СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские и белорусские педагоги и просветители прошлого об использовании природы в воспитании детей дошкольного возраста.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские и белорусские педагоги и просветители прошлого об использовании природы в воспитании детей дошкольного возраста.»

Лекция: Русские и белорусские педагоги и просветители прошлого об использовании природы в воспитании детей дошкольного возраста.


План лекции:

  1. К.Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании.

  2. Е.Н. Водовозова о методике использования природы в воспитании дошкольников.

  3. Ознакомление дошкольников с природой по методу Е.И. Тихеевой.

  4. Белорусские педагоги и просветители о значении природы о воспитании и обучении детей.


Литература основная:

  1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР /Сост. Э.К.Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С.Солнцев. – М., 1986. –468 с.

  2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия./ Сост. Н. Б. Мчедлидзе. – М., 1986.

  3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – Киев, 1974.

  4. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии // Собр. Соч. – М.-Л., 1952. 11.

  5. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр.соч. – М.-Л., 1949. – Т.5.

  6. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. Соч. – М.-Л., 1949. – Т. 6. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.

  7. Водовозова Е.Н. На заре жизни и другие воспоминания. М., 1934.

  8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб, 1873.

  9. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.


Литература дополнительная:

  1. Саморукова П.Г. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении / Дошк. восп. – 1968. - № 12.

  2. Саморукова П.Г. Е.Н. Водовозова о природе в воспитании маленьких детей // Дошк. восп. 1969. - № 6.

  3. Саморукова П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И. Тихеевой.


Вопрос 1. К.Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании


К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Многие его положения не потеряли значения и для наших дней.

Взгляды на место и роль природы в воспитании детей он отразил в методических материалах и материалах для детей, предложенных в работах «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинский определил природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». У. считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений – вне города. День проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» К.Д. Ушинский. рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное местоположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт развили у У. любовь к родной природе.

Подчеркивая мысль о благотворном влиянии природы на душу ребенка, он восклицает: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». В другом месте он утверждал, что «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий». Воспитание высоких чувств и душевного благородства У. неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.

Использование природы в воспитании детей К.Д. Ушинский У. связывал с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углубить высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать родину, ее язык, ее историю, ее литературу, ее природу.

Важное место природе У. отводил в первоначальном обучении детей

Общеизвестно, что главной задачей элементарного обучения К.Д. Ушинский считал овладение родным языком. Именно ребенок усваивает элементы народной культуры с самого раннего детства. Вместе с тем К.Д. Ушинский убедительно доказывает, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, - писал он в предисловии к «Детскому миру», - но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

В развитии ума К.Д. Ушинский различал две стороны: формальную и реальную. Формальное развитие ума означает развитие способностей к производству мыслительных операций безотносительно к содержанию мысли. Умственная гимнастика, которая возможна при обучении языку отдельно от мысли, развивает ум формально. Такое учение развивает болтунов. Реальное развитие ума достигается только при усвоении положительных знаний, идей. Необходимо сообщать ребенку положительные знаний и вместе с тем упражнять мыслительные и словесные способности.

В поисках этих положительных знаний К.Д. Ушинский обращается к природе. Он считал, что ни мир общественных отношений, ни история, ни география не могут дать тех положительных знаний и идей, которые необходимы для развития ума и языка ребенка при первоначальном обучении.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе?

- Прежде всего этот выбор определяется наглядностью. Уже в предисловии к «Детскому миру» он указывал, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

- Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на природе для первоначального обучения: именно на этом материале, легче всего приучить ребенка к логичности мышления. «… Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей. Логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов им явлений природы».

К.Д. Ушинский также обратился к проблеме отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. В первую очередь он останавливает свой выбор на предметах и явлениях природы, окружающих ребенка и наиболее ему близких и знакомых. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно…, знакомить дитя, а напротив – приучить находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…». В этом К.Д. Ушинский. видит связь науки (учения) с жизнью.

Какова последовательность ознакомления детей с миром природы? Считая что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесса формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память.

Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематике. «…Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов.». Это требование систематичности первоначальных знаний представляет большую ценность и наше время.

В первой книге «Родное слово», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, У. знакомит детей с растениями, животными, неживой природой.

Он группирует предметы используя для этого разнообразные основания. К.Д. Ушинский исходит прежде всего из опыта ребенка.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан признак, по которому животные делятся на классы. Четвероногие животные, в свою очередь, разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам.

В определенной группировке предстают перед детьми и растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы, цветы. В другую группу включаются растения, которые практически используются человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные , ягодные и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает знакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

В первую очередь, знакомя детей с предметами природы, К.Д. Ушинский. давал знания о месте их нахождения. Далее он предлагал использовать «природу со своими годовыми переменами», т.е. включал знания о сезонных изменения в природе. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Естественнонаучный материал, предлагаемый К.Д. Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие художественные рассказы У. могут быть и сегодня использованы в работе с детьми. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История одной яблоньки», «Проказы старухи зимы». Занимательны и в вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинский о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения.

Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность, как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называл два условия развития наблюдательности:

1. наглядность обучения

2. изложение материала в системе и последовательности.

Система изложения материала в «Родном слове» и «Детском мире» направлена и на развитие наблюдательности. Излагать материал вне системы вредно. Излагать систему знаний, не познакомив с отдельными частностями, - значит нарушить основное правило здравой педагогики. У. выбирает золотую середину : отрывочно изложив несколько предметов естественной истории , сравнивает их и сводит частности в систему.

