СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе»

Русский язык, 2 класс.


«Русский язык», учебник для 2 кл., нач. шк.,

А.В. Полякова: М., Просвещение, 2007.


ТЕМА: СВЯЗЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.


Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в учебе и в обычной жизни, пробуждающих исследовательскую и творческую активность.


Задачи:

  • Развитие умения устанавливать связь слов в предложении;

  • Уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного;

  • Развитие творческого мышления, речи, памяти, умения анализировать и сравнивать полученную информацию с ранее известной;

  • Учить выстраивать своё изложение последовательно, упорядочивая мысли;

  • Вырабатывать чувство настойчивости в преодолении поставленных задач;

  • Воспитание самостоятельности, любознательности, способности признавать свои ошибки и принимать мнение других;

  • Воспитание любви к русскому языку.


Ход урока.


  1. Стадия вызова.

  1. Словарно-орфографическая работа.

- О каких школьных принадлежностях идёт речь?


В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)


То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)


- Что интересного знаете об этих предметах? (Ответы детей)

- Как об этих предметах сказано в толковых словарях?


Работа учащихся в группах с толковыми словарями.

Отыскать значение слов «тетрадь», «линейка». (Ответы детей)


Линейка. Производное от слова линия, заимствовано через немецкий из латинского языка – «линия», «нитка», «лён».

Не подумайте, что линейки делались из льна, здесь связь с ниткой. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровненько так получается, как по натянутой ниточке.

Тетрадь. Древнерусское заимствование из греческого языка - «четвёртая часть листа» или «сложенный вчетверо». Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова.

- Запишите слова линейка, тетрадь. Определите слоги, ударение, орфограммы.

- Какой частью речи являются записанные слова? (Имена существительные).


Работа в парах.

- Составьте кластер о существительном.


.


Каждая пара называет признаки существительного.


- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите словосочетания.

Тонкая тетрадь, длинная линейка, красивая тетрадь, деревянная линейка.


- Какое слово в словосочетании будет главным? Зависимым? Почему?



Осмысление содержания.

- Вспомним, что уже вы знаете об имени прилагательном.

(Составление бортового журнала).






Что известно

Новая информация

Часть речи.

Обозначает признак предмета.

Какой? Какая? Какое?

Изменяется по числам.

Изменяется по родам.

Образуется от существительного.

В предложении является…

Связано с …

Зависит от…



Коллективная работа.

- Прочитайте прилагательное с каждым из существительных.


край озеро поляна зуб кольцо брошь



синий

поле простор улица лента небо цветок

родной




село город страна


- Запишите несколько словосочетаний.

Родное село, родной город, родная страна.

Лесной край, лесное озеро, лесная поляна.


- Что приходилось менять при составлении словосочетаний? (У прилагательных менялось окончание).

- Почему? (Потому что прилагательное зависит от существительного, с которым связано.)

- Определите число, род прилагательных. От чего это зависит? (От существительного, с которым связано прилагательное.)

- Какое слово в словосочетании является главным? Какой частью речи оно является? Какое зависимое? Какая это часть речи?


Физминутка.


Рефлексия.

- Дополним бортовой журнал новыми полученными знаниями.

Имя прилагательное связано с именем существительным, стоит в том же числе, роде, что и существительное, с которым оно связано.

словосочетании прилагательное зависит от существительного.


Творческая работа.

- Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Заполните ими пропуски в тексте. Текст запишите. Установите связь слов в предложении.


Стоял_________ день. В воздухе кружились___________ снежинки. Они укрывали землю __________ ковром _________ ветер качал кроны деревьев. В природе хозяйничала матушка-зима.


- Найдите в тексте словосочетания «существительное + прилагательное», определите главное и зависимое слова.

- Молодцы!


Итог урока.

- Что нового узнали о прилагательном?

- Добавьте нужное слово в синквейн.

  1. ________________ .

  2. Уточняющее, описывающее.

  3. Определяет, украшает, разнообразит.

  4. Зависит от имени существительного.

  5. Слово…

- Это прилагательное.







Директор МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов №4» _______________/ Н.Л. Попова