СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русские обычаи 16 века. Домострой." Презентация к уроку истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории, 8 класс, по АООП, вариант 9,1.

Просмотр содержимого документа
«"Русские обычаи 16 века. Домострой." Презентация к уроку истории.»

Русские обычаи 16 века.  Домострой.

Русские обычаи 16 века. Домострой.

Жизнь человека в 16 веке подчинялась строгим правилам, наставлениям церкви и обычаям. Как царь являлся владыкой своих подданных, так глава семьи отвечал за дела всех домашних и имел право их карать.

Жизнь человека в 16 веке подчинялась строгим правилам, наставлениям церкви и обычаям. Как царь являлся владыкой своих подданных, так глава семьи отвечал за дела всех домашних и имел право их карать.

Главным в семье был мужчина – хозяин, муж, отец. Будь то крестьянин, купец или боярин, он был добытчиком и кормильцем, защитником своей жены, детей и своего добра. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого члена семьи. Женщина с рождения и до смерти была существом подчинённым. До замужества она должна была слушаться отца, а после – мужа.

Главным в семье был мужчина – хозяин, муж, отец.

Будь то крестьянин, купец или боярин, он был добытчиком и кормильцем, защитником своей жены, детей и своего добра. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого члена семьи. Женщина с рождения и до смерти была существом подчинённым. До замужества она должна была слушаться отца, а после – мужа.

Крестьянки, жёны стрельцов и ремесленников должны были много трудиться, но их хотя бы не держали взаперти. Чем  знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем в большей строгости она жила. царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

Крестьянки, жёны стрельцов и ремесленников должны были много трудиться, но их хотя бы не держали взаперти. Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем в большей строгости она жила. царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

Женщины из знатных семей редко выходили со двора, и всегда в сопровождении родственников или слуг. Изредка боярыни могли ходить друг к другу в гости, но только с разрешения. И тогда выслушивали от мужа наставления что говорить, о чём умолчать, что спросить. Служанки и холопы, приставленные мужем, следили за каждым шагом боярыни и доносили ему.

Женщины из знатных семей редко выходили со двора, и всегда в сопровождении родственников или слуг. Изредка боярыни могли ходить друг к другу в гости, но только с разрешения. И тогда выслушивали от мужа наставления что говорить, о чём умолчать, что спросить. Служанки и холопы, приставленные мужем, следили за каждым шагом боярыни и доносили ему.

Чаще всего поводом для выхода из дома становилось посещение церкви. Здесь можно было и на других посмотреть и себя показать.

Чаще всего поводом для выхода из дома становилось посещение церкви. Здесь можно было и на других посмотреть и себя показать.

Жених и невеста до свадьбы могли совсем не знать друг-друга.  При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, Брак обязательно заключался в церкви. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке.

Жених и невеста до свадьбы могли совсем не знать друг-друга. При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, Брак обязательно заключался в церкви. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке.

Расторжение брака разрешалось лишь в исключительных случаях и при условии пострижения в монахи одного из супругов. Муж мог развестись с женой в случае её измены, причём к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга.

Расторжение брака разрешалось лишь в исключительных случаях и при условии пострижения в монахи одного из супругов. Муж мог развестись с женой в случае её измены, причём к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга.

Очень строгими были обычаи в отношении одежды. Женщины из знатных семей непременно носили по две рубахи –нижнюю полотняную и верхнюю – шелковую. Рубашку носили с поясом, обозначавшим талию и грудь. Сарафаны или платья-летники, которые одевали поверх двух рубах были просторными и не имели пояса, так, что разглядеть фигуру в такой одежде было невозможно. Платье оставляло открытыми только кисти рук и лицо. Волосы закрывали разнообразной формы шапочки и платки.

Очень строгими были обычаи в отношении одежды. Женщины из знатных семей непременно носили по две рубахи –нижнюю полотняную и верхнюю – шелковую.

Рубашку носили с поясом, обозначавшим талию и грудь. Сарафаны или платья-летники, которые одевали поверх двух рубах были просторными и не имели пояса, так, что разглядеть фигуру в такой одежде было невозможно. Платье оставляло открытыми только кисти рук и лицо. Волосы закрывали разнообразной формы шапочки и платки.

Нарушение правил в одежде строго каралось, и однажды даже стало причиной трагедии.

Нарушение правил в одежде строго каралось, и однажды даже стало причиной

трагедии.

Многослойная одежда придавала боярыням полноту. Вообще худая женщина не считалась красивой, ценилась та, которая двигается плавно, «выступает словно пава». Боярыни носили сапожки с каблуками до 10 см. В такой обуви они фактически стояли на пальцах, а ступни не касались земли. Путешественник писал «А каблуки их башмаков так высоки, что ходить весьма трудно. Эти каблуки имели, думаю я, лишь ввиду поудобнее удержать женщин от бесполезного праздношатания».

Многослойная одежда придавала боярыням полноту. Вообще худая женщина не считалась красивой, ценилась та, которая двигается плавно, «выступает словно пава».

Боярыни носили сапожки с каблуками до 10 см. В такой обуви они фактически стояли на пальцах, а ступни не касались земли.

Путешественник писал «А каблуки их башмаков так высоки, что ходить весьма трудно. Эти каблуки имели, думаю я, лишь ввиду поудобнее удержать женщин от бесполезного праздношатания».

