Оцарев Эдуард Николаевич
Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ»
История
7 класс
История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012.
Уровень обучения- базовый
Тема: : Русская православная церковь 16 века.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 час
Урок № 9Общее количество часов, отведенное на изучение темы Общее количество часов, отведенное на изучение темы
Тема: Русская православная церковь 16 века.
Цели урока.
Образовательные:
Проследить , что изменилось в положении Русской православной церкви.
Раскрыть причины спора между нестяжателями и иосифлянами.
Раскрыть суть ересей XVI века.
Рассмотреть изменения, произошедшие в РПЦ с установлением патриаршества.
Развивающие:
Работать над развитием устной речи;
Развивать навыки работы с учебником , дополнительным материалом.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Формировать интерес к истории;
Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия урока: ереси, стригольники, нестяжатели, юродиевые, вириги, Патриарх.
Тип урока: изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.
2. Ереси в XVI веке.
3. Стоглавый собор.
4. Установление патриаршества.
Проведение урока.
Проверка д/з (фронтальный опрос).
Изучение новой темы.
Слово учителя:
В 12 веке РПЦ оставалась единственной силой, которая на Руси противостояла раздробленности и княжеским усобицам. Она стремилась восстановить духовное и политическое единство Руси во времена монгольского нашествия на Русь. Она сохранилась как реальная сила и утешала народ в этом трудном испытании. Русская Церковь играла важную роль в возрождении единства Русского государства.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Ответы учащихся).
Запишите тему и план урока.
Особым влиянием в Русском государстве пользовались монастыри. Они оберегали народ от влияний , шедших с запада, сохраняли русскую культуру и национальное самосознание народа.
Постановка проблемы:
Почему одни монастыри были бедные, а другие очень богатыми и приумножали свои богатства разными способами?
Прочитайте в учебнике на стр. …способы обогащения монастырей и запишите их в тетрадь.
Какие способы вы записали? (Проверка)
Сообщение учащегося о Иосифо-Волоколамском монастыре.
Сообщение учащегося о Ниле Сорском.
Работа по группам:
Разделить учащихся на 2 группы. Одна защищает интересы иосифлян, другая-нестяжателей. Задание: написать защитную речь .
Кому отдала в итоге предпочтение власть великого князя?
2. Ереси XVI века.
Ереси (от греческого слова "ересис") - это отступление от официального вероучения церкви.
На Руси первые ереси появились в крупных городах, связанных с Европой торговыми связями. Это были Псков и Новгород. Еретики выступали против официального вероучения, обвиняли монахов и священнослужителей в жадности, накоплении земельных владений и богатств. Такие люди не могли учить людей вере. Еретики считали, что человек без помощи церкви, сам, может общаться с Богом.
Прочитать документ из обличения митрополита Зосимы на Церковном соборе 1490 г.
Какую опасность несли ереси?
(Они подрывали авторитет церкви, а так как церковь поддерживала государство-соответственно и великокняжескую власть.)
3. Стоглавый собор.
Самостоятельная работа.
На стр. …читаем пункт «Стоглавый собор».
Проблема: Какую роль сыграл собор в дальнейшей жизни Руси?
Ответы учащихся. (1. Церковь внесла упорядоченность и стройность в свою жизнь. 2. Поддерживала государство. 3.Выступала против насилия и произвола.)
4. Установление патриаршества.
Русская церковь стала в 1589 г. самостоятельной. Глава церкви стал именоваться Патриархом Московским и всея Руси. Московский митрополит Иова был первым избран на этот сан. По своему положению сан патриарха выше сана митрополита. Теперь Константинопольский патриарх не являлся главой Русской церкви. А это значит, что она становится самостоятельной (автокефальной). Русская церковь стала равной в правах с другими церквями – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и другими.
Государство теперь возглавлял на Руси не великий князь, а царь.
Рефлексия:
- на уроке я запомнил(а)…
- мне на уроке понравилось …
- я понял на сегодняшнем уроке
Домашнее задание
Выучить параграф, вопросы № 2,3 письменно.