СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение основных направлений походов русских путешественников и первопроходцев в XVII в.

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока. Охарактеризовать особенности управления украинскими землями в XVII в. Выяснить положение народов Поволжья.

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

1) Заселение земель Сибири.                    2) Семён Дежнёв.          3) Походы на Дальний Восток.                4) Освоение Сибири

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Острог. Колонизация. Абориген. Аманат. Коч. Основные даты 1648—1649 гг. — походы С. Дежнёва. 1643—1646 гг. — поход Василия Пояркова на Амур. 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

Просмотр содержимого документа
«Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»

ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Определение основных направлений походов русских путешественников и первопроходцев в XVII в.

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока. Охарактеризовать особенности управления украинскими землями в XVII в. Выяснить положение народов Поволжья.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Заселение земель Сибири. 2) Семён Дежнёв. 3) Походы на Дальний Восток. 4) Освоение Сибири

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Острог. Колонизация. Абориген. Аманат. Коч. Основные даты 1648—1649 гг. — походы С. Дежнёва. 1643—1646 гг. — поход Василия Пояркова на Амур. 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Фронтальная

Работа



Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

Рассмотрите карту современной России. Всегда ли её территория была такой огромной?

Какие земли были присоединены к России и освоены к началу XVII в.?

Извлекать из карты сведения в контексте изучения темы

Беседа. Работа с источником, картой

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Беседа

III.

Изучение

нового

материала



17

1. Беседа



2. Работа с картой





3. Работа
с учебником и картой





4. Работа
с учебником

Объясните значение термина «первопроходец». Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Какие экономические интересы побуждали людей осваивать новые территории, Сибирь?

По карте проследите маршруты

путешествия Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Определите достижения путешественников по выбранным вами критериям.

Завершите предложения:

1) Первым русским, дошедшим до Тихого океана, оказался…

2) Первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур возглавил…

3) Дважды побывал на Амуре…

4) В 1643 г. вышел к Байкалу…

Какие из современных городов основали первопроходцы XVII в.?

При ответе используйте карту

Определять значение термина, цели деятельности людей.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Определять по карте исторические объекты.


Раскрывать результаты деятельности людей

Беседа.



Работа с картой




Работа с учебником






Дискуссия.

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные

ответы.




2. Записи в карте





3. Устные

Ответы



4. Записи в рабочих тетрадях


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Нанесите на контурную карту походы землепроходцев и путешественников. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните свои критерии сложности маршрута, которые вы использовали при его оценке. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племён с русскими переселенцами, итогов колонизации. Придумайте собственные задания по теме урока. Выберите из заданий одноклассников наиболее интересное

Заполнять контурную карту.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Высказывать обоснованное мнение.

Оценивать задания, составленные

одноклассниками

Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Работа с картой.

Беседа.

Творческое задание

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Как происходило освоение русскими новых земель? 2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. 3. Каким было положение народов Поволжья? 4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?

Работаем с картой: 1. Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы её населяли? 2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и востоке.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке










Показывают на карте территорию

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 25


Конкретизирует домашнее задание

Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Дополнительный материал к уроку


Русские первопроходцы Сибири

Семён Дежнёв (1605—1673) — совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.

Василий Поярков — в 1643—1646 гг. во главе отряда казаков прошёл из Якутска по рекам Лене, Алдану, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск.

Ерофей Хабаров (1610—1667) — в 1649—1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амуру и составил их карты (чертёж).

Владимир Атласов — в 1696—1697 гг. организовал экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России.



Территория России в XVII в. расширилась не только за счёт вхождения в её состав Левобережной Украины, но и за счёт включения новых земель Сибири, начало освоения которых было положено в XVI столетии (см. схему в кн.: Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. — М., 2005. — С. 100). В XVII в. продвижение русских в Сибирь приобрело ещё больший размах. Сибирь привлекала пушными богатствами, новыми землями, полезными ископаемыми. Состав переселенцев был достаточно пёстр: казачество, служилые люди, часто направляемые в Сибирь «по государеву указу»; крестьянство, надеявшееся избавиться на новых землях от угнетения; промысловики.

Государство было заинтересовано в освоении богатых земель, суливших пополнение казны. Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и податными льготами, нередко смотря сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных. Продвижение в XVII в. в Восточную Сибирь осуществлялось по двум направлениям. Один путь лежал вдоль северных морей. Осваивая земли, русские достигли северо-восточной оконечности материка. В 1648 г. казак Семён Дежнёв с товарищами на небольших судах открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Другой путь на восток шёл вдоль южных границ Сибири. В 1643—1646 гг. по Амуру в Охотское море вышла экспедиция Василия Пояркова, а в 1649—1653 гг. в Даурию и по Амуру совершил свой поход Ерофей Хабаров. Таким образом, в течение XVII в. территория России расширилась до берегов Тихого океана, Курильских островов.


Запоминаем новые слова

Чум — конусообразный шатёр, палатка у сибирских кочевых племён, крытая шкурами или корой.

Шаман — служитель языческого религиозного культа у народов Сибири.

Юрта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.