СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские поэты и писатели-лауреаты Нобелевской премии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты и писатели-лауреаты Нобелевской премии»

Русские поэты

и писатели-лауреаты Нобелевской премии

элективный курс по литературе

(11 класс)













авторы: Баранкова Н.Н., Трусова Е.А., учителя русского языка и литературы высшей категории МБОУ СШ №45

рецензент: Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО







Ульяновск

2015







Структура программы элективного курса

Программа курса состоит из 6 разделов:

  1. пояснительная записка (в ней дается общая характеристика программы: определены ее статус, цели, задачи; формы проведения занятий, ФОПД учащихся, методы обучения, формы контроля, технологии учебного процесса, требования к уровню подготовки учащихся);

  2. содержание курса;

  3. учебно-тематический план;

  4. поурочное планирование;

  5. литература для учителя и учащихся;

  6. приложение.




Пояснительная записка

Статус программы элективного курса

В связи с наличием в современных школах гуманитарных классов, общеобразовательных классов, в которые входят социально-гуманитарные или гуманитарные группы, где литература является профильным предметом, имеется необходимость во введении в учебный план элективных курсов. Данная программа и призвана обеспечить новое качество образования, развить содержание базисного предмета на новом уровне. Элективный курс под названием «Русские поэты и писатели – лауреаты Нобелевской премии» - это, без сомнения, курс своевременный и современный , ведь русскую литературу конца XIX – XX веков невозможно представить без имен литераторов - лауреатов Нобелевской премии, чье наследие весьма значимо для отечественной и мировой культуры.

В программе же по литературе для 11 класса на изучение их поэтического и писательского творчества отводится небольшое количество времени: рекомендуется изучение отдельных произведений И.А.Бунина, Б.А.Пастернака, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына; творчество же И.А.Бродского изучается обзорно или вовсе не изучается.

Курс призван в большем объеме и на качественно ином уровне познакомить учащихся с целым пластом произведений, прочитать которые должен и обязан любой старшеклассник, стремящийся глубоко знать произведения тех авторов, кто составляет гордость отечества; призван выполнять функцию «поддержки» изучения базовой программы на заданном стандартом профильном уровне.

Элективный курс является авторским. Первый вариант программы спецкурса был составлен в 1996-97 гг. (автор – учитель русского языка и литературы Н.Н.Баранкова), имел внешнюю (ИПКПРО) и внутреннюю рецензии. Был апробирован в 11 классах средней школы №45 г.Ульяновска в течение ряда лет. Практика показала востребованность программы школьниками-гуманитариями, интерес к углубленному изучению творчества писателей-лауреатов Нобелевской премии.

Новый вариант элективного курса составлен Н.Н. Баранковой в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 45 Е.А. Трусовой. Потребность в обновлении спецкурса 1996-97 гг. возникла в связи с необходимостью

  • изменить статус программы (спецкурс – элективный курс);

  • изменить отдельные формулировки программы;

  • скорректировать учебно-тематический план;

  • обновить формы контроля;

  • ввести раздел «Требования к уровню подготовки учащихся»;

  • ввести современную литературу в библиографию.

Элективный курс составлен в соответствии:

- приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 31 марта 2014 г.№253»

- с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012 г.№929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

- с учебным планом МБОУ СШ №45 на 2015-2016 учебный год.

Создан с учетом программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014

Создан на основе спецкурса «Русские поэты и писатели – лауреаты Нобелевской премии» (автор Н.Н.Баранкова, 1997. Рецензенты: Рыкова Е.К., старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ИПКПРО; Курошина Л.Н., учитель высшей категории школы №45 г.Ульяновска)




Элективный курс предназначен для ведения его в 11 профильном классе, в 11 общеобразовательном классе с социально-гуманитарной или гуманитарной группой. Реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Количество часов – 34 (1 раз в неделю). Предполагается его параллельное изучение с базовой программой по литературе. Курс может быть и частью базисной программы: при наличии в учебном плане дополнительного 1 часа в неделю темы курса могут вкрапливаться, вводиться поэтапно в основную программу.

Степень глубины изучения произведений определяется учителем, который должен учесть статус класса или группы, качественную подготовку учащихся по базовой программе, интересы и социальную ориентацию выпускников.

Программа предполагает изучение произведений по выбору учителя и учащихся, их замену при соблюдении ненарушения построения курса. Элективный курс рассчитан на вдумчивого читателя, любящего и умеющего читать и размышлять о прочитанном.

Цели курса

- сформировать у учащихся целостное представление о творчестве писателей (лауреатов Нобелевской премии); познакомить учеников с фактами из биографий русских литераторов, с судьбой произведений и их авторов, с фрагментами Нобелевских речей, с тематикой и проблематикой творчества выдающихся мастеров слова;

- развить у учащихся умение творческого чтения, интерпретации художественного произведения;

- углубить навыки самостоятельной работы над содержанием произведений и над анализом их художественной формы;

- сформировать у учащихся навыки общения с аудиторией.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Задачи:

-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.



Предлагаемые формы проведения занятий

  • урок-лекция

  • урок аналитическая беседа

  • урок-лекция с элементами аналитической беседы

  • урок - «погружение» в мир поэзии (прозы)

  • урок-читательская конференция

  • урок-диалог

  • урок-беседа с элементами дискуссии

  • урок-конкурс на лучшего чтеца

  • урок-отчет о прочитанном

  • урок-семинар

  • урок-игра «Умники и умницы»

  • урок с применением ИКТ

  • урок «Устный журнал»

  • урок-представление (поэта, творчества, периодов, тем, проблематики произведений)

  • урок-зачет

  • урок-тестирование в формате ЕГЭ

  • урок-защита проектов (итоговые занятия)

Составляющие комбинированных уроков (их элементы). Виды деятельности учащихся.

  • подготовка выставки портретов писателей, комментарий к выставке

  • подготовка выставки книг, комментарий с обзором

  • представление фрагментов Нобелевской речи

  • различные виды чтения, пересказа

  • комплексный и выборочный анализ текста (определение жанра, тематики, проблематики произведений, выявление концепции писателя, своеобразия стиля, работа над сюжетом и композицией, нахождение и определение функции изобразительно-выразительных средств, нахождение средств создания образа, выявление авторской позиции, формулирование своего отношения к героям произведений, их поступкам)

  • составление планов (простого, сложного), запись тезисов

  • составление характеристики персонажей (индивидуальной, сравнительной, обобщающей)

  • выступление с сообщением по учебнику и дополнительной литературе

  • подбор цитат

  • знакомство с отзывами о произведениях, определение согласия/несогласия с чьей-либо позицией; рецензирование ответов одноклассников

  • составление развернутых ответов-рассуждений на вопрос

  • подготовка мини-презентаций

  • показ презентаций, участие в их обсуждении

  • составление хронологической таблицы

  • работа с иллюстрациями

  • просмотр и обсуждение фрагментов фильмов

  • прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов

  • участие в выборочном тестировании (работа с мини-тестами)

  • работа с лингвистическими, литературоведческими словарями

  • различные виды самостоятельных работ

Методы обучения:

  • словесный

  • частично поисковый

  • исследовательский

  • иллюстративный

  • наглядно-иллюстративный

  • метод с использованием ИКТ

  • проблемное изложение

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная

  • индивидуальная

  • групповая

  • парная.

Формы контроля:

  1. После изучения каждой из 5 глав основного раздела предлагается проводить урок-зачет.

Формы зачета могут быть различны:

  • написание сочинения (анализ стихотворения, эпизода, характеристика персонажей; отзыв о произведении);

  • декламация стихотворений, устный анализ лирических произведений;

  • представление мини-презентации, ее защита;

  • тестирование;

  • выступление с докладами;

  • викторина;

  • проведение заочной экскурсии.

Форма проведения урока-зачета определяется учителем. Учитываются пожелания учащихся.

  1. Для итогового контроля (2 заключительных часа) предлагается несколько видов деятельности:

  • публичное выступление, защита реферата;

  • защита презентации;

  • контрольные работы: развернутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, тестирование.

Формы итогового контроля определяются учителем, учитываются особенности класса.



С формами промежуточного и итогового контроля учащиеся знакомятся в начале учебного года.

Технологии, рекомендуемые для организации учебного процесса (варианты):

  • технология развивающего обучения

  • технология личностно ориентированного обучения

  • технология проблемного обучения

  • метод проектов

  • информационно-коммуникативные технологии

  • система инновационной оценки «портфолио»




Требования к уровню подготовки выпускников

По итогам изучения курса учащиеся должны:

  • знать сведения из биографии выдающихся литераторов (лауреатов Нобелевской премии),

материалы о вручении премии;

  • знать содержание произведений, включенных в учебный план;

  • уметь определять тематику, проблематику, характеризовать героев, авторскую позицию;

  • иметь навыки комплексного анализа текстов, самостоятельной и исследовательской деятельности;

  • знать наизусть рекомендованные для заучивания стихотворения;

  • уметь вести диалог, дискуссию;

  • уметь работать со справочным материалом, в том числе и с энциклопедическими изданиями, с интернет-ресурсами;

  • представлять и защищать сообщение, доклад, презентации; делать обзор книг, статей.