Тема урока: Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».
Цель: формирование представления о произведениях устного народного творчества.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с содержанием сказки;
-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;
-обогащать словарный запас
-прививать любовь к чтению, к сказкам.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Все расселись по местам,никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно»
Девиз нашего урока: «Пожелаем друг другу удачи»
-Закройте глаза и повторяйте со мной: « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке. Пусть урок принесет мне радость!»
IІ. Постановка цели и задач урока.
Звучит музыка из сказки « Морозко »
Начнем наш сегодняшний урок с загадки.
В лесу девица стоит плачет,
От холода всё руки прячет.
И нос замёрз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить:
Тепло ли, девица, тебе?
Ты расскажи мне о себе.
Она от холода дрожит,
Но не показывает вид.
Тепло мне, дедушка Мороз,-
Сама стоит, не чуя нос.
Тогда он сжалился над ней,
Призвал лихих своих коней.
Мчится с подарками повозка.
Сказка называется…..(«Морозко»).
Эту сказку мы будем изучать на уроке. (Русская народная сказка «Морозко»). Это тема нашего урока.
- Скажите, читали ли мы с вами эту сказку на уроках литературного чтения? (нет). Значит, что мы будем делать на уроке, какая цель нашего урока?
(Познакомиться со сказкой).
Верно, а что еще мы делаем с новым произведением? (анализируем)
Правильно, цель нашего урока: знакомство и анализ русской народной сказки .
Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны выполнить следующие задачи. Расположите их по порядку.
1. Провести словарную работу.
2. Познакомиться и проанализировать сказку.
3. Составить характеристику героев (кластер)
Теперь немного отдохнем.
3.Физминутка.
4.Словарная работа
Откроем учебник на стр.76 Посмотрите слова,которые выделены. Где мы смотрим значение слов?
Мачеха – не родная мать.
Падчерица – не родная дочь
На доске написаны слова, которые будут непонятны:
Затужил, заплакал – опечалился
Озноб – замерзла до дрожи.
Сжалился – пожалел.
Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка
Окостенеть – замерзнуть до смерти.
Заголосила – громко закричала, заплакала.
Мы выполнили словарную работу..Мы большие молодцы!
5.Чтение и анализ сказки .
Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович .Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко»
Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают,
мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
Итак,начнем чтение руссой народной сказки Морозко»
6. Беседа по содержанию.
Понравилась ли вам сказка?Поднимите руки
- Справедливо ли закончилась сказка? С какими персонажами встретились?
Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Найди слова, которые е характеризуют.(Листочки лежат на столе)
- Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха?
- Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец. Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?
Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.
Расскажите, что случилось с Падчерицей в лесу.
Прочитайте разговор падчерицы с Морозко. Как говорила с ним она?
. Понравилась ли она деду? Почему?
Как встретила Падчерицу злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
Как ведёт себя Дочь мачехи в лесу? Как она разговаривает с Морозко?
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)
Ребята, познакомились мы со сказкой? Проанализировали содержание сказки?Значит,выполнили вторую задачу
7. Сравнение героев сказки
- Переходим к выполнению третьей задачи. Подобрать слова, которые характеризуют главных героев сказки «Морозко». Вы будете работать по рядам. Первый ряд составляет характеристику Падчерицы и Дочери, второй – Морозко, третий – Старухи и Старика.
- Молодцы. Вы справились и с третьей задачей.
8.Чтение сказки по ролям - вторичный синтез.
Как вы думаете, по заслугам все получили в этой сказки?
Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.
Чему учит нас эта сказка?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
9. Итог урока.
Молодцы. Какая была цель нашего урока? Достигли мы ее?
10.Домашнее задание.
Прочитать авторскую сказку Одоевского «Мороз Иванович», сравнить ее с народной сказкой.
Дочь Падчерица Морозко
вежливая завистливая справедливый
трудолюбивая ленивая мудрый
терпеливая грубая добрый
скромная невежливая ласковый
Старуха Старик
сварливая безвольный
злая слабохарактерный
бессердечная боязливый
жестокая нерешительный