- Отгадайте загадку: Зазвенели ручьи, прилетели грачи. На ветках плотные комочки- В них дремлют клейкие листочки. Кто знает, когда это бывает? (В апреле) А к какому времени года относится апрель? А какие изменения происходят весной? Правильно, прилетают птицы. СПИНКИ Вот и к нам сегодня прилетела ласточка, она нам будет помогать совершать открытия на сегодняшнем уроке. Вместе с ней мы отправимся в гости в удивительную страну. Куда? Догадайтесь сами. Это раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология) - В этой стране живут части речи. Какие вы знаете части речи? (На доске 4 домика. Названия частей речи над домиками на доске.) - В этих домиках живут слова. (На доске слова: трава, летел, зеленый, листок, теплый, вьёт.) - Поселим слова в домики и запишем их в тетрадь. 1 пара– записывает имена существительные 2 пара– записывает имена прилагательные 3 пара– записывает глаголы (самооценка) СПИНКИ А теперь давайте проверим, правильно ли вы поселили свои слова в домики. -первая пара выходит к доске. -вторая пара выходит к доске. -третья пара выходит к доске - Ребята, посмотрите, один домик остался не заселен. -О чём это говорит? (Мы не все части речи изучили.) - О чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о новой части речи). ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ -Жили части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем. Но так как в стране Морфологии тоже весна, то и слова будут весенние. - Возьмите на столе розовые полоски, на которых написаны слова. Постройте из них предложение. (Ласточка залетела гнездо). - Можно ли составить из этих слов предложение? Понятно ли о чем говорится? Т. е. у нас возникло затруднение, предложение мы составить не можем Что нужно сделать? (Нужно добавить слово в). (На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …) - Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? - Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным, глаголам? - Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик), - Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Предлог -Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно. - Значит, какова цель нашего урока? (Узнать, что такое предлог и определить его место в речи.) СПИНКИ А теперь давайте попробуем составить план нашего урока. Что мы должны с вами сделать? ( на магнитной доске) -узнать, что такое предлог -учиться находить и писать предлоги, -использовать их на практике, т.е в своей речи. -Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия. 2. Работа по теме урока. 1). Посмотрите на экран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи. Определите расположение собаки по отношению к будке? Запишите предложения.( индивидуальная работа) (взаимопроверка) - Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в … Это предлоги. - А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи. - Вот мы и сделали первое открытие. (вставить предлоги в предложение) Пришел апрель. Распустились … деревьях листочки. Птицы возвращаются … теплых стран Установилась ли теперь связь слов в предложениях? Какую роль предлоги выполняют в русском языке? Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. - Мы сделали второе открытие. 4). Работа с учебником (с.108, упр.184) - Выпишите из предложений предлоги вместе с той частью речи, к которой они относятся. - С какой частью речи употребляются предлоги? (С именем существительным.) - Перед глаголами встретились предлоги? (Нет.) - Обратите внимание на написание предлогов с частями речи. Что вы можете сказать? (Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.) (открытия размещаются на доске) - Мы сделали четвертое открытие. IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. - Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ -Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма) 1) Предлог - часть речи. 2) Предлоги служат для связи слов в предложении. 3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. -Давайте прочитаем правило на с.109, 110. Чтение правила. Вернемся в город частей речи в домик предлогов. Запомнить! Предлоги пишутся одинаково. СПИНКИ Упражнение в определении частей речи. - Какая замечательная погода в стране Морфологии! Как ярко светит апрельское солнышко! А над нами порхает наша помощница ласточка. Определите, к какой части речи относятся следующие слова. Весна, голубое, светит, про, песня, солнечный за, радуется. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. -Я предлагаю задания на выбор. Работа на листках зелёного цвета: 1 группа. (Слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне). Первое задание – самое простое – списать пословицу, подчеркнуть предлоги. Солнышко с апрельской горки в лето катиться. Природа проснулась от зимнего сна. На деревьях набухают почки. Звонко поют прилетевшие с юга птицы. Над цветами летают бабочки. Птицы перелетают с дерева на дерево. Ребята прыгают через ручей. Работа на листках жёлтого цвета: 2 группа. (Учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне). Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова. Дети отправились … лес. … лесную тропку … кустов выскочил зайчик. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. Работа на листках красного цвета: 3 группа. (Учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях). Третье задание - самое сложное, но интересное. Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь. Выходить ... (дом); идти ... (лес); наблюдать …(животные); заботиться … (птицы) Самопроверка по эталону с использованием документ-камеры. (задание – резерв: из электронного приложения ) VI. Итог урока. Обобщение знаний о предлоге. - С какой частью речи познакомились сегодня в городе Частей речи? Понравилось вам в гостях у предлога? - Что новое узнали о нём? Что такое предлог? - Для чего он служат? - Перед какими словами пишутся предлоги? - Перед какими словами не пишутся? Рефлексия. - Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь? Познакомились с … Учились… - Удалось ли нам решить поставленные задачи? Самооценка работы на уроке. На столах у вас лесенка успеха и человечек. - Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»: Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете? Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение; Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно; Красная ступенька- не получилось так как хотелось. - Спасибо за урок! |