СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский чудо-человек"-по поэме А.Т.Твардовского"Василий Тёркин".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует воспитанию патриотических чувств учащихся,поможет осознать истоки победы советского солдата

Просмотр содержимого документа
«"Русский чудо-человек"-по поэме А.Т.Твардовского"Василий Тёркин".»

Открытый урок литературы в 8 классе

«Русский чудо-человек»( по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»)


l Цель урока

  1. Подвести обучающихся к осознанию того, что Тёркин- настоящий герой, показать роль произведения в годы Великой Отечественной войны; осмыслить понятие «ГЕРОЙ»,

  2. Развивать творческое мышление , совершенствовать навыки выразительного чтения , составлять связный текст по заданным вопросам.

  3. Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся, помочь обучающимся осознать истоки победы наших солдат в годы Великой Отечественной войны.

ll Эпиграф к уроку . Богатырь не тот, что в сказке

Беззаботный великан

А в походной запояске

Человек простой закваски

В муках твёрд и в горе горд…

А.Т.Твардовский

lll Ход работы

  1. Организационный момент. Настройка на активную работу на уроке

-Ребята ,я знаю: каждый в классе- гений,

Но без труда- талант не впрок.

Скрестим мы шпаги наших мнений

И вместе сотворим УРОК.

Желаю всем доброго настроения, веры в себя и в свой успех.

  1. Прочитаны главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

И сегодня мы обобщим прочитанное

Обратимся к словам поэмы, которые станут эпиграфом нашего урока. (ученик читает)

Попробуем сформулировать тему урока.

(Вася Тёркин- богатырь. Тёркин- русский герой) .

А может, кто попытается словами Твардовского сформулировать тему.

-Он идёт святой и

Русский чудо- человек!

Итак, тема урока – Русский чудо-человек.

  1. Как вы думаете, какова наша цель и задача сегодня?

(почему Василий Тёркин- чудо- человек? (цель).

Раскрыть главные качества героя. Разобраться в том, что помогло солдатам одержать победу в Великой Отечественной войны(задачи урока).

  1. –И какое слово будет сегодня главным (опираемся на эпиграф)

Богатырь солдат человек –Герой!

-Какие слова ассоциируются со словом герой?

-подвиг ,доблесть, защита, отвага, решительность, самоотверженность, стремление освободить землю от врага.

5) Слово ученику (зачитывает по словарю Ожегова лексическое значение слово ГЕРОЙ ).

ГЕРОЙ – человек, который обладает необыкновенной силой, мужеством, готовностью пожертвовать своей жизнью ради других)




  1. Задание по группам


1 группа

1) Объясните ,

Какой подзаголовок имеет поэма ,почему?

С какой целью Твардовский написал поэму и в чём её жанровое своеобразие

2 группа

Как отнеслись солдаты к поэме?

Почему книга стала популярной.




3 группа

«Василий Тёркин -как вы объясните смысл имени и фамилии героя?


  1. Итак ,поэма- «книга про бойца»- каждая глава имеет своё название? А что помогает понять название глав?

(Автор показывает ,как жил человек на войне, показывает военный быт).

Давайте, обратимся к тексту поэмы.


1 группа

В главе «Гармонь» Твардовский не унывает , не падает духом.

Гармонист.

«На привале» - рассказывает о сабантуе учебник.


Читаем.

2 группа

А в главе « 2 солдата» Твардовский уважает старого солдата.

Починил часы. Он мастер на все руки.

Глава «О потере»- юмор .


Читаем.

3 группа

«О награде» Тёркин –немного смешной , простодушный. Если уж вернётся домой , то обязательно с наградой.


Читаем.


Итак, сделаем вывод : какой наш Тёркин? Балагур.

С юмором. Веселый. Не унывает. И сейчас

  1. Физкультминутка .

-Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки

И в атаку мы шагаем

Ноги твёрже поднимаем.

  1. Ребята, Мы увидели Тёркина. А нужен ли такой человек?

Да. Чувство юмора помогает и страх преодолеть, и силы прибавить.

Шутки- прибаутки как бы смягчают страшные дни войны. Помогают не пасть духом.

Не впасть в отчаяние

Где видим трагичные ощущения где видим?

Большие потери наших солдат.

И большую территорию страны захватили фашисты.

Наши солдаты отступали ( читаем.)


Поэт сам шёл дорогами войны. Это сближает его с Тёркиным.

( читаем).


  1. «Ради жизни на земле»- звучит надежда на благоприятный исход битвы. Наша армия несла большие потери.

Ребята ,но ведь жизнь человеку даётся один раз. И разве можно ею так распоряжаться ?

Что говорит поэт ? (читаем главы «О войне»)

Прокомментируем …Солдат войны не выбирает.

Судьба главного героя- судьба всех солдат страны, которые вынесли на своих плечах тяжесть

страшной войны.

И это- олицетворение национальной силы духа, воли к свободе.

(Обращаемся к эпиграфу)

Поэтому у Твардовского- Тёркин- богатырь! Он в огне не горит, и в воде не тонет. Это образ народа.

Это русский чудо-человек!

(так- так .Это и есть тема нашего урока).

В поступках , делах , в речи Тёркина Твардовский выразил национальный характер . Простой солдат

,труженик, хозяин –ГЕРОЙ.

  1. Соберём ещё раз характер ,черты Тёркина, народа

1)Простота 4)Выдержка 7)Любовь к родине

2)Щедрость 5)Терпение 8)Душевная сила

3)Жизнестойкость 6)Уверенность (в чём?)В победе. 9)Стойкость

В своих силах?)

Значит, кто такой Василий Тёркин? Художественный образ , в котором все черты советского солдата.

  1. А сейчас – творческое задание.(Снова пролистаем страницы поэмы) .Инсценировка.

  2. Заключение.

«Василий Тёркин»- поэма о солдате, защищавшем нашу землю.

Твардовский показал человека «на войне в быту суровом, в трудной жизни на войне.»

Глава за главой автор рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать ,идя на бой святой и правый» ;полевая кухня ,солдат, шинель, гармонь, землянка, шутка –прибаутка, солдатская дружба!

Поэм- настоящая повесть огненных лет, вобравшая в себя всё,

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глазах,

Такими отважными бойцами «из Рязани, из Казани, из Сибири ,из Москвы», и из нашего родного хутора Кавалерского.

Наши прадеды-участники войны были такими же , как легендарный Василий Тёркин. И ,собирая по крупицам материал к краеведческой конференции. Каждый ,ребята из вас, с гордостью , я думаю, скажет : «Я помню, я горжусь!»

  1. Презентация

  2. Ребята, вы- будущее нашей страны , независимость и свободу которой завоевали наши деды и прадеды .И на память о нашем уроке открытки со словами А.Т.Твардосвкого.

Думается ,что в столь не простое время , каждый из вас станет настоящим гражданином Отечества.

  1. Подведение итогов урока.