К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности.

1. Он предлагал при рассматривании предмета прежде всего приучать детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов:

Какого цвета предмет?

Из чего он сделан?

Какого его величина сравнительно с другими предметами?

Сколько ног?

Сколько крыльев? И т.д.

Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

2. От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет, К.Д. Ушинский предлагает переходить к перечислению существенных признаков.

3. Далее следует рассказывать о пользе, которую данный предмет может принести человеку.

4. Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходства и различия.

К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и только благодаря способности сравнивать и отличать мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Но детей надо учить сравнивать.

5. К.Д. Ушинский рекомендовал тесно связывать рассматривание предмета с объяснением, а затем с чтением статей, предлагаемых в «Родном слове». Детей надо приучать рассказывать о виденном предмете. Таким образом К.Д. Ушинский связывает развитие наблюдательности с его умственным и речевым развитием.

В целом педагогические идеи К.Д. Ушинского оказали плодотворное влияние на развитие дошкольной педагогике 19 в. и заслуживают внимания и в наши дни.








































Вопрос 2. Е.Н. Водовозова о методике использования природы в воспитании дошкольников


Методика ознакомления дошкольников с природой прошла длительный путь своего развития. Среди передовых деятелей дошкольного воспитания второй половине ХІХ в., положивших начало методике ознакомления с природой, видное место принадлежит Елизавете Николаевне Водовозовой (1844-1923 гг.). В своих работах «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», «На заре жизни и другие воспоминания», «Из русской жизни и природы» она определила значение природы в развитии дошкольника, охарактеризовала содержание природоведческих знаний, доступных детям дошкольного возраста, отметила условия необходимые для ознакомления дошкольников с природой.

1. Е.Н. Водовозова о задачах и содержании умственного воспитания дошкольников.

Проблема умственного воспитания ребёнка дошкольного возраста является одной из основных в системе педагогических взглядов Водовозовой.

Основной теоретико-педагогический труд Водовозовой в первых изданиях и назывался «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста». В предисловии к нему была поставлена основная задача — вскрыть содержание и пути «воспитания ума дитяти». Уже в первых изданиях этой книги вопросы умственного воспитания ставились достаточно глубоко и обоснованно.

Умственное воспитание определялось Водовозовой как неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка наряду с физическим и нравственным воспитанием. Она считала необходимым заботиться об умственном развитии детей, начиная с раннего возраста или, как она говорила, «с первого проявления сознания».

Водовозова связывала значение умственного развития с обучением ребёнка. Отсутствие внимания воспитанию ума до школы, по её мнению, отрицательно сказывается не только на общем развитии, но и на последующем обучении ребёнка. «Что касается умственного развития, то мы положительно можем сказать, что если дома, до поступления в школу, ребёнку не дали разумной подготовки, то и потом разве только особенно талантливый может приобрести основательные знания» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 238—239).

Сущность умственного воспитания раскрывалась Водовозовой для того периода достаточно полно и глубоко. Она говорила, что дать правильное умственное развитие детям — это значит насытить их жизнь разумным содержанием, соответственно их возрасту и развитию. Это значит дать ребёнку разнообразные занятия, игры, подыскав для них необходимый материал, упражнять и усовершенствовать органы внешних чувств, развивать наблюдательность ребёнка, его речь, внимание и память. Всё содержание жизни ребёнка, материал для его занятий, игр и упражнений должен быть одинаково полезен, важен как для развития его ума, так и укрепления его здоровья и развития нравственных качеств. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр.240).

Одновременно Водовозова подчёркивала, что всё, с чем приходится знакомиться детям дошкольного возраста, всё, что они должны наблюдать в окружающем, — всё это, развивая их умственно, в то же время должно приносить им удовольствие, радость, веселье. Это чрезвычайно важно для маленьких детей, так как запас их жизненных сил не велик, а веселье и радостное настроение благотворно действуют на жизненный тонус, создают бодрое настроение, повышают деятельность кровообращения. В таком случае умственное развитие будет не переутомлять

детей, не нарушать их здоровья, а укреплять его. Это даст возможность изжить указанные раньше опасения родителей и воспитателей.

Высказанное положение Водовозовой неправильно было бы рассматривать как стремление придать умственному воспитанию в раннем и дошкольном детстве развлекательный характер, а, скорее, как противопоставление формальному обучению в начальных школах того периода и педантизму в детских садах. В этом убеждает анализ умственного воспитания в трудах Е. Н. Водовозовой.

Красной нитью проходит у Водовозовой основная мысль, что забота о воспитании ума ребёнка должна проявляться прежде всего в развитии органов внешних чувств, особенно в жизни маленького ребёнка. «Чем совершеннее развиты органы чувств ребёнка, тем более представлений воспринимает его ум, а это только и даёт возможность впоследствии приобрести наибольшее количество понятий, быть способным приходить к самостоятельным заключениям и выводам» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 141). Неразвитость органов чувств не даёт возможности ребёнку уяснить внешние признаки предмета (форму, цвет, размер); он не может при этих условиях быть наблюдательным; природа с её

разнообразными явлениями будет чужда его восприятиям и чувствам.

Е. Н. Водовозова положила начало разработке методики сенсорного воспитания в русской дошкольной педагогике. Она попыталась наметить систему упражнений для развития органов чувств. Считаем правильным и ценным её утверждение, что окружающая жизнь, природа, предметы быта, игры и занятия дают для этой цели богатейший материал. Но не будучи сторонницей только специального дидактического материала, на котором можно было бы развивать зрение, слух, она рекомендовала всё же использовать для этого фребелевские «дары».

Целый ряд ценных методических советов дала Е. Н. Водовозова для упражнения слуха ребёнка. Она рекомендовала учить детей прислушиваться к шумам и звукам природы, музыкальным инструментам, к песням, звукам и голосам животных: «когда гром гремит, ветер воет и свистит, корова мычит, собака лает, кошка мяукает, петух выкрикивает своё ку-ка-ре-ку, кукушка кукует, курица клохчет, лошадь ржёт, муха жужжит, сверчок стрекочет» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 145).

Все упражнения, совершенствующие органы чувств, она стремилась увязать с развитием мышления детей, знакомя их с характерными признаками каждого предмета, помогая составить о нём более ясное представление, вырабатывая точность определения окружающих предметов, что чрезвычайно важно для развития речи и формирования простейших понятий.

Руководство наблюдениями по методу Е.Н. Водовозовой.

В понятие воспитания ума ребёнка Водовозова включала также развитие наблюдательности, любознательности, или, как говорила она, «пробуждение мысли дитяти».

Заслугой её является то, что она разработала культуру наблюдений с маленькими детьми. Её указания о том, как воспитатели и родители должны направлять развитие наблюдательности детей дошкольного возраста, мы счи­таем ценными и не утерявшими своего значения до настоящего времени.

К способности наблюдения Водовозова относит: запоминание наблюдаемого, уменье отличить в нём существенное от менее существенного, сравнивать одни признаки с другими и делать из них правильные заключения и выводы. Эти качества необходимо развивать с дошкольного возраста, а не надеяться на то, что они придут сами собой.

Ярко выражена у Водовозовой в этом деле ведущая роль воспитателя. Ведь детское наблюдение характеризуется большой неточностью, дети поражаются часто внешними, бросающимися в глаза чертами и признаками предметов и явлений, усваивают их, но пропускают главные, смешивают фантазию и действительность; прочность усвоения также оставляет желать лучшего.

Такова характеристика детского наблюдения, данная Водовозовой, если оно не направляется взрослым. Что произойдёт, если родители и воспитатели предоставят наблюдению ребёнка развиваться самотёком? Вот совершенно правильный ответ Водовозовой: «Всех нас всё поражало в детстве. Но в нас никогда не поддерживали естественной, деятельной любознательности; замеченное нами бесследно исчезало из памяти, и наш восторг при виде явлений природы мы применяли сначала к узкой рамке будничной жизни..., а потом, мало-помалу, доходили до равнодушия человека, которого так поражает внезапное яркое освещение, что скорее парализует деятельность мозга, чем заставит его узнать причину такого явления» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 41).

Отсюда Водовозова пришла к следующему выводу: если в ребёнке не развивать с детства наблюдательности, то он не сумеет подмечать и определять характерных признаков предмета; это будет отрицательно отражаться на его мышлении, может привести к лености мысли.

Развитие способности наблюдать окружающее необходимо проводить под руководством педагогов и родителей.. Воспитывая детскую наблюдательность, взрослые должны придерживаться основных дидактических принципов: «...идти от более близкого к более отдалённому, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т. е. от конкретного,, к отвлечённым понятиям, или абстрактному» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 241—242).

Методика развития наблюдательности раскрыта Водовозовой интересно и обоснованно

  1. Вначале при наблюдении окружающих предметов ребёнок в состоянии заметить только самое выдающееся.

  2. Задача воспитатели указать ему другие качества, менее заметные, и приучить всматриваться в предмет. Это поможет детям мало-помалу уже самостоятельно открывать в предмете или явлении новые признаки и качества. Водовозова рекомендовала в таких случаях даже не указывать ребёнку те или другие признаки, а лишь «побуждать, наталкивать дитя открывать их». Это будет способствовать развитию активности и самостоятельности в наблюдении. Если воспитатель не будет обращать внимание ребёнка на признаки предмета, то у ребёнка исчезнет свежесть впечатлений, он будет равнодушен даже к самым характерным явлениям окружающего.

  3. Одновременно с этим Водовозова рекомендовала воспитателю помнить, что раньше, чем обратить внимание ребёнка на отдельные признаки, надо, чтобы он осмотрел предмет в целом.

  4. Воспитателю необходимо изучить по­следовательность, которой надо держаться при отборе предметов или явлений для наблюдения. Надо отбирать те из них, которые понятны и доступны ребёнку данного возраста, что он может усвоить из окружающего в данное время.

Во время прогулок, экскурсий в окружающую природу воспитателю не следует без разбора сообщать ребёнку сведения о всём, что попадётся на пути, а уметь отобрать немногое, что доступно пониманию детей. Всё это говорит опять-таки о том, что Водовозова подчёркивала руководящую роль воспитателя в развитии наблюдательности детей дошкольного возраста.

Очень ценно, что развитие наблюдательности, пробуждение интереса к

окружающему в дошкольном возрасте Водовозова связывала с будущим обучением в школе, с развитием самостоятельности мышления, с успешными занятиями. «Если воспитатель не сумеет развить этого свойства [интереса к окружающему] в ту пору, когда в ребёнке только начинает пробуждаться наблюдательность ко всему окружающему, имеющая такое громадное значение для всей психической жизни человека, то умственные способности ребёнка постепенно притупляются, и, сделавшись школьником, он равнодушно будет смотреть на... мир» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 245).

В помощь родителям и воспитателям Водовозова разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определённый круг явлений и предметов из окружающей жизни. Это было чрезвычайно важно для теории дошкольного воспитания, так как этими исканиями было положено начало разработке программного содержания работы детского сада. Окружающий ребёнка мир — родная природа и жизнь людей — является источником наблюдений.

Программа наблюдений у Водовозовой—это, в сущности говоря, программа знакомства ребёнка с явлениями окружающей природы и общественной жизни.

Этот круг явлений окружающей жизни был ею первоначально отобран и расположен в порядке постепенного усложнения.

Знакомству детей с природой Елизавета Николаевна отводила очень большое место. Природа окружает нас всюду, поэтому возможности воспитателя в использовании природных явлений не ограничены. В ближайшем окружении можно всегда найти доступное пониманию ребёнка.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста, по мнению Водовозовой, следует прежде всего знакомить с домашними животными и птицами. «При развитии ребёнка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так как в это время ребёнка особенно занимает всё живое и движущееся» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 73). Правильно утверждала Водовозова, что знакомство с животным миром в этом возрасте должно обязательно проводиться наглядным путём, сопровождаться оживлённым разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребёнок видит. Во время наблюдения с детьми рекомендуется вести примерно такой разговор. «Смотри, коровушка-то ходит да травку рвёт, вон она как долго жуёт. Уши у неё в стороны смотрят, а рожища какие большие! Не нужно дразнить коровушку, она этими рожищами так толкнёт... My,— замычала, заревела — ведь это она хозяйку зовёт, пить просит, доить себя велит...» (Там же, стр. 68). Затем поясняют, что корова даёт молоко. Дети смотрят, как она ест сено, дают ей хлеба...

Другой пример — наблюдение за домашними птицами: «Смотри... как курицы по двору расхаживают, каждая со своими детками, маленькими цыплятами. Вон как курица ножками землю разгребает, закудахтала, это она червячка нашла и детушек собирает. Цып, цып... подбирайте крошечки... вон как славно, подклёвывают... Кыш, прочь отсюда, петух... ты большой, сам можешь найти, пусть цыплятки досыта поедят... и уточки идут с утятками, поесть захотели, с озера возвращаются, с ноги на ногу переваливаются... Ну и тут лужу нашли, плавают, широкие носики в воду опускают» (Там же, стр. 69)

Назначение этих пояснений в том, чтобы помочь ребёнку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами.

Ребёнку надо дать живой, конкретный, видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нём ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. Вам... следует сначала всё показать ему в той живой, занимательной картине, какую представляет действительность, чтобы потом он на самом деле приобрёл основательные знания» (Там же, стр. 70).

Водовозова рекомендовала привлекать внимание маленького ребёнка по мере его развития и к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птички; бывать в лесу, в поле, в саду. Рассматривая деревья — показать лиственные и хвойные, сравнить лист и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Кроме того, она считала полезным для развития ребёнка держать (в зимнее время) в доме двух-трёх животных (кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху, рыбу). Детей надо привлекать к уходу за ними и бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным. Постепенно по мере роста и развития ребёнка расширяется и тот круг явлений природы, с которыми возможно познакомить его.

Ценно, что круг представлений о растениях и животных определяется местными природными условиями. Водовозова предлагала знакомить детей только с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее из­вестными животными, «находящимися на русской почве».

Богатейшие возможности для наблюдения и расширения кругозора старших детей (6—7 лет) даёт, по её мнению, дают сад, луг, река, лес. «Тут и различные деревья, кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды, цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи. Тут и конца нет для бесед» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 246). Пусть ребёнок осматривает гнёзда птиц, замечает их форму, материал, из которого они сделаны, где они свиты и какой птицей. Пусть прислушивается к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит их. Необходимо воспитывать заботливое отношение к каждой птичке, к зайчику, белке, кролику, а также и к домашним животным; показать, как надо приручать животных.

Желательно посещать скотный двор, птичник, рыбную ловлю... На берегу реки, озера или моря ребёнок должен наблюдать течение воды, цвет её, волны, собирать камушки, ракушки. Детей следует познакомить с тем, что растёт в поле, на лугу, посмотреть сельскохозяйственные работы. Наблюдения в природе следует проводить в различные времена года и обращать внимание на происходящие изменения. Чрезвычайно важно, что Водовозова показывала детям явления природы не в статике, а в динамике: ; знакомила с развитием насекомых, земноводных, с ростом растений. Она предлагала осуществлять это исключительно наглядным путём, путём наблюдения, выращивания как в естественных условиях, так и в специально созданных.

Надо особенно отметить, что, кроме наблюдения с детьми явлений природы в их естественной обстановке, каждой семье рекомендовалось устроить для детей 6—7 лет «маленький естественно-исторический кабинет», или, как мы теперь называем, уголок природы; Он должен был служить для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нём рекомендовалось сосредоточить всё необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, плошки с посадками, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с насекомыми, ёжика, рыбку и др. По мнению Водовозовой, ребёнку можно разрешить собирать в свой «кабинет» все интересующие его природные объекты и приучить их сохранять.

