I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Рассмотрите карту современной России. Всегда ли её территория была такой огромной? Какие земли были присоединены к России и освоены к началу XVII в.? | Извлекать из карты сведения в контексте изучения темы | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с картой 3. Работа с учебником и картой 4. Работа с учебником | Объясните значение термина «первопроходец». Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло? Какие экономические интересы побуждали людей осваивать новые территории, Сибирь? По карте проследите маршруты путешествия Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Определите достижения путешественников по выбранным вами критериям. Завершите предложения: 1) Первым русским, дошедшим до Тихого океана, оказался… 2) Первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур возглавил… 3) Дважды побывал на Амуре… 4) В 1643 г. вышел к Байкалу… Какие из современных городов основали первопроходцы XVII в.? При ответе используйте карту | Определять значение термина, цели деятельности людей. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Определять по карте исторические объекты. Раскрывать результаты деятельности людей | Беседа. Работа с картой Работа с учебником Дискуссия. | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Нанесите на контурную карту походы землепроходцев и путешественников. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните свои критерии сложности маршрута, которые вы использовали при его оценке. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племён с русскими переселенцами, итогов колонизации. Придумайте собственные задания по теме урока. Выберите из заданий одноклассников наиболее интересное | Заполнять контурную карту. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Высказывать обоснованное мнение. Оценивать задания, составленные одноклассниками | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Работа с картой. Беседа. Творческое задание |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Как происходило освоение русскими новых земель? 2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. 3. Каким было положение народов Поволжья? 4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе? Работаем с картой: 1. Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы её населяли? 2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и востоке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 25 | Конкретизирует домашнее задание Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |