СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроке литературы в 5 классе при изучении темы: "Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы".

Просмотр содержимого документа
««Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы»»

Технологическая карта урока: «Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы»


Предмет:  литература

 Класс: 5

Тема:  «Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы» кл


Дата:  

Цель: формирование представления о жанре сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

образовательные:  познакомить с  художественными  и жанровыми особенностями народных сказок, с видами сказок, их композицией.

развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков.

воспитательные:  способствовать формированию ценностного отношения к  произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений  

Технология: прием визуализации  (ментальная карта)

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, русский язык

Планируемые результаты:

предметные: расширение понятийной базы  по теории литературы.

метапредметные: умение использовать визуальные  опоры  при аргументации своего мнения

личностные: формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом

Термины и понятия: жанр сказки, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных, постоянные эпитеты, ментальная карта

Формы работы: фронтальная  беседа и групповое задание

Ресурсы:   учебник, ментальная карта


Этап урока

 ФОУД,

Обучающие и развивающие

компоненты.

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающегося

1. Организационный этап.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Установление тематических рамок:

- Мы начинаем изучение раздела  народные сказки….

настраиваются на предстоящую деятельность

Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа  предложенному плану, выдвигать свой план

готовность к работе

2. Постановка цели и задач.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Сегодня мы вспомним, что такое  сказка, какие бывают сказки, узнаем, по каким законам создается сказка.

осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат

записывают тему урока

Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание  Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

стремление к расширению кругозора понимание смысла поставленной задачи

3. Актуализация опорных  знаний

беседа и создание ментальной карты

- Что такое сказка?

- почему сказка называется именно сказкой? (рассказывают, в старину:сказываютОбщий корень, однокоренные слова

- Какие сказки вы читали?

- Как узнать сказку?

На основе имеющихся знаний начать  создание ментальной карты, отражающую ключевую информацию учебного исследования:  (ЗНАЮ)

формулирование ответов

рисуют ментальную карту

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, выдвижение гипотез

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу

4. Работа над новой темой, открытие нового знания

чтение текста учебника  

Чтобы  продолжить нашу ментальную карту проведем исследование:                                    1 группа: подготовить информацию о жанре «сказка» по следующему плану:

а) определение сказки;

б) виды народных сказок;

в) характерные признаки народных волшебных сказок;

г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок;

2 группа проводит исследование композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки.

  1. выделите обязательные элементы композиции народной волшебной сказки;

  2. приведите примеры сказочных зачинов, сказочных концовок; троекратных повторений;

  3. на примере одной из фольклорных волшебных сказок доказать, что композиция сказки циклическая: герой совершает путешествие «туда и обратно»: из своего мира в чужой (волшебный) мир и возвращается обратно в свой мир;

3 группа исследует своеобразие литературной сказки.

1. выделить особенности литературных сказок.  2.Назовите авторов и их произведения (русский и зарубежных).

чтение статьи в учебнике, подготовка выступлений

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий,   умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

5. Первичное закрепление

работа с визуальной опорой

обсуждение в классе для обобщения результатов выполненных работ и

заполнение  ментальной карты  (УЗНАЛ)


Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные: построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий

 

критерии успеха: выделяет в тексте элементы композиции, определяет жанровые особенности

6. Информация о домашнем задании


 Учебник: сказка "Царевна-лягушка". Задание по выбору учащегося: 1.Составить 10 вопросов по прочитанному тексту (Учебник: стр. 13 - 17.), записать их в тетрадь. 2. Подготовить подробный пересказ прочитанного текста стр. 13 - 17.

записывают домашнее задание

Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

готовность целенаправленно использовать знания

7. Рефлексия.

Итог урока


«Пьедестал»:

1.Нужно еще повторить 2У меня все получилось, уверен

 в своих знаниях

3. Нуждаюсь в помощи


Регулятивные: Оценивание собственной деятельности

самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя


Приложение:

Сказка – первая история, которую мы слышим в жизни. Она называется сказкой потому, что ее рассказывают или, как говорили в старину, сказывают. Сказка – это история о том, чего не бывает в обычной жизни. Недаром говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  Смысл этих слов состоит в том,  что в основе сказки лежит фантазия, а реальные события служат поводом к сочинению сказки.  Рассказывая о фантастических событиях, сказка учит нас понимать правду. Рассказывая сказки, мы передаем друг другу уроки добра, мудрости, правильного поведения. Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя.

Сказки бывают трех типов. В основе первого типа сказки лежит чудо,  в ней происходят чудесные превращения, появляются чудесные предметы, действуют колдуны и волшебники.  Это волшебная сказка. События в ней происходят в волшебном, вымышленном мире.

Ко второму типу относятся сказки о животных.  В них животные, как правило,  действуют и разговаривают, как мы с тобой; они  часто оказываются в наших жизненных ситуациях. Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, на свое поведение и  поступки со стороны.  В основе таких сказок лежит иносказание.

Сказки третьего типа основаны  на событиях нашей хозяйственной и домашней жизни.  Это бытовые сказки.  Характеры героев этих сказок, отношения между ними, их поступки берутся из реальной жизни.  Такие сказки строятся на необычной ситуации или происшествии.

Объясни, как ты понимаешь смысл высказывания: «Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя».

             После прочтения сказки:

Вопросы по сюжету

К какому типу сказок относится «……………………………………»? Почему ты так считаешь?

Что в сказке чудесное, а что могло бы произойти в действительности?

Дополни данные ниже слова определениями из сказки: …царство, …конь, …сокол, …молодец. Запиши их в рабочую тетрадь.  

Встречались ли тебе подобные определения в других сказках? Сделай вывод из своих наблюдений.

Назови ситуации, детали, присказки, числа, которые повторяются в сказке. Как ты думаешь, зачем нужны эти повторы?

Учит ли чему-нибудь эта сказка или она рассказывалась только для развлечения слушателей? Поясни свою мысль.

Понаблюдай, как начинается и чем  заканчивается сказка. Вспомни. Как начинаются и заканчиваются известные тебе сказки. Сколько раз повторялись в них события или действия героев? Сделай вывод, чем похожи эти сказки.

Сравни  уже сделанные тобой выводы и наблюдения с тем, что ты узнаешь из текста.

В сказке добро всегда побеждает зло. Слово «всегда» подсказывает нам,  что сказка – не простая выдумка. Каждая сказка учит нас понимать добро, благодаря сказке мы осознаем, что торжество добра – основной закон жизни. Сказка рассказывает, как побеждает добро. И даже если сказка нам хорошо знакома, мы все равно слушаем ее с любопытством, волнением и радостью, потому что мы каждый раз ожидаем, чтобы закон добра исполнился. Торжество добра не должно быть случайным, поэтому сказка строится из  постоянных, повторяющихся элементов.

Для того отделить добро от зла, красоту от уродства, правду от лжи, в сказке действуют волшебные, сказочные герои. Доброта, правда, мудрость,  смелость, находчивость проявляются в сказке благодаря ситуациям, в которые попадают добрые герои, и испытаниям, которые они выдерживают. Особу выразительность и красочность повествованию придают постоянные эпитеты.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества.

В сказке: волшебные помощники, предметы, средства.

Сказка строится по общим для нее правилам: зачин,  (разбудить воображение, настроить на сказочный лад). Заканчивается концовкой. Принцип троекратного повторения – волшебный закон сказки. Голос сказителя яснее всего слышится в присказке.  Присказка не рассказывает о событиях. Она их сопровождает.

Почему сказка строится из постоянных элементов?

После прочтения бытовой сказки: подбери пословицу которой можно было бы завершить текст сказки.

Расскажи сказку от лица старика ( другого персонажа)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!