Русский язык. 2 «А» класс. УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкой стр.86-91)
Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся морфологических понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об имени прилагательном, его связи с именем существительным и зависимости от него; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, любознательности, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с именами прилагательными, развивать умение определять связь имени прилагательного с именем существительным; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», уважение окружающих, взаимопонимание, дисциплина, справедливость; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изученной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умение определять имя прилагательное и задавать к нему вопрос, его связь с именем существительным и зависимость от имени существительного; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: мультимедийная система, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть II, В. П. Канакина; карточки для проверки знаний.
Ход урока.
Организация начала урока.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Анастасия Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять»!
-Ребята, как вы понимаете эти слова?
Актуализация умений и знаний.
Индивидуальный опрос (работа по индивидуальным карточкам)
Вставьте пропущенные слова в предложения и задайте к ним вопрос:
Ф.И.
Впишите пропущенные слова в предложения и задайте к ним вопрос.
Сегодня на улице (_____) _____________ погода.
Мама купила (______) ____________ вазу.
Сегодня был(______) _____________ ветер.
Папа купил (______) ______________ машину.
Играла (______) ________________ музыка.
2. Фронтальный опрос
У: Ребята, с чем вы познакомились на прошлом уроке?
Д: С именем прилагательным.
У: Что такое имя прилагательное?
Д: Слова, которые обозначают признаки предметов, называются именами прилагательными
У: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Д: Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
У: Приведите пример имен прилагательных.
Д: Прекрасный, добрый, веселые, оранжевый, теплый, холодный и т.д.
3. Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе
У:Молодцы, вы хорошо работали на предыдущем уроке и хорошо усвоили тему.
Каллиграфическая минутка
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, сегодня двенадцатое апреля. Ребята, посмотрите на доску, прочитайте предложение и обратите внимание на выделенные в нем соединения. Как вы думаете, для чего они выделены?
Под колючей веткой ели свернулись клубочком ежата.
Пропишите выделенные соединения.
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, посмотри на доску, прочитайте предложение, которое на ней написано.
(Пришла теплая и долгожданная (весна - пропущено), потекли ручьи по улицам, стало ярче светить солнышко.)
У: Что вы можете сказать об этом предложении? Всё ли вам понятно?
Д: В предложении не совсем понятно, о чем идет речь.
У: Как вы думаете, какого слова не достает в предложении?
Д: Весна.
У: Весна, это какая часть речи?
Д: Существительное.
У: Весна какая?
Д: Теплая, долгожданная.
У: К какой части речи относятся эти слова? (теплая, долгожданная)
Д: К имени прилагательному.
У: Верно, если мы уберем слово «весна» нам будет понятно, о чем идет речь в предложении?
Д: Нет.
У: Какой же вывод можно сделать?
Д: Имена прилагательные тесно связаны в речи с именами существительными.
У: Итак, тема нашего урока«Связь имени прилагательного с именем существительным».
Словарная работа
-Запишите слова воробей, корова, молоко, сорока, Обозначьте ударение в словах.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Воробей – это птица небольшого размера.
- Составьте слово из слогов. ( ро, ко, ва) – корова
Коро́ва – крупное рогатое животное, которое дает молоко.
- Разгадайте ребус ( молоко ).
Молоко ́- продукт питания (белая жидкость, получаемая от коров, коз и других животных).
Сорока - птица семейства врановых из рода сорок. Сороки населяют всю Европу.
Открытие новых умений, знаний.
Работа по учебнику.
У: Ребята, откройте свои учебники на странице 89 прочитайте упражнение 153 про себя, теперь прочитает ученик (Прочитайте загадки. Отгадайте их). Прочитаем загадки вслух.
Д: Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
У. Как вы думаете, что это?
Д: Ромашка.
У: Правильно. Прочитаем вторую загадку.
Д: Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок,
Белые реснички.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
У: Ребята, как вы думаете, о каких полевых цветах говорится в этой загадке?
Д: О ромашке.
У: Верно, эти загадки о ромашке. Какая загадка вам понравилась больше? Чем?
У: Какие слова автор употребил в переносном значении?
Д: Белая корзинка, золотое донце, сестрички, желтый глазок, белые реснички, нарядные платьица, желтые брошки.
У: Найдите в каждой загадке имена прилагательные. Какие из них повторяются?
Д: Белая, желтый.
У: Если бы не было имён прилагательных, вы бы смогли отгадать загадки?
Д: Нет.
У: Верно, если бы не было имен прилагательных мы бы не смогли отгадать загадки.
У: Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным.
Работа по учебнику
У: Откройте учебник на странице 90 прочитайте упражнение 155 про себя, теперь прочитает ученик (Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные).
У: Ребята, работаем самостоятельно, на это задание у вас 5 минут. (с каждого ряда по очереди выходят к доске по одному человеку и записывают по одному предложению)
У: Проверьте написание предложений с доски.
У: Найдите в каждом предложении противоположные по смысле имена прилагательные.
Д: Маленький – большой, черный – белый, широкая – узкая, горький – сладкий.
У: Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях.
Д: Для сравнения.
У: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
У: А теперь мы немножко отдохнём.
Физминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Открытие новых умений, знаний (продолжение).
1.Выполнение упражнений
Работа по учебнику страница 91, упражнение 156.
У: Ребята, прочитайте задание про себя, теперь прочитает ученик. (Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.)
Посмотрите на образец, разберем его.
Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное. На это задание у вас 7 минут.
Закрепление открытых умений, знаний.
У: Закройте свои учебники, отложите их на край парты. Сейчас я вам раздам листочки, где написаны предложения, но предложения непростые, в них пропущено слово, ваша задача - вставить пропущенное слово и задать к нему вопрос.
Мы остановились возле (.......) _____________ здания.
(…….) _____________, как волк.
Ясное небо закрыли (…….) _____________ тучи.
(…….) _____________, как заяц.
В саду расцвели (…….) _____________ розы.
(…….) _____________, как медведь.
(…….) _____________, как муравей.
Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какие задания мы выполняли?
- Сейчас мы попробуем себя оценить. Если вам на уроке все удавалось, вы справились со всеми заданиями – то прикрепите стикер на зеленый, если у вас возникали вопросы при выполнении заданий, вы встретились с трудностями – стикер на желтый цвет, если вы не справились ни с одним заданием и вам совсем ничего не было понятно – прикрепите на красный цвет.
- Кто прикрепил свой стикер на зеленый дорога открыта к изучению новой темы.
- Чей стикер оказался на желтом цвете при выполнении домашнего задания нужно еще раз повторить все правила.
- Тем, кто стикер прикрепил на красный цвет нужно возвратиться к началу темы и выучить все правила.
Спасибо за урок!
- Урок окончен. До свидания!