«…Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»
Емельян Пугачёв
как историческая личность
и художественный образ
Екатерина II 1762 – 1796
Емельян Иванович Пугачёв
(1740/42 – 1775)
Из Манифеста Е. Пугачёва:
«Повелеваем сим нашим именным указом, кои прежде были дворяне своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами».
Каракули неграмотного Пугачёва и печать с его изображением. Развёрнутая подпись на печати: «Большая государственная печать Петра Третьего, императора и самодержца всероссийского 1774».
Слова из песни восставших:
Мы задумали дело правое,
Дело правое, думу честную.
Мы дворян, господ на верёвочки,
Мы дьячков да ярыг на ошейнички,
Мы заводчиков на берёзоньки,
А честных крестьян на волю – вольную…
Пугачёв в тюрьме. С работы неизвестного художника
А.С. Пушкин «История Пугачёва» (1833 - 1834) Роман «Капитанская дочка» (1836)
«Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника… Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?» А.С. Пушкин. Из дневников 1834 г. «…Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачёвщиною». А.С. Пушкин. История Пугачева. 1834 г.
Народная песня
Нет больше народного заступника,
Емельян ты наш родной батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось…
Как остались мы сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…
М.И.Цветаева «Пушкин и Пугачёв» (1937)
«В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически… Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачёв».
Екатерина II Работа художника В.Л. Боровиковского
Ю.М.Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки» (1962) «Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей».