МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Конспект развлечения
по патриотическому воспитанию
в старших группах №1 и №2
«Русский чай, гостей встречай»
Воспитатели:
Кудрина О.М.
Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях, о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание, формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь к русской национальной культуре и быту.
Задачи: основная образовательная область
Познание:
-повышать уровень развития детей,
-формировать интерес к русской культуре и быту,
-развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности,
-закрепить знания о русских фольклорных традициях и праздниках.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Коммуникация:
-развивать у детей свободное общение речь, память, внимание;
-активизировать словарный запас за счет слов: рушник, посиделки, рукоделие, дразнилки.
Социализация:
-воспитывать нравственные и духовные качества детей;
-прививать любовь к традициям русского народа
Музыка:
-формировать музыкальную культуру на основе народной музыки;
- развивать способности детей игры на детских музыкальных инструментах
Физическая культура:
- продолжать развивать двигательную активность детей.
Дети и воспитатели одеты в русскую народную одежду.
Ход развлечения:
Дети старшей группы №2 встречают гостей в избе, детей старшей группы №1
Дети старшей группы №1 подходят к избе
Воспитатель старшей группы №2 встречает гостей в русских народных традициях «Хлеб, соль».
Дети и воспитатели выстраиваются в 2 шеренги.
Ребёнок.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Ребёнок.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Нина Ивановна передает «Хлеб» ребенку, ребенок передает Ольге Михайловне.
Н.И.: Здравствуйте, дорогие гости! В избу проходите, хлеб-соль отведайте. Хлеб на Руси — символ гостеприимства, благополучия, достатка. Соль защищает от нечистой силы.
Н.И.: Он считается символом Божьего благословения. Угостить гостей хлебом-солью, да на расшитом рушнике означало пожелать всем доброго здоровья.
Н.И.: Хлеб с рушником ставят на стол, чтобы в доме всегда был достаток. Хозяйка ставит хлеб с рушником на край стола.
О.М.: Ну что ж, хлебом-солью встретили, теперь давайте познакомимся поближе.
Звучит музыка «Фон Гусли»
1 шеренга (Старшая группа №1): Бояре, а мы к вам пришли! Бояре, а мы к вам пришли!
идут вперед, дойдя до точки, делают поклон
1 шеренга (Старшая группа №1): Молодые, а мы к вам пришли! Молодые, а мы к вам пришли!
возвращаются обратно
2 шеренга (Старшая группа №2): Бояре, а зачем пришли? Бояре, а зачем пришли?
идут вперед, дойдя до точки, делают поклон
2 шеренга (Старшая группа №2): Молодые, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?
возвращаются на место
1 шеренга (Старшая группа №1): Бояре, познакомиться хотим! Бояре, познакомиться хотим!
идут вперед, разводя руки в стороны
1 шеренга (Старшая группа №1): Молодые познакомиться хотим! Молодые познакомиться хотим!
руки сводят-возвращаются обратно
2 шеренга (Старшая группа №2): Бояре, мы рады вас встречать Бояре, мы рады вас встречать
идут вперед, разводя руки в стороны
2 шеренга (Старшая группа №2): Молодые, мы рады вас встречать! Молодые, мы рады вас встречать!
возвращаются обратно
1 шеренга (Старшая группа №1): «Бояре, а как вас зовут?
идут, вытягивая правую руку вперед, останавливаясь – топают ногой
1 шеренга (Старшая группа №1): Молодые, а как вас зовут?»
возвращаются обратно
1 шеренга (Старшая группа №1): Да на Руси Иваны с Марьями живут
идут, руки сложив перед грудью
1 шеренга (Старшая группа №1): Имена им такие дают»!
возвращаются на место
дети старшей группы №2 подходят к шеренгам, где стоят гости, протягивают им руку, называют свои имена.
2 шеренга (Старшая группа №2): А как вас зовут?
Поочередно гости называют свои имена.
Садятся на свои места за столом.
Выключить музыку «Фон Гусли»
Н.И.: В старину как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе. Собирались люди в большой избе, пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, веселили всех шутками-прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти да корзины. Такие вечера назывались Посиделками. Вот и мы с вами собрались вместе на свои посиделки. Будем шутить, загадки загадывать, песни петь, в народные игры играть.
О.М.: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
(Ответы детей).
Н.И.: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе?
(Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
О.М.: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Н.И.: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло).
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Включить музыку «Частушки»
Дети выстраиваются в две шеренги друг напротив друга.
О.М.: (под частушки играет на бубне) Кто сказал, частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!
Ребенок Старшая группа №1: Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко!
Ребенок Старшая группа №2: На окошке два цветочка:
Голубой да аленький,
Я мальчонка боевой,
Хоть и ростом маленький!
Ребенок Старшая группа №1: Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела!
Ребенок Старшая группа №2: Пошла курица в аптеку,
И сказала «Кукареку!»
Дайте мыло и духи,
Чтоб любили женихи!
Ребенок Старшая группа №1: Трень – брень – дребедень!
Выступал бы целый день,
Мне учиться не охота,
А частушки петь не лень!
Ребенок Старшая группа №2: Девочки – беляночки,
Чем вы набелилися?
Девочки старшая группа 1: Мы вчера коров доили,
Молоком облилися.
У нас речка не глубока
На дне видны камушки,
Наши девки не гуляют,
Записались в бабушки!
Девочки старшая группа №2: (руки в боки) Какие же мы бабушки?
Мы вот сейчас покажем!
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Ребенок Старшая группа №1: А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком:
Думала – подружки!
Ребенок Старшая группа №2: По деревне я пошла,
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал:
«Курица обидела»!
Ребенок Старшая группа №1: Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Ребенок Старшая группа №2: Я надену бело платье,
Буду я красавица,
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся!
Ребенок Старшая группа №1: Как мальчишки разойдутся,
Никому их не унять,
А как только разоспятся,
Никому их не поднять!
Ребенок Старшая группа №2: Я девчонка боевая,
Боевой остануся!
Плохо будет тому парню,
Кому я достануся!
Вместе: Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки!
Выключить музыку «Частушки»
Н.И.: Ну, а теперь просим вас к столу — чаевничать будем. Гостей в России сажают на самое почетное место — в красном углу под образами.
Рассаживаются за стол
На столе пироги, блины, мед, варенье, сметана, самовар, заварочный чайник, чайные чашки, ложки, сахар.
Н.И.: Самым главным предметом чаепития является самовар. В старину его растапливали сухими чурками, щепой или еловыми шишками. Самовар – это чисто русское изобретение, «сам варит», т.е. сам кипятит воду. Готовый кипяток выливают в заварочный чайник с травяным сбором.
О.М.: На Руси принято заваривать чай с разными травами: душицей, зверобоем, чабрецом, липой, малиной.
Опыт с чаем и травами.
Детям предлагается рассмотреть травы для заваривания чая, рассмотреть виды чая (гранулированный, листовой, пакетный). Открыть пакетик с чаем, рассмотреть его содержимое. Сделать вывод: чай травяной более ароматный. Для работы над опытом детям раздаются лупы.
О.М.: Молодцы ребята. А теперь предлагаю с самоваром познакомиться поближе.
Танец «Самовар»
Включить песню «Жил поживал самовар»
Н.И. символически наливает из самовара воду в заварочный чайник (с уже готовой заваркой из трав), ставит чайник на самовар.
Н.И. Наполненный чайник накрывают грелкой в форме петуха или куклы, имеющей пышную юбку.
Н.И.: Такую грелку в старину называли «Баба на чайник».
О.М.: А пока чай заваривался, гостей было принято развлекать. Самым интересным и занимательным развлечением была игра на музыкальных инструментах. Во время застолья, музыкальными инструментами служило все, что попадалось под руку: ложки, чашки, бутылки, половники, печные заслонки и даже пилы.
Н.И.: Ну-ка, ребята, какие у нас в избе инструменты имеются? Несите их сюда, да гостям раздавайте. Гостям раздают русские народные инструменты.
Дети садятся на приготовленную скамейку, лицом к зрителям.
Включить музыку «Во саду ли в огороде»
Русский народный оркестр ложкарей «Во саду ли, в огороде»
Садятся за стол.
О.М.: Отлично получилось, дружно и весело! У русских есть свои чайные традиции.
Н.И.: Заваривая чай в чайнике приговаривают: «Как трава в поле росиста, таким и чай будет душистым».
Н.И. берет в руки пучок травы, приговаривает над ним слова. Затем одну травинку бросает в заварочный чайник.
Н.И. наливает чай в чашку.
О.М.: Чашку с чаем передают двумя руками, при этом приветливо улыбаются и говорят: «На здоровье вам», а тот, кто принимает чай, должен отвечать: «Благо дарю вам».
Н.И.: передает чашку одному из гостей, говорит: «На здоровье вам», просит, чтобы он ей ответил по традиции. Затем чай наливают и передают каждому из гостей.
Н.И.: Хорошее получается застолье. А где застолье, там и песня.
Песня
Российский чай
Музыка И. Руденко. Слова М. Мордасовой
Включить музыку Русский чай - Мария Мордасова
А я чаю накачаю, сладкий сахар наколю.
Приходите, заходите, всех я чаем напою.
Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай.
И чай кипит, самовар блестит. Знаю, знаю,
Коля с поля к своей любушке спешит.
Ой, чай, чай, чай, ароматный чай.
Если холодно — согреет, жарко —жажду утолит,
Заболеешь иль устанешь, крепкий чай надо попить.
Ой, чай, чай, чай, гостей чаем угощай.
Чай грузинский, краснодарский, скажем прямо, не секрет,
Пейте с сахаром и медом ароматнейший букет.
Ой, чай, чай, чай, наш российский чай.
О.М.: Гостей не отпускали с пустыми руками, давали им с собой калачей или травы сушеной чайной в мешочке. По традиции гости должны были в следующий выходной день позвать хозяев к себе на чай. Что означало пригласить с ответным визитом.
Н.И.: Ну что, гости дорогие, примите и вы от нас подарки. Гостям вручают сувенирные мешочки с сушеными травами. Да нас теперь в гости поджидайте. До свидания, дорогие друзья!
Все вместе: Будьте здоровы и счастливы!
Самоанализ развлечения
по патриотическому воспитанию в старших группах №1 и №2
«Русский чай, гостей встречай»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое духовно-нравственно воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
На этапе построения плана занятия была выбрана тема занятия «Русский чай, гостей встречай».
Поставлены цели: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях, о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание, формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь к русской национальной культуре и быту.
Задачи: основная образовательная область
Познание:
-повышать уровень развития детей,
-формировать интерес к русской культуре и быту,
-развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности,
-закрепить знания о русских фольклорных традициях и праздниках.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Коммуникация:
-развивать у детей свободное общение речь, память, внимание;
-активизировать словарный запас за счет слов: рушник, посиделки, рукоделие, дразнилки.
Социализация:
-воспитывать нравственные и духовные качества детей;
-прививать любовь к традициям русского народа
Музыка:
-формировать музыкальную культуру на основе народной музыки;
- развивать способности детей игры на детских музыкальных инструментах
Физическая культура:
- продолжать развивать двигательную активность детей.
Для успешной реализации поставленных задач, нами были разработаны:
- План-конспект развлечения «Русский чай, гостей встречай».
- Подобран демонстрационный материал: костюмы детей в русском народном стиле, оформлена «изба», «Красный» угол, подготовлены муляжи пирогов, блинов, мед, варенье, самовар, заварочный чайник, чайные чашки, сахар. Испечен «Каравай», изготовлены самодельные музыкальные инструменты (погремушки), подобрана кухонная утварь, которая может служить музыкальным инструментом.
- подобрано музыкальное сопровождение развлечения «Русский чай, гостей встречай», это фоновые мелодии, музыка для песни и для танца.
Разработаны сюрпризные моменты:
1.Встреча гостей «Хлебом и солью», где использован настоящий Каравай, который дети после занятия с удовольствием попробовали.
2. Гостям вручили сувенирные мешочки с сушеными травами.
3.Опытно-экспериментальная деятельность с чаем и травами, с использованием луп, где дети смогли познакомиться с видами трав, видами чая, рассмотреть содержимое пакетика с чаем, сравнить виды чая по внешним признакам, а так же убедиться в том, что травяные чаи более ароматные.
На этапе подготовки проведена подготовительная работа с детьми, а именно: чтение русских народных сказок, разучивание частушек, танца «Самовар», разучивание песни «Российский чай», посещение музея на территории МДОУ №76 «Русская изба».
По типу занятие было построено как развлечение в русском народном стиле, в игровой форме.
На занятии мы использовали виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Само развлечение «Русский чай, гостей встречай» было поделено нами на три этапа:
1. Этап - организационный момент, встреча «гостей», знакомство в русском народном стиле «Бояре а мы к вам пришли…»
2. Этап –экскурс в историю русской избы, историю чаепития. Беседа с детьми по вопросам: Зачем кланялись, входя в русскую избу? Что самое главное в русской избе? Зачем на самовар одевали грелку? И т.д. загадывали загадки о пользе и назначении предметов быта в русской избе. Для того, чтобы у детей не было утомления, посиделки чередовались с пением, танцами, пением частушек, игрой на музыкальных инструментах.
На завершающем этапе гостям были вручены подарки (мешочки с травами), было разъяснено, что гостей не отпускали с пустыми руками, давали им с собой калачей или травы сушеной чайной в мешочке. По традиции гости должны были в следующий выходной день позвать хозяев к себе на чай. Что означало пригласить с ответным визитом.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цели в ходе развлечения «Русский чай, гостей встречай» нами были достигнуты, задачи реализованы.
13