Иностранцев удивляла манера русских женщин ярко краситься.  Учёный путешественник Адам Олеарий писал: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».  Протопоп Аввакум сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».  В состав белил, румян и краски для бровей в то время входили ядовитые соединения: соли свинца, сурьма, сернистая ртуть. Эти вещества накапливались в организмах модниц того времени, вызывали отравление и смерть.

Иностранцев удивляла манера русских женщин ярко краситься. Учёный путешественник Адам Олеарий писал: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску». 

Протопоп Аввакум сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». 

В состав белил, румян и краски для бровей в то время входили ядовитые соединения: соли свинца, сурьма, сернистая ртуть. Эти вещества накапливались в организмах модниц того времени, вызывали отравление и смерть.

Чуть лучше обстояли дела в деревнях. В качестве косметики использовали муку, сажу, соки ягод и свёклы.

Чуть лучше обстояли дела в деревнях. В качестве косметики использовали муку, сажу, соки ягод и свёклы.

В 16 веке протопоп Сильвестр, советник юного Ивана Грозного написал книгу «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

В 16 веке протопоп Сильвестр, советник юного Ивана Грозного написал книгу «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

68 глав «Домостроя» посвящены таким вопросам: Как веровати (о строении духовном) Как царя чтити (о строении мирском) Как жить с женами и с детьми и с домочадцами (об организации семьи) О строении домовном (об управлении семейным хозяйством) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну

68 глав «Домостроя» посвящены таким вопросам:

  • Как веровати (о строении духовном)
  • Как царя чтити (о строении мирском)
  • Как жить с женами и с детьми и с домочадцами (об организации семьи)
  • О строении домовном (об управлении семейным хозяйством)
  • Кулинарная группа
  • Послание и наказание ото отца к сыну
Домострой 16 века и наше время Поучения Домостроя Наше время О бережливости Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Домострой 16 века и наше время

Поучения Домостроя

Наше время

О бережливости

Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

 О бережливости Не должны мы благое и полезное портить и выбрасывать. Вся благое дано нам от Отца небесного для хорошего дела и всячески нам то сберегать следует: Все бы было прибрано мелкое в мешочки, а остатки сложены и связаны и все разобрано по размеру и припрятано. Обмывками посудными и горшечными и котловыми после всякой пищи, и пригарины, — все собирают скотине, скотина тем и сыта бывает.

О бережливости

Не должны мы благое и полезное портить и выбрасывать. Вся благое дано нам от Отца небесного для хорошего дела и всячески нам то сберегать следует:

Все бы было прибрано мелкое в мешочки, а остатки сложены и связаны и все разобрано по размеру и припрятано.

Обмывками посудными и горшечными и котловыми после всякой пищи, и пригарины, — все собирают скотине, скотина тем и сыта бывает.

Домострой 16 века и наше время Поучения Домостроя Наше время О бережливости О занятиях и поведении женщин Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Домострой 16 века и наше время

Поучения Домостроя

Наше время

О бережливости

О занятиях и поведении женщин

Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

За всем порядком жена бы следила да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова - поколотить. «Жена должна знать всякое дело лучше тех, которые работают по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушать к себе уважение». О занятиях и поведении женщины Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама».

За всем порядком жена бы следила да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова - поколотить.

«Жена должна знать всякое дело лучше тех, которые работают по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушать к себе уважение».

О занятиях и поведении женщины

Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама».

Домострой 16 века и наше время Поучения Домостроя Наше время О бережливости О занятиях и поведении женщин О воспитании детей Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Домострой 16 века и наше время

Поучения Домостроя

Наше время

О бережливости

О занятиях и поведении женщин

О воспитании детей

Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

О воспитании детей «Наказывай сына своего в юности и успокоит тебя в старости твоей; и не жалея бей ребенка; если при том посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, За какую – либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце, кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью: и разумно, и больно, и страшно, и здорово.

О воспитании детей

«Наказывай сына своего в юности и успокоит тебя в старости твоей; и не жалея бей ребенка; если при том посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

«Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят,

За какую – либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце, кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью: и разумно, и больно, и страшно, и здорово.

Домострой 16 века и наше время Поучения Домостроя Наше время О бережливости О занятиях и поведении женщин О воспитании детей Об отношениях мужа и жены Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Домострой 16 века и наше время

Поучения Домостроя

Наше время

О бережливости

О занятиях и поведении женщин

О воспитании детей

Об отношениях мужа и жены

Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Об отношениях мужа и жены «и увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, ино умел бы свою жену наказать всяким рассуждением и учить. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительно, снять рубашку и плеткою вежливенько побить за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово». А люди бы того не ведали и не слышали».

Об отношениях мужа и жены

«и увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, ино умел бы свою жену наказать всяким рассуждением и учить. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительно, снять рубашку и плеткою вежливенько побить за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово».

А люди бы того не ведали и не слышали».

Домострой 16 века и наше время Поучения Домостроя Наше время О бережливости О занятиях и поведении женщин О воспитании детей Об отношениях мужа и жены О честности Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

Домострой 16 века и наше время

Поучения Домостроя

Наше время

О бережливости

О занятиях и поведении женщин

О воспитании детей

Об отношениях мужа и жены

О честности

Прослушай поучения Домостроя и поставь «+», если согласен и «-», если не согласен

О честности «Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым,

О честности

«Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым,

Что в обычаях 16 века Вам показалось странным? В чём наше мнение совпадает с мнением людей 16 века?

Что в обычаях 16 века Вам показалось странным?

В чём наше мнение совпадает с мнением людей 16 века?