такие как Онежский Крестный, Иверский и Новоиерусалимский. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

Опала

В 1666 Никон был лишен сана патриарха за своевольные действия. По решению соборного суда Никон стал простым монахом Ферапонтова Белозерского монастыря. После смерти Алексея Михайловича был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгим надсмотром.Никон умер в 1681. Федор Алексеевич настоял на патриарших похоронах для монаха, хотя и не получил на это одобрения Иоакима, патриарха Московского.





Приложение 4.

Максимилиан Волошин

Протопоп Аввакум

... Беды восстали адовы, и скорби, и болезни:
От воевод терпел за веру много:
Ин — в церкви взяв,
Как был — с крестом и в ризах
По улице за ноги волочил,
Ин — батогами бил, топтал ногами,
И мертв лежал я до полчаса и паки оживел,
Ин — на руке персты отгрыз зубами».
В те поры Никон
Яд изрыгнул.
Пишет:
«Не подобает в церкви
Метание творитина колену.
Тремя перстами креститеся».
Мы ж задумались, сошедшись
Видим: быть беде!
Зима настала.
Озябло сердце.
Ноги задрожали.
И был мне голос: «Время
Приспе страдания.
Крепитесь в вере. Возможно
Антихристу и избранных прельстити



Вопросы:

1.Очем это стихотворение?
2.В каких строках выражена главная мысль?
3.От имени кого повествует автор?
4. К чему призывает автор?



Варлам Шаламов

Аввакум в Пустозерске

…Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
Блистая окрест.
Я всюду прославлен,
Везде заклеймен,
Легендою давней
В сердцах утвержден.

Ведь суть не в обрядах,
Не в этом — вражда.
Для Божьего взгляда
Обряд — ерунда.

Наш спор — не духовный
О возрасте книг.
Наш спор — не церковный
О пользе вериг.

Наш спор — о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать…

































Вопросы:

1.Очем это стихотворение?
2.В каких строках выражена главная мысль?
3. Какую точку зрения на событие выражает автор?



Приложение 5

Вопросы к репродукции картины С.Д. Милорадовича «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г», 1885 г.:

      1. Кем и когда была создана картина? Является ли автор картины современником изображенных событий?

      2. Сколько времени прошло между изображенным событием и написанием картины?

      3. Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?

      4. Кто изображен на картине?

      5. Какое событие изображено на картине? Достоверно ли его, на ваш взгляд, передал автор?

      6. Чем закончится изображенное на картине событие?

      7. Какое значение имеет данное событие в истории России XVII века?



Вопросы к репродукции картиныВ.И. Сурикова «Боярыня Морозова, 1884-1887гг.»

  1. Кем и когда была создана картина? Является ли автор картины современником изображенных событий?

  2. Сколько времени прошло между изображенным событием и написанием картины?

  3. Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?

  4. Кто изображен на картине?

  5. Какое событие изображено на картине? Достоверно ли его, на ваш взгляд, передал автор?

  6. Каким образом художник передает эмоции людей, изображенных на картине? Какие это эмоции?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!