Русский язык. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Открытие новых знаний.
Доброе утро!
1* Записываем число.
Классная работа.
2*Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.
У..кий, оши...ка, к..пал, ча..ка, см..треть, зу..ки, з..лёный, в..рить, тетра..ка, к..рмушка, д..л..ко, тра..ка, кре..кий, лягу..ка.
3* Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются …
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
Боимся мы щекотки
Сапожной строгой …
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
– Нет ли среди этих слов лишнего?
-Почему это слово лишнее?
– Какая орфограмма в слове «сердце»?
Пока сложно ответить на этот вопрос
– Сколько звуков и сколько букв в этом слове?
– Почему звуков меньше, чем букв?
-Какой это звук, гласный или согласный?
-А в какой части слова находится этот звук?
– Звук, который не произносится, называется непроизносимым.
СТР. 117 (читаем правило). – Когда в корне может быть непроизносимый согласный звук? (Когда в слове встречаются сразу 3 или 4 согласных звука вместе).
-Почему он назван непроизносимым? (Потому что мы его не произносим).
- Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком в корне? (Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо).
Найдите упр. 225, (стр. 118). Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы:
-В словах какого столбика есть непроизносимый согласный звук? ( В словах 2 столбика).
– В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма?( В корне слова).
-Слова какого столбика будут проверочными для слов с непроизносимым согласным звуком?
(Слова 1 столбика).
-Почему? (Потому что в этих словах согласный звук произносится отчётливо).
– Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму и выделите корень!!!
В русском языке есть слова, в корне которых нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
-Как быть в таких случаях?
-Давайте прочитаем правило в учебнике на с.119
Как убедиться, что в словах нет непроизносимого согласного звука?
(Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный).
Упр. 227- делаем в тетради.
Алгоритм вырезать и приклеить в тетрадь!!!!!
Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными
1. Нахожу в корне опасное сочетание.
2. Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова.
3. Слышу согласный звук.
4. Пишу согласную букву в опасном сочетании.
Мес..ный - место, местечко
Домашнее задание
Стр. 119, упр. 228