Следует остановиться на разработке Водовозовой серии опытов и самостоятельных длительных наблюдений из области естествознания для детей б—7 лет. Водовозова совершенно правильно считала, что опыты и самостоятельные наблюдения делают мысль ребёнка более деятельной, активизируют её, способствуют самостоятельности мышления, приучают детей к анализу. «Пусть, — говорит она, — он [ребёнок] сам вырастит цве­ток, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 45). Дети, воспитанные таким путём, самостоятельно и совершенно естественно познакомятся с характерными признаками предметов; в школе они смогут сделать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщающее правило. Упор на самостоятельность ' детей в длительных наблюдениях не противоречит, а сочетается у Водовозовой с руководящей ролью воспитателя.

Умственное развитие, рост сознания и наблюдательности у детей позволяют каждое уже знакомое им явление показать более разносторонне и многообразно. Такое усложнение наблюдения объектов природы Водовозова показала на конкретном подборе круга явлений для детей 6—7 лет, а также и на сравнительных наблюдениях младшего и старшего возраста за одним и тем же предметом.

Методы ознакомления дошкольников с природой в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой.

Из всего сказанного выше видно, что Водовозова рекомендовала разнообразные методы и формы организации знакомства с природой:

• наблюдения,

• экскурсии,

• прогулки,

• организацию живых уголков,

• детский огород и цветник,

• уход за животными и растениями,

• беседы,

• художественный рассказ воспитателя,

• использование картин,

• использование календаря природы.

Из них она совершенно справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребёнка с природой. Ею были правильно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребёнка, его стремление к активности.

В целях практической помощи родителям и воспитателю Водовозова разработала примерную тематику экскурсий в лес, поле, на луг, к реке, озеру, к водяной мельнице, в сад, огород, на скотный двор и т. д. Каждая экскурсия должна давать не только знания детям и учить их наблюдательности, но и развивать в ребёнке чувство природы. «Если только вы раскроете перед ребёнком эту великую книгу природы и будете руководить им, он всей душой привяжется к окружающему миру. При таком воспитании в ребёнке прогрессирует интерес к природе, его любознательность и наблюдательность заметно растут с каждым днём» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 247).

Водовозова очень высоко ценила в воспитательном отношении труд детей в природе: Как уже было нами указано, она рекомендовала привлекать детей дошкольного возраста к выращиванию цветов, овощей, к уходу за ком­натными растениями, за домашними животными. Вполне справедливо она усматривала в этом элементы морального воспитания. «Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства» (с. 45).

Воспитание у детей глубокого интереса к природе, проведение различных практических работ, правильное освещение явлений природы, отсутствие религиозности — всё это характерно для педагогических воззрений Е. Н. Водовозовой.

Одновременно с этим надо указать, что она преувеличивала возможности ребёнка и часто нарушала свою собственную позицию — давать детям-дошкольникам доступный образовательный материал. Круг преобразованию природы (труд в огороде, цветнике) — всё это говорит о материалистических элементах в мировоззрении Е. Н. Водовозовой. ь

В программу умственного развития Водовозова включала также и знакомство детей с окружающей общественной жизнью, с бытом и трудом простого народа. Она считала это очень важным не только для умственного, но и для нравственного воспитания. Пробуждение интереса к труду окружающих людей, по её мнению, должно сочетаться с развитием в ребёнке уважения к труду, внимания простым людям, понимания тяжести их труда в царской России, гуманного отношения к ним.

Она протестовала против того, что даже в тех немногочисленных семьях, где признавали необходимым приучать ребёнка наблюдать природу, обращали мало внимания на «самое близкое ему — на человека». Недопустимым считала Водовозова, чтобы взрослые или дети «не имели ни малейшего понятия о народной жизни», стояли от неё вдалеке, свысока и неправильно судили о ней; относились с пренебрежением к трудящемуся

Круг знакомства с явлениями окружающей жизни расширялся и усложнялся от возраста к возрасту. Так, ребёнку 3—4 лет Водовозова считала необходимым дать первоначальное ознакомление с предметами быта, домаш­него хозяйства (посуда, мебель, кушанья, одежда). Более старшие дети должны знать, из чего сделаны эти предметы, их назначение, использование и расположение в комнате. Маленьким детям давалось общее представление о доме, квартире, где они живут, о дворе и саде, где они гуляют. Дети 6—7 о лет узнавали устройство квартиры — назначение комнат, окон, дверей, лестницы, крыши; их знакомили с тем, кто и из чего строит дома, сравнивали городской дом с крестьянской избой. Отсюда рекомендовалось перейти к сравнению жизни в городе и в деревне. Ребёнка старшего дошкольного : возраста предлагалось познакомить с трудом родителей и довольно разнообразными видами труда других людей. Сюда относилось наблюдение работы в различных мастерских: столярной, шожной, лудильной, кузнице и др. Не рекомендовалось посещать те мастерские, которые могли принести вред здоровью ребёнка.

Не меньшее воспитательное значение и интерес, по мнению Водовозовой, имеет знакомство с сельскохозяйственным трудом в различные периоды полевых и садовых работ. Водовозова рекомендовала рассмотреть с детьми орудия сельскохозяйственного труда, объяснить элементарно назначение каждого из них.

Надо отметить как положительное, что методы знакомства ребёнка с окружающей жизнью у Водовозовой достаточно разнообразны. Особенно ценно непосредственное наблюдение явлений и предметов в процессе

экскурсий и прогулок, которые Водовозова рекомендовала проводить систематически и повторно, чтобы ребёнок мог то или другое явление наблюдать неоднократно и в изменяющихся условиях (сезонный труд в сельском хозяйстве). "Экскурсия должна сопровождаться живой беседой, пробуждающей умственную активность ребёнка и доводящей наблюдаемый объект до его сознания. Одновременно с этим она должна вызывать в ребёнке уважение к труду, сочувствие к трудящимся, желание трудиться.

Целям ознакомления ребёнка с окружающей жизнью служат также, по мнению Водовозовой, рассказы и книги о быте и труде взрослых и детей. В помощь воспитателю она составила рассказы на эти темы, вошедшие в книгу «Из русской жизни и природы». Знакомя детей с жизнью крестьян, она советовала использовать русские народные загадки, пословицы, поговорки.

Педагог предлагала внимательно подходить к отбору произведений о природе для чтения детям. Ребенок-дошкольник лучше осознает то, что он непосредственно видит и наблюдает в ближайшем окружении. Рассказы о жизни природы должны быть написаны простым, понятным детям языком. Они должны давать детям правильные представления о природе, поэтому не следует прибегать к вымышленной форме, к очеловечиванию животных и неживой природы (3, с. 75-89).

С целью познания скрытых свойств объектов природы педагог предлагала проводить разнообразные опыты. Она считала, что они делают мысль ребенка более деятельной, способствуют развитию самостоятельности мышления, приучают детей к анализу.

Однако использование этих методов должно быть направлено не только на сообщение детям определенных знаний о природе, но и на развитие в ребенке “чувства природы”. “Если только вы откроете перед ребенком эту великую книгу природы и будете руководить им, он всей душой привяжется к окружающему миру. При таком воспитании, в ребенке прогрессирует интерес к природе, его любознательность и наблюдательность заметно растут с каждым днем” (с. 247).

Таким образом видно, что Е.Н. Водовозова рекомендовала разнообразные методы ознакомления с природой: наблюдения, опыты, труд, рассказы и т.д. Но совершенно справедливо она отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были совершенно правильно учтены при выборе этого метода особенности мышления ребенка, его стремление к активности.



























Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Е. И. Тихеевой


Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е.И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение , мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.

Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту , не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших , для ребенка доступных и интересных явлениях - вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе , к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку , возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы», который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Содержание наблюдений, труда детей и подбор материала для уголка природы, разработанные коллективом сотрудников, не потеряли значения и для настоящего времени.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

- наши огородные растения

- наши деревья и кустарники

- наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу: рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе, которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.
























Вопрос 4. Белорусские педагоги и просветители о значении природы в воспитании и обучении детей


Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика.

Еще в 16 веке на территории Беларуси (в составе Великого Княжества Литовского) появились прогрессивные для того времени мысли «о роли природы в формировании моральных ценностей человека». Автор этих слов Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». В своем лучшем произведении «Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него» изложил многогранную идейно-эстетическую и педагогико-просветительскую программу. В этом произведении автор воспел родную Беларусь, красоту и богатство ее природы, самобытность народа.

В своем произведении «Песня пра зубра» описал природу, быт и социально-политические условия жизни народа Беларуси, особенно подчеркнув значимость природы для всестороннего развития личности. Он один из первых белорусских гуманистов выдвинул идею природоохранного воспитания человека и общества в целом.

С целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности Николай Гусовский пропагандировал:

во-первых, необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы;

во-вторых, важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой;

в-третьих, стремление осуществлять природоохранную деятельность. Именно с учетом этого, слова поэмы Николая Гусовского звучат особенно актуально, как наказ поколениям:

«Пусть не забудет потомок наказ материнский,

Чтоб умножать и лелеять лесные богатства.

Дорого злато, а лес бесконечно дороже!»

Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». О философских, общественно-политических, морально-этических взглядах Франциска Скорины можно судить по его предисловиям, послесловиям, комментариям, помещенным в каждой из опубликованных им книг. Изданием библейских книг Франциск Скорина в первую очередь преследовал просветительские, а не религиозные цели. В предисловиях достаточно ярко и полно выражены педагогические взгляды белорусского просветителя. Он неоднократно подчеркивал, что цель его литературной и издательской деятельности учить простых людей, помочь им познать мудрость и науку. Он стремился убедить людей, что мудрый имеет в голове своей глаза, а глупый в темноте ходит, что «..як святло пераважае над цемрай, так мудры над глупым...”

Сам Франциск Скорина был высоко образован в области медицины, природоведения и гуманитарных наук. Все свои издания он рассматривал, как пособие по этим наукам. Кроме того, он считал, что библейские книги дают много сведений и по другим отраслям знаний.

Ставя перед собой цель, расширить кругозор читателя, обогатить его конкретными знаниями, Франциск Скорина в своих предисловиях часто ссылается на античных исторических личностей – Аристотеля, А. Македонского, Дария, Птолемея и др. Есть в предисловиях сведения по истории и географии стран Ближнего Востока. Он стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания.

Франциск Скорина во многом определил пути дальнейшего развития просвещения. Как заслугу Франциска Скорины необходимо признать и зарождение у белорусов таких отраслей науки, как ботаника, медицина. Однако существенно повлиять на содержание образования детей идеи Франциска Скорины не смогли.

На протяжении 240 лет (с 1580 г. по 1830 г.) образование на территории Беларуси находилось под влиянием иезуитов. Преподавание естествознания детям полностью игнорировалось. Однако многие белорусские педагоги полагали, что знания о природе необходимы.

Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд.

С. Будный сыграл значительную роль в развитии науки и просветительства, его назвали одним из самых популярных распространителей прогрессивных идей. Он владел энциклопедическими знаниями, мастерством переводчика, преподавал катехизис в протестантской школе. Первой его работой на белорусском языке был «Катехизис». В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. Данная работа дает повод утверждать, что С. Будный также придает огромное значение природе в развитии личности человека.

Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».

Он в своем имении открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. В ней обучались не только мальчики, но и девочки, дети местной шляхты и дети крестьян. Школа отличалась также по содержанию и характеру обучения, которое было безрелигиозным, светским. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею.

Факт наличия на территории Беларуси в 17 веке светской школы, дающей естественнонаучное образование трудно переоценить. Он еще не получил должной оценки, детально не изучен и ждет своего дальнейшего исследования.

Илья Федорович Копиевский (Копиевич) (1651 – 1714 гг.) - издатель и просветитель. Он был лично знаком с Петром I и поддерживал его реформы.

Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Цель жизни он видел в распространении знаний среди «народа славянского», разъяснении юношам важности и необходимости образования, подчеркивал значение разностороннего образования. Так, он считал, что изучение естествознания полезно в морском и горном деле, в навигации. В книгах-учебниках И. Ф. Копиевский изложил много ценных практических сведений по разным вопросам. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. С этой задачей И. Ф. Копиевский стремился справиться с помощью произведений античных авторов. В произведении «Притчи Эссоповы» 1700 г. он комментирует положения Эзопа, Гомера, Горация, говорит о пользе естествознания в воспитании человека, в формировании его личности. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Именно отталкиваясь от этого можно формировать у детей стремление к познанию мира, стойкость, доброту и чувство красоты.

Просветительская деятельность И. Ф. Копиевского сыграла видную роль в развитии школьного дела и педагогических воззрений в России 18 в.

Несколько иных взглядов на ознакомление детей с природой придерживался Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы.

Будучи преподавателем в пиарской коллегии, Казимир Нарбут преподавал дисциплины естественнонаучного цикла: астрономию, физику, географию. В своих лекциях и изданных книгах «Краткий трактат практической космографии», «Логика, или наука о размышлении и рассуждении, благодаря которой всякий сможет во всем достигать истины и остерегаться заблуждений», «Из устава Комиссии национального образования» К. Нарбут уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле. Изучая проблему происхождения жизни на Земле Казимир Нарбут проводил опыты, с целью выяснения возможности зарождения живого от неживого. Он критиковал схоластические методы обучения и предлагал связывать изучение естествознания с конкретной практической деятельностью. Например, он предлагал: «Для этого следует чаще устраивать игры на открытых площадках (полях), делать упражнения по укреплению здоровья, заниматься выполнением полезной работы, как-то: подготовка почвы и разбивкой садов и огородов, распиловкой древесины, изготовлением веревок (канатов), короче, производством всех сезонных работ» [1,.с.150].

Казимир Нарбут полагал, что введение целого ряда дисциплин естественнонаучного цикла в курс школьного обучения позволит в ближайшем будущем повысить уровень сельского хозяйства, торговли и промышленности.

Флориан Бохвиц (1779-1856 гг.) в своем трактате «Мысли о воспитании человека» впервые в истории педагогики Беларуси рассказал о важности воспитания детей дошкольного возраста. Он полагал, что с этого возраста надо приобщать детей к религии, а со школьного возраста давать научные знания. «Стремясь отыскать предназначение и цель нашего воспитания, мы обязательно должны взглянуть на мир, в котором живем. Ибо этот мир… содержит все предшествующие (становлению человека) свойства, служащие и целям нашего существования и целям нашего воспитания…» [1, с. 169] Отражая насущные потребности экономического и культурного развития общества, Ф. Бохвиц высказывался за изучение в школе ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, естественной истории, географии. Он считал, что изучение этих наук в определенной системе будет способствовать развитию памяти, воображения, аналитического мышления. Особое место в изучении природы он отводил непосредственному общению с природой и организации труда детей в природе. Ф. Бохвиц осуждал безделье, подчеркивал его опасность при формировании личности и считал, что труд должен быть обязательным.

Игнат Кулаковский (1800-1870 гг.), Ян Чечет (1796-1847 гг), Павел Шпилевский (1823-1861 гг.) были сторонниками идеи ознакомления детей с природой родного края. Они полагали, что любовь к родной природе лежит в основе формирования любви к родине. Наблюдения за красотой природы они предлагали дополнять произведениями белорусского народного творчества: песнями, пословицами, поговорками, загадками, которые содержательно в большинстве своем связаны с природой.

