Урок русского языка на тему: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.»
« Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни »
Константин
Георгиевич Паустовский
Минутка чистописания
в // д // л // т //
Вдлт, Вдлт ,…
Тропинка , мясной , солнце , лесной , книжка , гараж
Безударный гласный Парный согласный
Тр о пинка кни ж ка
М я сной гара ж
л е сной ,
Солнце ?
[ С О Н Ц Э ]
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Непроизносимые согласные в корне слова
Со л нце - солнечный ,солнышко
Сердечный, звезда, ярость, здоровье.
Со л нце, звез д ный, ярос т ный, сер д це, здра в ствуй.
Грус т ный, чу в ство, прелес т ный
Оцените себя
Все правильно допустил ошибку не справился
Что
Где надо проверять?
Как
Правило
Чтобы правильно написать слова с непроизносимыми согласными, нужно подобрать проверочное однокоренное слово с гласной после согласной или с «опасным» сочетанием на конце слова.
Алгоритм проверки
1. Нахожу в корне опасное сочетание.
2. Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова.
3. Слышу согласный звук.
4. Пишу согласную букву в опасном сочетании.
Мес..ный - место, местечко.
Свис…нул, грус…но, ненас…ный, хрус…нула, окрес…ность.
честный ответ
радостный взгляд
поздний час
известный спортсмен
устный рассказ
… ответ
… взгляд
… час
… спортсмен
… рассказ
честный ответ
радостный взгляд
поздний час
известный спортсмен
устный рассказ
Первая группа
Был поздний вечер. По улицам бегал несчастный щенок. Он скулил и метался. Миша заметил грустного щенка. Мальчик взял собачку домой. Щенок радостно вилял хвостом.
Вторая группа
Счастливый Серёжка быстро шёл домой. У мальчика радостное настроение. Он нёс маме прелестную розу. У мамы сегодня день рождения. Здравствуй , мама! – сказал сын и протянул цветок.
Третья группа
Наступила поздняя осень. Совсем скоро её сменит зима. Тускло светит солнце . Ночью звёздное небо закрывают тучи. Грустная картина.
1.Какие согласные могут быть непроизносимыми?
а) д б) т в) м г) л д) в е) ф ж) c
2.Укажи опасные сочетания для непроизносимых согласных.
а) вст б) стн в) здн г) стр д) зск е) лнц д) рдц
3.Вставьте пропущенные слова
чтобы правильно написать слова с _______согласными, нужно подобрать проверочное _____слово с ____после согласной или с ____ сочетанием на конце слова.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написание непроизносимых согласных в корне слова.
а) Слышу согласный звук.
б) Нахожу в корне опасное сочетание.
в) Пишу согласную букву в опасном сочетании.
г)Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова.
5. В каком слове буква «Д» обозначает непроизносимый согласный звук?
а) ло..ка
б) поз..ний
в) закла..ка
г) селё..ка
6.Укажи слово, в котором на месте пропуска непроизносимая согласная не пишется.
а) счас..ливый
б) лес..ница
в) небес..ный
г) чес..но
Ответы на тест
1.Какие согласные могут быть непроизносимыми?
а) д б) т в) м г) л д) в е) ф ж) c
2.Укажи опасные сочетания для непроизносимых согласных.
а ) вст б) стн в) здн г) стр д) зск е ) лнц д) рдц
3.Вставьте пропущенные слова
Чтобы правильно написать слова с непроизносимыми согласными, нужно подобрать проверочное однокоренное слово с гласной после согласной или с опасным сочетанием на конце слова.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написание непроизносимых согласных в корне слова.
3 а) Слышу согласный звук.
1 б) Нахожу в корне опасное сочетание.
4 в) Пишу согласную букву в опасном сочетании.
2 г)Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова.
5. В каком слове буква «Д» обозначает непроизносимый согласный звук?
а) ло..ка
б) поз..ний
в) закла..ка
г) селё..ка
6.Укажи слово, в котором на месте пропуска непроизносимая согласная не пишется.
а) счас..ливый
б) лес..ница
в) небес..ный
г) чес..но
Домашнее задание
Сочини сказку «непроизносимые согласные» или стихотворение о непроизносимых согласных.
Известный – известие,
здравие – здравствуй. Теперь от ребят не прячься согласный! А трудности будут – словарик возьмём И нужное слово всегда в нём найдём.
Сегодня на уроке я -
научился…
понял…
было интересно….
было трудно…
Спасибо за урок!
Выполнила: Калашникова Н.И. учитель начальных классов, МКОУ СОШ №6, г.Острогожск Воронежской обл.