СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская тряпичная кукла

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание тряпичной куклы в русских традициях считаю интересным и завораживающим видом творчества, через который ребенок познает русскую культуру, обряды наших предков.

Просмотр содержимого документа
«Русская тряпичная кукла»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Раисинская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

эстетико-оздоровительного

и естественно-научного цикла
Протокол № __1_____

от«____» 2020г.



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_______________

«___» 2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Русская тряпичная кукла»

общекультурное направление

(для основного общего образования)

Срок освоения программы 1 год ( 8 класс)








Составитель: учитель ИЗО и технологии

Гусакова М.В.







2020 г.


Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. В процессе разработки программы были рассмотрены: программа курса декоративно – прикладного направления «Традиционные народные куклы», авт.-сост. О. Я. Воробьева; программа «Русская тряпичная кукла» для детского творческого объединения, авт.-сост. С. В. Астраханцева.

Количество часов за год составляет 34 часов. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст детей (14-16 лет).

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Пояснительная записка

Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребенка.

Народная педагогика всегда уделяла много внимания подготовке детей к трудовой деятельности. Изготавливая игрушки сначала под руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребенок приобщается к посильному труду, учится работать с различными материалами и инструментами.

Художественная традиция – изготовление кукол – представляет собой коллективное творчество этноса, его «вечно живую душу». Ее уничтожение приводит к утрате эстетических критериев, разрыву между поколениями и в итоге – к духовному кризису общества.

Программа «Русская тряпичная кукла» ставит своей целью познакомить учащихся с русской тряпичной куклой, с историей возникновения её в жизни русского народа, с обычаями наших предков, которые постепенно привлекают внимание молодежи, возобновление русских традиций.

Задачи:

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

  • Обучить практическим навыкам работы с материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские.

  • Развивать у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

  • Прививать любовь к обычаям предков;

  • Воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.

Уникальность и условия реализации программы

Уникальность занятий по изготовлению кукол в том, что будет интересно присутствовать и детям, и родителям и педагогам. А в семье учащиеся смогут давать свои «мастер – классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.

Формирование знаний и умений по изготовлению тряпичных кукол в будущем будет большим подспорьем в выборе профессии (дошкольное образование, творческая направленность и др.) или в возможности преподавать этот курс в детских учреждениях (кружки, внеурочная деятельность).

Форма занятий и контроля

Практические занятия по данной программе чередуются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются технологические карты изготовления кукол. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.

По типу управления учебным процессом используется в основном, система малых групп + консультант-руководитель. Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

В зависимости от поставленных задач предполагается использовать различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений, и т.д.), чаще всего в их поисковом решении.

Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих народные праздники, выставки, фестивали.

В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном уроке.

В конце каждого блока проводятся однодневные выставки. Проводится защита работ учащихся.

В конце года организуется выставка - ярмарка выполненных работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, гостей.

Методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);

  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества).

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

• лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;

• швейные нитки №40, пряжа;

• вата, отходы ватина, синтепон;

• тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

• ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.





















Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России,

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

5) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные:


  1. сформированность правильного отношения к культуре своих предков, своей Родины;

  2. овладение практическими умениями и навыками создания народной куклы;

  3. умение применять свои теоретические и практические знания и навыки в жизненных ситуациях (при проведении МК для младших школьников или же взрослым)


Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

• историю русской тряпичной куклы;

• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Учащиеся должны уметь:

• выполнять требования безопасного труда;

• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном общении благоприятной среды для самовыражения, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятия конкретным творческим делом должны вызвать интерес у окружающих, что будет способствовать более успешной социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.



Во время освоения материалов данной программы учащиеся могут оформлять свою работу в форме творческого проекта.







Содержание программы:

1. Введение (1ч.)

Безопасность труда. Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

2.История возникновения и развития народной куклы.

Типы и виды кукол у различных народов.

2. Куклы - обереги (12ч).

2.1. Кукла - Пеленашка

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

2.2.Кукла - Колокольчик

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

2.3 Кукла - Божье око.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

2.4. Кукла – Масленица.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

2.5. Кукла. День и Ночь.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

2.6. Кукла. Счастье.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы

2.7. Кукла. Берегиня.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.


3. Обрядовые куклы (7 ч).

3.1 Вепсская кукла. Капустка.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

3.2 Кукла - Купеничка.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

3.3 Неразлучники.

Традиции русской народной свадьбы.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

4. Игровые куклы (14 ч).

4.1 Кукла-зайчик на пальчик.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

4.2 Сшивная кукла «На - Выхвалку».

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

4.3 Кукла перевертыш «Девка- баба».

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

4.4 Характерные куклы. Баба Яга, бабушки, дедушки.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

4.5 Тряпичная сшивная кукла в праздничном наряде.

История и технология изготовления куклы.

Практическая работа: Изготовление куклы.

5. Выставка - Ярмарка.

6. Выполнение проекта.

Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год.


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Часы

Материалы

теория

практика

Введение (1ч)

1

История возникновения и развития куклы.

Типы и виды кукол у различных народов.

1

-

МК. Презентация, иллюстративный материал, творческие работы

Куклы - обереги (15ч)

3

Кукла - Пеленашка.

0,5

0,5

МК. Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки.

4

Кукла – Колокольчик.

0,5

0,5

МК. Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, колокольчик.

5

Кукла –

Божье око.

0,5

1,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки

6

Кукла - Масленица

0,5

2

МК . Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки

7

Кукла-

«День и ночь»


1

МК .Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки

8

Кукла. Счастье.

0.5

1,5

МК Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки

9.

Кукла - Берегиня

0,5

1,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель.

Обрядовые куклы (8 ч)

6

Вепсская кукла.

Капустка.

0,5

1,5

МК. Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, мулине.

7

Кукла.

Купеничка.

0,5

1,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель.

8

Кукла. Неразлучники.

0,5

1,5



МК .Презентации.

Технологические карты. Деревянные рейки (веточки) длиной 10 -12см. диаметром 1-2 см. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки.

Игровые куклы (12 ч)

9

Кукла - зайчик на пальчик (закрутка).

0,5

0,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки.

10

Сшивная кукла «На-Выхвалку»

0,5

1,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель.

11

Кукла перевертыш

«Девка-баба».

0,5

1,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, тесьма.

12

Характерные куклы (бабушки)

0,5

2,5

МК .Презентации.

Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, тесьма.

13

Тряпичная сшивная кукла. Проект/на выбор/.

8

Материалы по оформлению проектной работы. Защита проекта.

14

Выставка - ярмарка

1

Куклы.

Итого: 34 часа




Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

• историю русской тряпичной куклы;

• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Учащиеся должны уметь:

• выполнять требования безопасного труда;

• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном общении благоприятной среды для самовыражения, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятия конкретным творческим делом должны вызвать интерес у окружающих, что будет способствовать более успешной социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.



Библиография:

Литература:

1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д:

Феникс, 2006. – 347 с.: ил.

2. Воробьева О. Я. Декоративно – прикладное творчество. 5-9 класс: Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.

3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

4. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.

5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Интернет ресурсы:

5. Народная кукла http: //vedjena.gallery.ru.

6. Русские обрядовые куклы: http://club.osinka.ru.

7. Ручная Работа: http://handmade.idvz.ru.