СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Русский язык. Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования умения проверять изучаемые орфограммы

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Русский язык. Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

3 класс. Русский язык.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Учебник, с. 120–121


Педагогические цели

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формирования умения проверять изучаемые орфограммы

Тип урока

Урок постановки и решения учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Личностные результаты

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Образовательные
ресурсы

Учебник. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности

Нас сегодня ждет дорога, и узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Чистописание

Письмо по образцу: Мм ммм Мм Мо Мр ма ум. Мороз, метель

Выполняют письмо по образцу

III. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.

1. Из карманов у Аркашки вечно сыплются … (бумажки).

2. Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

3. Капризные сандалии однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки сапожной строгой … (щетки).

4. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце.)

5. Шубка – иголки, свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь. Кто это? (Ёж.)

– Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных ранее орфограмм.)

– Какая орфограмма в слове «сердце»?

Слушают загадки, записывают отгадки,

находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их
и объясняют условия выбора.

На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения
работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.

Решают проблемную ситуацию.

Понимают недостаточность имеющихся знаний.

IV. Создание
проблемной
ситуации

– Сколько звуков и сколько букв в этом слове?

– Почему звуков меньше чем букв? (Один звук не произносится.)

– Звук, который не произносится, называется непроизносимым. Именно о словах с таким звуком (словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить


Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»

Читают тему урока

V. Постановка учебной задачи

– Тему урока вы уже знаете.
Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке

Слушают учителя, предлагают свои
формулировки цели деятельности
на уроке

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимым согласным (упр. 223).

Чтение сведений о непроизносимом согласном (с. 117)

– Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне
(учебник, упр. 223).

– Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?

– Какие звуки не произносятся? Ознакомьтесь с теоретическим
материалом о непроизносимом согласном.

– Когда в корне может быть непроизносимый согласный?

Почему он назван непроизносимым?

Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь на нее, отвечают
на вопросы учителя

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа по учебнику (упр. 224)

– Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный?

Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют
выбор написания

2. Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах (упр. 225). Работа с правилом в учебнике

– Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы. Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму. Попробуйте сформулировать правило написания непроизносимого согласного. Прочитайте правило на с. 118 учебника.

– В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? Какое слово может быть проверочным?

Читают задание упражнения, отвечают на вопросы. Письменно выполняют задание в тетради. Делают попытки сформулировать
правило написания непроизносимого
согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учебнике

3. Формирование умения соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в проверяемом и проверочном словах (упр. 226)

– Выполните упр. 226 (подберите
к каждому слову слово с непроизносимым согласным). Обозначьте орфограмму

Письменно выполняют задание в тетради

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя.