СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская Православная Церковь в 16 веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен истории РПЦ в 16 веке, используется на уроке истории в 7 классе, авторская разработка,можно дополнить презентацией

Просмотр содержимого документа
«Русская Православная Церковь в 16 веке»

Оцарев Эдуард Николаевич

Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ»

История

7 класс

История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012.

Уровень обучения- базовый

Тема: : Русская православная церковь 16 века.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 час

Урок № 9Общее количество часов, отведенное на изучение темы Общее количество часов, отведенное на изучение темы



Тема: Русская православная церковь 16 века.

Цели урока.

Образовательные:

  • Проследить , что изменилось в положении Русской православной церкви.

  • Раскрыть причины спора между нестяжателями и иосифлянами.

  • Раскрыть суть ересей XVI века.

  • Рассмотреть изменения, произошедшие в РПЦ с установлением патриаршества.

Развивающие:

  • Работать над развитием устной речи;

  • Развивать навыки работы с учебником , дополнительным материалом.

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к истории;

  • Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия урока: ереси, стригольники, нестяжатели, юродиевые, вириги, Патриарх.

Тип урока: изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.

2. Ереси в XVI веке.

3. Стоглавый собор.

4. Установление патриаршества.

Проведение урока.

Проверка д/з (фронтальный опрос).

Изучение новой темы.

Слово учителя:

В 12 веке РПЦ оставалась единственной силой, которая на Руси противостояла раздробленности и княжеским усобицам. Она стремилась восстановить духовное и политическое единство Руси во времена монгольского нашествия на Русь. Она сохранилась как реальная сила и утешала народ в этом трудном испытании. Русская Церковь играла важную роль в возрождении единства Русского государства.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Ответы учащихся).

Запишите тему и план урока.

Особым влиянием в Русском государстве пользовались монастыри. Они оберегали народ от влияний , шедших с запада, сохраняли русскую культуру и национальное самосознание народа.

Постановка проблемы:

Почему одни монастыри были бедные, а другие очень богатыми и приумножали свои богатства разными способами?

Прочитайте в учебнике на стр. …способы обогащения монастырей и запишите их в тетрадь.

Какие способы вы записали? (Проверка)

Сообщение учащегося о Иосифо-Волоколамском монастыре.

Сообщение учащегося о Ниле Сорском.

Работа по группам:

Разделить учащихся на 2 группы. Одна защищает интересы иосифлян, другая-нестяжателей. Задание: написать защитную речь .

Кому отдала в итоге предпочтение власть великого князя?

2. Ереси XVI века.

Ереси (от греческого слова "ересис") - это отступление от официального вероучения церкви.

На Руси первые ереси появились в крупных городах, связанных с Европой торговыми связями. Это были Псков и Новгород. Еретики выступали против официального вероучения, обвиняли монахов и священнослужителей в жадности, накоплении земельных владений и богатств. Такие люди не могли учить людей вере. Еретики считали, что человек без помощи церкви, сам, может общаться с Богом.

Прочитать документ из обличения митрополита Зосимы на Церковном соборе 1490 г.

Какую опасность несли ереси?

(Они подрывали авторитет церкви, а так как церковь поддерживала государство-соответственно и великокняжескую власть.)

3. Стоглавый собор.

Самостоятельная работа.

На стр. …читаем пункт «Стоглавый собор».

Проблема: Какую роль сыграл собор в дальнейшей жизни Руси?

Ответы учащихся. (1. Церковь внесла упорядоченность и стройность в свою жизнь. 2. Поддерживала государство. 3.Выступала против насилия и произвола.)

4. Установление патриаршества.

Русская церковь стала в 1589 г. самостоятельной. Глава церкви стал именоваться Патриархом Московским и всея Руси. Московский митрополит Иова был первым избран на этот сан. По своему положению сан патриарха выше сана митрополита. Теперь Константинопольский патриарх не являлся главой Русской церкви. А это значит, что она становится самостоятельной (автокефальной). Русская церковь стала равной в правах с другими церквями – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и другими.

Государство теперь возглавлял на Руси не великий князь, а царь.

Рефлексия:

- на уроке я запомнил(а)…

- мне на уроке понравилось …

- я понял на сегодняшнем уроке

Домашнее задание

Выучить параграф, вопросы № 2,3 письменно.