I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Кто считался главой Русской православной церкви? Изменялись ли положения вероучения, сама Русская православная церковь со времён Крещения Руси? Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Новое время? Какие изменения в отношениях государства и Церкви произошли в России к середине XVII в.? Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции Церкви усиливались? | Привлекать межкурсовые, предметные знания. Раскрывать роль Церкви в государстве | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с документом 3. Работа с документом 4. Работа с учебником и картой 5. Работа с учебником | Проясните с помощью словаря значение слов: протопоп, раскол, старообрядчество, анафема. В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном? Прочитайте отрывок из письма Никону от его бывшего друга Иоанна Неронова (см. дополнительный материал). Как оценивает современник, поведение Никона? Прочитайте отрывок из «Очерков по истории Русской Церкви» (см. дополнительный материал). Согласны ли вы с тем, что патриарх Никон стремился утвердить верховенство духовной власти над светской? Прочтите отрывок из «Книги толкований» протопопа Аввакума (см. рубрику «Изучаем документ»). Как автор оценивает суть реформы Никона? Какие слова из этого отрывка вы бы одобрили, а какие нет? Определите основные идеи старообрядчества. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? *Напишите сочинение, эссе об Аввакуме, Никоне. Подберите эпиграф, отражающий главную мысль вашей работы | Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфа. Использовать приёмы исторического анализа при работе с текстом. Использовать приёмы исторического анализа результатов деятельности людей на основе изучения фрагмента сочинения историка. Различать достоверную и вымышленную информацию, оценивать её. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Подавать информацию в форме творческой работы | Беседа. Работа с учебником Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Творческая рабо- та (эссе) 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Верна ли оценка конфликта между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном как соперничества светской и духовной власти? Какие обстоятельства способствовали ожесточению конфликта между приверженцами реформы и её противниками и привели в конечном счёте к церковному расколу? Можно ли утверждать, что в споре победила позиция патриарха Никона? Приведите свои доводы. | Аргументировать оценку исторического события, процесса. Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов. Иллюстрировать примерами мнение, позицию. Высказывать и аргументировать оценку деятельности исторического лица. Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? 2. В чём заключались причины церковной реформы? 3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? 4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? 5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме. 6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |