Материал подготовила:
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 2
Шаталова Юлия Сергеевна
г. Лыткарино, Московская область
Русские красавицы К.Маковского.
Народный костюм с творчестве художника.
Красавица
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней,
смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А.С.Пушкин
Раздел 1. Константин Маковский: краткая биография и история творчества.
Раздел 2. Русские красавицы в портретном творчестве художника.
Раздел 3. Народный костюм на картинах К.Маковского.
Раздел 1. Константин Маковский:
краткая биография и история творчества
Портрет художника
Маковский Константин – русский художник, портретист, выдающийся мастер исторической и жанровой живописи. Родился в Москве 8 июня 1839 года в семье финансиста и известного в московском обществе любителя искусства, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. В возрасте 12 лет под влиянием отца поступил в ученики Московского училища живописи. В 1857 году Константин Маковский, как один из лучших молодых художников МУЖВЗ, в знак поощрения получил малую серебряную медаль от Академии художеств.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова». По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали. Но он вместе с тринадцатью своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, не стал выполнять дипломную работу на тему скандинавской мифологии и выпустился из академии с званием художника второй степени. В 1863 году Константин Маковский, наряду с Иваном Крамским, принял участие в учреждении петербургской артели свободных художников.
В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокоссовского и госпожи Ворониной) был признан академиком. А в следующем году, за колоссальную и сложную картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», Константин Маковский был возведен в звание профессора.
Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века. Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки. Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.
В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства живописи художника. Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.
В 1884 году художник вышел из объединения Товарищества передвижников и организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда. На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).
Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке русских костюмов. Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия.
Раздел 2. Русские красавицы
в портретном творчестве художника
Каждый народ гордится красотой своих женщин и воспевает ее. Восхищение женской красотой и роскошь народных нарядов живописец смог в полной мере передать в своей серии портретов Боярынь и русских красавиц. Все эти работы объединены одной чертой. В них чувствуется невероятное уважение художника к скромности и хрупкости молодости. Более 60 полотен создал Маковский на эту тему, и на каждом из них у девушки свой особый мир, свои мечты. На каждом как будто оживают русские сказки.
За вышивкой
Атрибутика русской народной красавицы включала в себя роскошный кокошник, мерцающий яркими красками, наличие украшений. Подобные работы прославляли отечественную красоту барышень, выделяя их естественную красоту и очарование. Волосы, глаза, румянец, улыбка – все эти элементы художник прорисовывал тщательно, подчеркивая значимость каждой мелочи в образе девушек и женщин.
Портрет русской красавицы
Важную роль в творчестве сыграли женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают и защищают, красота которых придет силу. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-Царевна, Царь-девица, Марья-Искусница – символы любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности. Лицо должно быть бело, румяно, брови – черна соболя, глаза – словно звезды, ясна сокола, осанка – лебединая. Действительно, помимо приятной полноты, русскую красавицу на портретах К.Маковского отличала скромность и часто стыдливо опущенные глаза.
Русская краса
Раздел 3. Народный костюм
на картинах К.Маковского
«Бывает красота движения и красота покоя.
Русский народный костюм — это красота покоя»,
— писал художник Иван Билибин.
Народный костюм — это своеобразная летопись наших предков, научившись читать которую, можно многое узнать о традициях, обычаях, истории своей страны.
Одежда на Руси была свободная, длинная, необычайно красивая. Самая нарядная считалась из красной ткани. В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. Цвет тоже имел свою символику. Красный – жизнь, желтый – огонь, синий, черный – тьма, горе, белый – свет, праздник, охра – земля, голубой, серый – надежда.
Материал народного костюма производился из природного сырья: шерсти, меха, льна, конопли, льна. Бесконечными зимними вечерами крестьянки ткали, шили, вышивали, творили. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Это была большая ценность, костюм со временем не выбрасывали, а очень берегли.
Поцелуйный обряд
К.Маковского особенно занимал древнерусский мужской и женский костюм княжеской знати. В картине «Поцелуйный обряд» мы видим старинные боярские костюмы: парча, разноцветные сарафаны, жемчугом унизанные поручи, кокошники в мелких жемчужных кружевах.
Константин Маковский одним из первых русских художников стал работать в жанре исторической живописи. Все народные костюмы, изображенные им, нарисованы с натуры. Для создания картин на исторические темы живописец проделал огромную этнографическую работу, обращаясь к коллекционерам и разыскивая нужные образцы. Его сын так рассказывал об этом: «Отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…»
Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. Это ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – все это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты и гармонии.
Одежда – это своеобразный исторический документ, по которому мы можем узнать о прошлом наших предков. В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили.
Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси: вышивка, ткачество, кружевоплетение, ювелирное искусство. Женский костюм во все времена был венцом моды. В разных губерниях он иногда сильно отличался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и была, как правило, мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в отношении костюма. Женский наряд отличался большим изяществом, мажорностью, живописностью и роскошью убранства от мужского. Он удивительно многообразен по покрою, орнаменту и колориту. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.
Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях. Женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы человеческого тела, с длинными, иногда доходившими до пола рукавами. Принято было одновременно надевать несколько одежд одна на другую, верхнюю – распашную – накидывали на плечи, не вдевая в рукава.
Сохранились описания старинных тканей: «на але шолке бел с золотом реки и листье»; «на багреце шолк бел с золотом круги без связок, розвода золота»; «на вишнёве шолк червчат с серебром мелкой узор»; «на рудожолти шолк червчат да чорн круги». Вестфальский путешественник Август Гакстгаузен был поражен тем, что «есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин...» Ещё он описывает такое поразившее его зрелище. Однажды в воскресный летний день по дороге, пролегавшей мимо имения, где он гостил, медленно и плавно двигалась группа женщин, молодых и пожилых, одетых так нарядно, так великолепно и так не похоже на всё, виденное им ранее, что шествие показалось барону скорее видением, нежели явью. «Что это?» – спросил он и был удивлён ответом хозяина имения, вологодского помещика: «Бабы из моей деревеньки к праздничной обедне в церковь идут...» Большинство иностранцев, посещавших Московию, единодушно сходились во мнении, что мало что сравнится с великолепием и разнообразием русских женских головных уборов. Искусно вышитые золотой нитью, отделанные камнями и жемчугом, они поражали воображение невиданными растениями и фантастическими птицами.
Настоящей энциклопедией народного костюма стали картины К.Маковского. Они с любовью передали дух ушедшего времени. Народный женский костюм в живописи сохранился так, как он не может сохраниться в музеях. Костюм на полотнах так же «разговорчив», как лицо человека. Чаще всего под кистью рождались образы боярышень, царевен, девушек знатного происхождения. Их богато украшенные наряды всегда вызывали восхищение и не раз поражали великолепием иностранцев. И всё же, создано немало полотен, на которых со скрупулезностью изображали простых женщин, девушек и девочек в народных костюмах.
Боярский свадебный пир в XVII веке
Картину продали за рубеж, причем в три раза дороже – американский ювелир Шуман заплатил за нее 60 000, полотно было выставлено в витрине его торгового дома и привлекло огромное количество посетителей.
На этом полотне «Боярский свадебный пир» можем увидеть жену художника (именно ее он изобразил в качестве невесты), а также ее сестру и старшего сына среди гостей на торжестве. При создании полотна мастер использовал метод «живых картин». Имея в своем распоряжении достаточно большое помещение, которое семья часто использовала для домашних театральных постановок, Маковские созывали к себе множество гостей (по воспоминаниям современников, до 150 человек), одевали их в боярские наряды из собственной коллекции и создавали исторический антураж. Немирович-Данченко вспоминал о подобном же массовом позировании в зале Клуба художников: «К. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Так называемые „живые“ здесь собирали лучшую публику столицы… Я помню, сколько раз Константин приходил с наброском и располагал участников этого немого спектакля; указывал, как должны были изображать то или другое задуманные им персонажи. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями».
Чарка на меду
Наряды того времени были действительно невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены богатства и шикарного вкуса: «Подол и рукава обшивались широкими золотыми тесьмами, ожерелье вышивалось узорами шелками, серебром и золотом, унизывалось жемчугами. Жемчугом украшали ворот и подол платья. А ткани были с золотыми узорами на серебряном поле, или по золоту шли серебряные чешуйки и фигурки, реки, водопады, змейки, птицы. Блестело все! В ушах огромные серьги, на шее – ожерелье из самоцветов и жемчугов, золотые цепи». Верхние рубашки были из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами – опашень. Хозяйка в желтом шелковом летнике, верхней накладной одежде состоятельных женщин, застёгивавшейся до горла, и с пристегнутым воротом (ожерельем), держит в руке кубок. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Внизу их украшали вошвами – треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком.
Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий и богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами.
Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине К. Маковского боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья. Тафью в основном носили высшие слои русского общества и представители опричнины во времена Ивана Грозного.
В картине «Под венец» тщательно выписаны костюмы персонажей, аксессуары, детали.
Под венец
Палата богатого терема полна пышно и нарядно одетых и украшенных женщин. Чудно светятся, цветятся узорчато роскошные уборы, поблёскивают матово-голубым, розово-золотым шёлком и серебром… Русский боярский костюм допетровского времени отличался большим количеством декора в виде вышивки бисером, мелким жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем.
Всё это покрывалось душегреямимии или телогреями, шугаями и шубами. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15-20 килограммов.
Художник подробно, но очень свободно выписывает богато украшенные одежды, сарафаны, душегрейки, шушуны, расшивные кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением, отделанные меховой оторочкой, шитые из дорогих шелковых и бархатных тканей.
Удивителен и красив цикл картин К.Маковского «Боярышни». Каждый портрет неповторим, и это не удивительно, ведь каждый элемент костюма мастерицы вышивали и украшали вручную. Как живые, смотрят на нас с полотен красавицы-боярышни в богатых праздничных народных костюмах. Грустные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями – они составили целую галерею русских красавиц. Его красавицы настолько живые и их наряды настолько точны и гармоничны, что воодушевляет, и хочется любоваться и узнать поближе наследие наших предков. Особенно интересны и разнообразны головные уборы. Головной убор мог сказать, из какой губернии она прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное – замужняя ли это женщина или девица на выданье.
Боярышня у окна
Лукаво улыбается девушка с картины К. Маковского «У околицы».
У околицы
На ней белая рубаха с пышными рукавами, собранными у запястья и красный сарафан. Поверх него – короткая душегрея на плечевых лямках из дорогих узорчатых тканей, обшитая по краю декоративной каймой. Голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.
За чаем
Удивительной красоты женские головные уборы видим мы на этих картинах. Коруна на грустной боярышне, венец на картине «Чаша меду», кокошник на боярышне с подносом и сборник на боярышне с картины «За чаем» помимо чисто утилитарных функций исполняли роль оберега, защиты и в народных представлениях были связаны с небом. И если в мужском костюме высота головного убора ограничивалась определенной высотой, то женский кокошник мог достигать и полуметровой высоты.
Сверху кокошник украшали орнаментом с символами солнца, звезд, дерева, птиц или искусственными, или живыми цветами, парчой, позументом, бусами, фольгой, стеклом, у богатых – драгоценными камнями. Украшались они золотным шитьём и бисером, а также жемчугом в технике «сажение по бели». Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. Женские образы в русском народном костюме Константина Маковского, были способом национальной идеи в искусстве XIX века и стали утверждением идеала русской женской красоты.
Русская красавица
Русский народный костюм – это один из многих старинных предметов, исчезающих навсегда из нашей повседневной жизни. Без сохранения народного костюма, пусть не в быту, а в искусстве, в скором времени будет невозможно оценить красоту и гармоничное единство национальной культуры. Именно в искусстве, в картинах русских художников, в том числе Константина Маковского, мы сегодня знакомимся с достоянием национальной культуры, народного костюма, живостью образов, историческими атрибутами и культуры нашей страны. Любуясь несказанной красотой костюма, который ткали, шили, украшали и носили русские женщины и запечатлел на своих полотнах художник, испытываешь искреннюю благодарность. Благодарность безымянным мастерицам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли нам, в будущее, неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры, название которому – русский народный костюм.
Литература
Белов В. Очерки о народной эстетике. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. Гиляровская Н.В. Русский исторический костюм для сцены: Киевская и Московская Русь. Дуванова Е. Константин Маковский. Большая коллекция. Жеглов В. Художник К.Е.Маковский. Ивановская В.И. Русские орнаменты.