СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские композиторы-классики. М.И. Глинка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Русские композиторы-классики. М.И. Глинка

Цели:      

  • сформировать представления учащихся о классической русской музыке и о жизни и творчестве М.И. Глинки
  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными произведениями
  • развить музыкальный слух, память и умение использовать музыкальную терминологию.

Просмотр содержимого документа
«Русские композиторы-классики. М.И. Глинка»

Урок музыки 4 класс

Дата: 27.04.2023 г.

Тема: Русские композиторы-классики. М.И. Глинка

Цели:

  • сформировать представления учащихся о классической русской музыке и о жизни и творчестве М.И. Глинки

  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными произведениями

  • развить музыкальный слух, память и умение использовать музыкальную терминологию.

Задачи:

  • Образовательная: изучение жизни и творчества М.И. Глинки

  • Развивающая: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

  • Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учёбе, коммуникативных умений. Способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

Личностные УУД:

  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

  • интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  • участие в индивидуальных мини-исследованиях;

Регулятивные УУД:

  • проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных произведений на уроке;

  • формирование эмоционально-осознанного отношения музыкальному искусству, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

  • формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе её анализа.

Тип урока: открытие новых знаний.

Музыкальный материал:



Ход урока

  1. Орг.этап. Приветствие.

Начинается урок

Он пойдет ребятам в толк

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

За работу получать

Только лишь оценку «пять»!

2. Опрос домашнего задания. Отметка отсутствующих.

Какая была тема прошлого урока? О Какой Республике говорили?

Слайд 1.

Задание 1. По картинке каждый ряд угадывает инструмент.

1 ряд-Кисын фандыр

2 ряд-Дала-фандыр

3 ряд-Дуадастанон-фандыр

Проверим себя.

Задание 2. Определите по видео что это?

Видео 1

Симд-Национальный массовый осетинский танец.

Осетины народ какой, ребята?

Такой же и наш русский народ. А какой праздник доказывает то, что русский народ гордый, сильный и отважный?

Давайте же споем песню в честь 9 мая.

3.Вокально-хоровая работа.

Распевка

Исполнение песни «Главный праздник».

4. Основная часть.

Слайд 2.

Задание 3. Для того чтобы понять о ком мы сегодня будем говорить, предлагаю вам отгадать ребус. Проверим себя.

Дата: 27 апреля. Тема урока: Русские композиторы-классики. М.И. Глинка.

Запись в тетради

Зная тему урока, давайте определим нашу цель урока и задачи, которые необходимо решить.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – русский композитор.

Портрет на доске

Запись в тетради

О жизни Михаила Ивановича расскажет нам Мананникова Маша.

Сообщение

М. И. Глинка является первым композитором, поднявшим русскую музыку на мировой уровень. Родился он в Смоленской губернии.

Детство Глинки прошло в деревне, поэтому ему зачастую приходилось слышать народные песни.Воспитанием мальчика занималась его бабушка.

Играть на фортепиано и скрипке Глинка стал уже в 10 лет. С 13 лет он начал обучаться в пансионе. Закончив его, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Позже он сочиняет две оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», прославившие русскую музыку, ставшие настоящей классикой. В этих произведениях соединились красота родных русских напевов и мастерство композитора.



На творчество Глинки стали равняться другие композиторы. Ведь он создал удивительные, прекрасные музыкальные произведения.

Вернемся к нашей теме урока и обратим внимание на 1 предложение. Русский композитор-классик. Классик-кто он такой? Как вы думаете?

Чтобы понять, что такое классика в музыке и классический композитор, предлагаю просмотреть видео и заполнить карточку №1.

Видео 2

Почему Глинку считают основоположником русской музыки?

Классика – это?

Предлагаю провести физ. Минутку.

А сейчас мы с вами прикоснемся к творчеству великого Михаила Ивановича.

Глинка является первым русским композитором, создавшим оперу на нашей земле. Ранее никто из композиторов не мог взяться за этот жанр. Как вы думаете, почему?

В 1836 году Глинка создает великую первую русскую оперу «Жизнь за царя». Впоследствии народ переименует ее в «Иван Сусанин».

Запись в тетради

Ребята, а что такое опера?

Опера-крупное музыкальное произведение, в котором актеры только поют.

Запись в тетради

Отлично. Но одной информации о создании оперы нам мало. Необходимо узнать события, описываемые в опере и что же там случилось. Переходим к 3 заданию.

Задание 3.

У каждого ряда имеется текст. Вам необходимо прочесть его и ответить на вопрос. У каждого ряда он свой.

Опера «Иван Сусанин» описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Поляки задумали свергнуть царя и заставили Сусанина отвести их к нему. Но Сусанин не мог так поступить и не посмел его выдать. В окончании оперы все герои спасены кроме Ивана Сусанина. Ценой своей жизни он спас народ и царя.

Ответить на вопросы.

1 ряд – Какие события описывает опера «Иван Сусанин»?

2 ряд – Почему поляки напали на Русь?

3 ряд – Почему Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью?

По ходу задания прозвучит Ария Ивана Сусанина «Чуют правду».

Слушание Ария Ивана Сусанина «Чуют правду» и выполнение задания.

Ответы

Воспользуйтесь схемой анализа произведения, чтобы дать ему характеристику.

Характеристика произведения

Запись произведения

Далее мы прослушаем финал оперы, который написан в форме хора. Звучит хор «Славься».

Слушание хор «Славься».

Характеристика произведения

Запись произведения

Какие чувства у вас возникли при прослушивании?

Какой характер имеет произведение?

Молодцы!

5. Вокально-хоровая работа

Ребята, а теперь мы с вами переходим на изучение нашей песни «Начальная школа».

6. Рефлексия. Итог урока

Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка выступил как основоположник нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки.

Взгляните на экран. Смотрим что изображено и что написано. Также у вас на партах лежат эти 3 картинки. Подумайте, куда мы можем определить всю ту информацию, которую мы получили с вами на уроке и поднимите эту картинку вверх.

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

О какой опере шла речь на уроке?

Достигли ли мы нашей цели, которую ставили в начале урока?


Как вы думаете, какая самая лучшая награда для артиста?

Поаплодируйте себе за отличную работу!


Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить тему в тетради; выучить 1 куплет и припев песни «Начальная школа»; повторять песню «Главный праздник».