Однако в отличие от своих предшественников Иван Данилович Горбачевский полагал, что ограничиваться только наблюдением красоты родной природы не стоит, важно с самого детства давать прикладные знания о природе. И. Д. Горбачевский (неизв. гг.) – белорусский краевед, фольклорист, педагог, в своей работе «Сельский учитель» (1895 г.) излагает свою идею соединения обучения с сельскохозяйственным трудом Он полагал, что в школе важно преподавать дисциплины, имеющие прикладное значение, такие как садоводство, огородничество и пчеловодство. «Под непосредственным руководством учителя дети пололи и окапывали деревца; когда приходило время, делали прививку и пересаживали их в школу, воспитывая до тех пор пока не наступало время пересаживать на места. Ученики с большой охотой изучали садоводство и огородничество на практике. Даже в летнее время, пользуясь всякой свободной от домашних работ минутой, мальчики прибегали в училище и тщательно осматривали свои участки» [1,с. 210]. И. Д. Горбачевский подчеркивал, что постоянный и кропотливый сельский труд вырабатывает такие качества человека как, добросовестность, бережливость, и наилучшим образом способствует формированию нравственных качеств у ребенка.

Особую роль И. Д. Горбачевский отводил ознакомлению детей с необходимостью охраны окружающей среды.

.Адам Богданович отмечал, что любой школьный предмет, но особенно естествознание формирует научное мировоззрение. Окружающую ребенка природу он считал наилучшим средством умственного развития ребенка и подготовки к практической деятельности. Формирование же положительного отношения к природе А. Богданович считал, что происходит в семье. Пример поведения родителей в природе, их отношение к объектам природы, народные праздники, в которых участвует семья, наилучшим образом будут способствовать формированию любви к родному краю.

Адам Егорович Богданович (1862-1940 гг.) – прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель поэта Максима Богдановича.

Талантливый педагог Адам Богданович, выступал против бессмысленной зубрежки. Он был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базирующегося на научном освещении природы и общества. Поэтому исключительно большое значение педагог придавал естественным наукам. Он видел в природе неисчерпаемое богатство для умственного развития детей и важнейший источник для их подготовки к будущей практической деятельности.

.Адам Богданович настаивал на изучении в гимназии физиологии, химии, биологии, физики, так как отсутствие этих дисциплин в гимназическом курсе рождало непонимание у детей многих явлений окружающего мира.

Страстный патриот своей Родины А. Богданович считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества и семья. Именно семейные традиции направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой.

Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

“Люблю мой сад, як расцвітае,

Як салавей свой трэль вядзе,

Як цвет галінку прыгібае,

Як пчолка мёд адтуль нясе”

Тетка стремилась обогатить детское восприятие окружающего мира, развить умение видеть жизнь наиболее ярко и свежо

В своей книге «Первое чтение для деток белорусов» она собрала тексты для чтения детей первого года обучения. Все произведения направлены на воспитание у маленьких белорусов любви к природе, к родному краю, к людям, на формирование гуманистических взглядов и эстетических чувств, на развитие представлений, необходимых для каждой духовно богатой личности.

По мнению А. Пашкевич, именно общение с белорусской природой и белорусских фольклор содержат в себе огромные воспитательные и образовательные возможности, так как в них сохранились самые глубокие пласты национальной истории, видны корни белорусской культуры, проявляется мировосприятие и миропонимание народа.

Одной из граней художетсвенно-педагогического наследия Тетки является то, что она стала родоначальницей современной детской научно-популярной литературы, которая берет свои истоки из колоритных произведений писательницы. Это и реалистично-сказочные рассказы “Пчолы”, “Гутаркі аб птушках”, “Перал1тныя птушкі”, “Папараць-кветка” и др.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. В художественных произведениях, педагогических трудах и многочисленных статьях нашли свое отражение взгляды автора на восмпитание и развитие личности человека. Многие его идеи вошли в копилку современной педагогики.

Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Первые четыре раздела данной книги посвящены природе, а именно временам года. А в последних трех разделах размещены произведения и примеры народного творчества. Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка. “Першае, што належыць зрабіць у школеў галіне выхавання, гэта – прышчапіць дзецям любасць да працы. Але навучыць працу можна толькі шляхам непасрэднага ўдзелу ў ёй. Няхай гэта будзе работа на школьным кавалку зямлі, у невякікім садзіку, агародзе, на пасадцы дрэў каля школы, каля хат сваіх вучняў, уздоўж дарог, што праходзяць непадалёку ад вашага сяла”.

Я. Колас не только рекомендовал, как прививать детям любовь к труду и родной природе, но и сам стремился добиться этого своими замечательными произведениями о красоте белорусской природы, написанными для детей.

“Замірае лета,

Заціхаюць далі,

Сірацее рэчка,

Халадзеюць хвалі.

У безмежным небе

Роўненькім шнурочкам

Жураўлі ў вырай

Мкнуцца над лясочкам”.

Янка Купала (1882 – 1942 гг.) - белорусский поэт, просветитель. Анализируя творческое наследие Янки Купалы можно увидеть, что он в своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка (поэма “Адвечная песня”), патриотизм и национальная гордость (стихотворения “Сын і маці”), богатство и красота природы и радость жизни (стихотворение “Кароль”). Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мароз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека:

“Наставником с детства, с годов невеселых,

Служил мне простор в белорусском краю,

И всходя на нивах и говор по селам

Мне в дар приносили науку свою,

И душу мою окрыляло раздолье,

И в небо под солнце летела она,

Светилась, сияла, как радуга в поле,

Как радуга в небе, как сказка-весна.”

Любовь автора к природе родного края ощущается в стихаха поэта. Она передается читателюи помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси.

Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой:

- ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка;

- ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей;

- работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности;

- наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.