СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские баснописцы XVIII века. А.П. Сумароков "Кокушка" и И.И. Дмитриев "Муха" (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские баснописцы XVIII века. А.П. Сумароков "Кокушка" и И.И. Дмитриев "Муха" (новый ФГОС)»

Русские баснописцы XVIII века. А.П. Сумароков и И.И. Дмитриев

Русские баснописцы XVIII века. А.П. Сумароков и И.И. Дмитриев

ЦЕЛИ актуализировать знания о басне познакомиться с жизнью и творчеством А.П. Сумарокова познакомиться с жизнью и творчеством И. И. Дмитриева

ЦЕЛИ

  • актуализировать знания о басне
  • познакомиться с жизнью и творчеством А.П. Сумарокова
  • познакомиться с жизнью и творчеством И. И. Дмитриева
ВСПОМИНАЕМ Что такое басня? Аллегория – это… Олицетворение – это… Наиболее известный древний баснописец? «Эзопов язык» – это… Отличие Эзопа и Лафонтена?

ВСПОМИНАЕМ

  • Что такое басня?
  • Аллегория – это…
  • Олицетворение – это…
  • Наиболее известный древний баснописец?
  • «Эзопов язык» – это…
  • Отличие Эзопа и Лафонтена?
СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717—1777)   Из старинной дворянской семьи. В 1732—1740 гг. учился в Сухопутном корпусе, где начал писать стихи.

СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717—1777) Из старинной дворянской семьи. В 1732—1740 гг. учился в Сухопутном корпусе, где начал писать стихи.

В 1762—1769 годах Сумароков выпустил три сборника басен и большое количество опубликовал в разных периодических изданиях. Сам он именовал свои басни «притчами», подчёркивая их дидактическое начало. Сумарокова можно назвать создателем русской национальной басни.

В 1762—1769 годах Сумароков выпустил три сборника басен и большое количество опубликовал в разных периодических изданиях. Сам он именовал свои басни «притчами», подчёркивая их дидактическое начало.

Сумарокова можно назвать создателем русской национальной басни.

За всю жизнь создал 374 басни. Басенные сюжеты заимствовались из различных источников: басен Эзопа, Федра, Лафонтена, печатных и устных анекдотов. Сумароков русифицировал заимствованные сюжеты: изображал реалии русского быта вводил пословицы, поговорки русского языка Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе .

За всю жизнь создал 374 басни.

Басенные сюжеты заимствовались из различных источников: басен Эзопа, Федра, Лафонтена, печатных и устных анекдотов.

Сумароков русифицировал заимствованные сюжеты:

  • изображал реалии русского быта
  • вводил пословицы, поговорки русского языка

Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе .

Основными объектами сатиры Сумарокова в баснях являлись корыстолюбивые судьи, дворяне, невежественные помещики, разбогатевшие и нечистые на руку купцы и торговцы и просто глупцы и завистники.

Основными объектами сатиры Сумарокова в баснях являлись корыстолюбивые судьи, дворяне, невежественные помещики, разбогатевшие и нечистые на руку купцы и торговцы и просто глупцы и завистники.

Чтение басни А.П. Сумарокова «Кокушка» Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор? Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»? О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка? Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?

Чтение басни А.П. Сумарокова «Кокушка»

  • Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор?
  • Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»?
  • О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка?
  • Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?
Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»? В басне «Кокушка» высмеиваются люди, которые ничего из себя не представляют , являются бездарными, но при этом у них слишком высокое мнение о себе .
  • Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»?

В басне «Кокушка» высмеиваются люди, которые ничего из себя не представляют , являются бездарными, но при этом у них слишком высокое мнение о себе .

ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ (1760-1837) Родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома в родовом имении под Сызранью. Продолжил образование в частных заведениях Казани и Симбирска.

ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ (1760-1837)

Родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома в родовом имении под Сызранью. Продолжил образование в частных заведениях Казани и Симбирска.

В 1772 году Иван Дмитриев был записан солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1774 году был определен в Петербургскую полковую школу. Не имея склонности к военному делу, он всё же дослужился до полковника.

В 1772 году Иван Дмитриев был записан солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1774 году был определен в Петербургскую полковую школу. Не имея склонности к военному делу, он всё же дослужился до полковника.

Дмитриев хотел всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку. Но в 1806 году снова возвращается на службу.

Дмитриев хотел всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку. Но в 1806 году снова возвращается на службу.

В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть полезен Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Поэтому в 1814 году он снова уходит в отставку.

В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть полезен Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Поэтому в 1814 году он снова уходит в отставку.

Интерес к поэзии у него возник ещё в 1770-е гг. под влиянием Державина. Участие в Московском журнале сделало Дмитриева известным. В эти годы он писал сказки, песни, басни. Но главное место в его творчестве занимают басни. Им написано 80 басен, и современники называли его «русским Лафонтеном».

Интерес к поэзии у него возник ещё в 1770-е гг. под влиянием Державина. Участие в Московском журнале сделало Дмитриева известным. В эти годы он писал сказки, песни, басни.

Но главное место в его творчестве занимают басни. Им написано 80 басен, и современники называли его «русским Лафонтеном».

Дмитриев считал, что басню надо писать красивым языком, придав ей лёгкость и поэтичность. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. В своих баснях Дмитриев использует не народный опыт, а свой собственный.

Дмитриев считал, что басню надо писать красивым языком, придав ей лёгкость и поэтичность. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. В своих баснях Дмитриев использует не народный опыт, а свой собственный.

Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех. Они содержали важные моральные истины. Эта характеристика относится и к басне «Муха», которая считается одной из лучших в творчестве литератора.

Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех. Они содержали важные моральные истины. Эта характеристика относится и к басне «Муха», которая считается одной из лучших в творчестве литератора.

Чтение басни Дмитриева «Муха» Сюжет он взял из крестьянской, сельской жизни. Известно, что их труд был очень тяжёлым. Землю крестьяне вспахивали на лошадях и быках. После тяжёлой работы бык идет домой. Дмитриев выбирает слово «тащился», передавая усталость быка, еле-еле передвигающего ноги.

Чтение басни Дмитриева «Муха»

Сюжет он взял из крестьянской, сельской жизни. Известно, что их труд был очень тяжёлым. Землю крестьяне вспахивали на лошадях и быках. После тяжёлой работы бык идет домой. Дмитриев выбирает слово «тащился», передавая усталость быка, еле-еле передвигающего ноги.

На рогах у Быка сидела Муха. Она видела, как тяжело работает Бык, вскапывая землю. Сама ничего не делала, но приписывает себе заслуги, равные Быку. Она хвастается перед другой Мухой.

На рогах у Быка сидела Муха. Она видела, как тяжело работает Бык, вскапывая землю. Сама ничего не делала, но приписывает себе заслуги, равные Быку. Она хвастается перед другой Мухой.

Что хотел сказать Дмитриев своей басней? В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками .
  • Что хотел сказать Дмитриев своей басней?

В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать про И.А. Крылова с. 77-78 и басни «Волк и Ягнёнок» и «Волк на псарне» с. 81-84.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать про И.А. Крылова с. 77-78 и басни «Волк и Ягнёнок» и «Волк на псарне» с. 81-84.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

12.10.2023 14:02
id58167003 @id58167003
материал хороший и ползный
12.10.2022 16:52
id75791090 @id75791090
Спасибо за полезный материал

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс