СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская сказка "Морозко" Характеристика героев сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 3 класс УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Русская сказка "Морозко" Характеристика героев сказки.»

Тема урока: Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Цель: формирование представления о произведениях устного народного творчества.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с содержанием сказки;

-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;

-обогащать словарный запас

-прививать любовь к чтению, к сказкам.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Все расселись по местам,никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно»

Девиз нашего урока: «Пожелаем друг другу удачи»

-Закройте глаза и повторяйте со мной: « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке. Пусть урок принесет мне радость!»

IІ. Постановка цели и задач урока.

Звучит музыка из сказки « Морозко »

Начнем наш сегодняшний урок с загадки.

В лесу девица стоит плачет,

От холода всё руки прячет.

И нос замёрз и уши тоже,

Вся на снегурочку похожа.

Мороз с ней начал говорить,

Со всех сторон к ней подходить:

Тепло ли, девица, тебе?

Ты расскажи мне о себе.

Она от холода дрожит,

Но не показывает вид.

Тепло мне, дедушка Мороз,-

Сама стоит, не чуя нос.

Тогда он сжалился над ней,

Призвал лихих своих коней.

Мчится с подарками повозка.

Сказка называется…..(«Морозко»).

Эту сказку мы будем изучать на уроке. (Русская народная сказка «Морозко»). Это тема нашего урока.

- Скажите, читали ли мы с вами эту сказку на уроках литературного чтения? (нет). Значит, что мы будем делать на уроке, какая цель нашего урока?

(Познакомиться со сказкой).

  • Верно, а что еще мы делаем с новым произведением? (анализируем)

  • Правильно, цель нашего урока: знакомство и анализ русской народной сказки .

  • Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны выполнить следующие задачи. Расположите их по порядку.

    1. Провести словарную работу.

    2. Познакомиться и проанализировать сказку.

    3. Составить характеристику героев (кластер)

    Теперь немного отдохнем.

    3.Физминутка.

    4.Словарная работа

    Откроем учебник на стр.76 Посмотрите слова,которые выделены. Где мы смотрим значение слов?

    Мачеха – не родная мать.

    Падчерица – не родная дочь

    На доске написаны слова, которые будут непонятны:

    Затужил, заплакал – опечалился

    Озноб – замерзла до дрожи.

Сжалился – пожалел.

Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка

Окостенеть – замерзнуть до смерти.

Заголосила – громко закричала, заплакала.

Мы выполнили словарную работу..Мы большие молодцы!

5.Чтение и анализ сказки .

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович .Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко»

    Звучит зимняя музыка

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают,

мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Итак,начнем чтение руссой народной сказки Морозко»

6. Беседа по содержанию.

  • Понравилась ли вам сказка?Поднимите руки

  • - Справедливо ли закончилась сказка? С какими персонажами встретились?

    Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Найди слова, которые е характеризуют.(Листочки лежат на столе)

- Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха?

- Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец. Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

  • В этой сказки кого встретила девочка?

  • Расскажите, что случилось с Падчерицей в лесу.

  • Прочитайте разговор падчерицы с Морозко. Как говорила с ним она?

  • . Понравилась ли она деду? Почему?

  • Как встретила Падчерицу злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?

  • Как ведёт себя Дочь мачехи в лесу? Как она разговаривает с Морозко?

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)

Ребята, познакомились мы со сказкой? Проанализировали содержание сказки?Значит,выполнили вторую задачу

7. Сравнение героев сказки

- Переходим к выполнению третьей задачи. Подобрать слова, которые характеризуют главных героев сказки «Морозко». Вы будете работать по рядам. Первый ряд составляет характеристику Падчерицы и Дочери, второй – Морозко, третий – Старухи и Старика.

- Молодцы. Вы справились и с третьей задачей.

8.Чтение сказки по ролям - вторичный синтез.

  • Как вы думаете, по заслугам все получили в этой сказки?

  • Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

    Чему учит нас эта сказка?

  • Добро вознаграждается, а зло наказывается.

    9. Итог урока.

    Молодцы. Какая была цель нашего урока? Достигли мы ее?

    10.Домашнее задание.

    Прочитать авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравнить ее с народной сказкой.



















  • Дочь Падчерица Морозко

  • вежливая завистливая справедливый

  • трудолюбивая ленивая мудрый

  • терпеливая грубая добрый

  • скромная невежливая ласковый


  • Старуха Старик

  • сварливая безвольный

  • злая слабохарактерный

  • бессердечная боязливый

  • жестокая нерешительный