Русский язык 4 класс
Открытый урок по теме : «Наречие как часть речи».
Цели:
Дать первое представление о наречии как части речи, познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи: познакомиться с новой частью речи, с её особенностями, узнать, что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает, какие грамматические признаки имеет.
Ход урока:
Орг. момент. Слайд1
-Я рада видеть, что вы вернулись с перемены довольными, отдохнувшими Проверьте всё у вас на партах готово для урока русского языка. Тихонечко садитесь.
Слайд
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
Минутка чистописания.
-Начнём урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работать нужно в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак приступаем.
1. В слове земля безударная гласная …
2. Звук, парный звуку [з]. Запишите букву, которой он обозначается.
3. В слове тонна удвоенная …
4. Пунктуационный знак, похожий на действие деление.
5. Буква, похожая на окружность.
6. У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется…
-Среди данных графических знаков найдите лищний.
-Почему? (двоеточие , потому что это пунктуационный знак, а остальные буквы)
- Из данных букв составьте слово, запишите его. (осень)
Словарная работа. Слайд2
Багаж, русский, мороз, обедать, направо, железный, охранять, медленно.
(Взаимопроверка) Поменяйтесь тетрадями с другом по парте, проверяем все вместе. Слайд
Актуализация знаний.
-Над какой темой мы работали на протяжении последних уроков русского языка? (части речи)
-Давайте вспомним какие части речи мы уже изучили. На каждой парте лежит лист, на нем схема. Вам нужно дополнить эту схему.
Самостоятельные части речи
Проверка.
-Какие самостоятельные части речи вы подписали? (имя сущ, имя прилаг, глагол, числительное, местоимение)
Слайд -Обратите внимание на экран, перед вами слова и таблица. Распределите эти слова в группы по частям речи. Слова запишите в схему.
Теперь проверим . Слайд 4.
-Несколько слов мы не смогли отнести к изученным частям речи.
-Вы догадались, что мы будем делать на уроке? (познакомимся с новой частью речи)
5. Работа над новым материалом.
Откройте учебники на стр. 73 и подумайте чем мы будем заниматься на уроке.
-Сформулируйте тему нашего урока. ( Тема-наречие)
-Какие цели мы перед собой ставим? (узнать , что такое наречие, на какие вопросы оно отвечает, каким членом в предложении является)
-Мы уже выяснили, что наречие -это часть речи. Теперь узнаем на какие вопросы наречие отвечает. Слайд 7
-Перед нами наречия,
задайте вопросы к данным словам.
Близко, слева, справа – где?
Направо, налево, вверх – куда?
Сегодня, вчера, утром – когда?
Издалека, сверху, справа – откуда?
Честно, дружно, интересно – как?
Нарочно, специально – зачем?
Поневоле, спросонок – почему?
-Составьте и запишите распространенное предложение с любым из этих наречий.
Физкультминутка.
Игра «Повтори» На карточках изображены человечки в разных позах, я показываю карточку — дети принимают определённую позу.
Работа по учебнику.
С.73 .Упр.124
-Самостоятельно прочитайте стихотворение.
-Назовите первое выделенное слово. (Печальные)
-С каким словом оно связано в предложении? На какой вопрос отвечает? Это прилагательное, главное слово -(Поляны (какие?)печальные.).Что обозначает слово "печальные"-(признак предмета)
-Выпишите словосочетание . Укажите графически связь главного и зависимого слова.
-Назовите 2 выделенное слово. (Печально)
-С каким словом оно связано? Выпишите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально. Печально- это наречие. )
-Что обозначает это слово?-(обсуждение) (признак действия)Давайте посмотрим, что написано в учебнике.
-Наречие обозначает признак действия!
8 Закрепление нового материала.
-Давайте понаблюдаем за наречием. Слайд
Льёт печально
Льют печально
Лила печально
-Изменяется ли главное слово ? (да, изменяется по числам , временам)
-Что происходит со словом печально? (оно не изменяется)
-Какой вывод можно сделать? (Наречие- неизменяемая часть речи)
Прочитайте сообщение в рубрике «Обратите внимание!» с. 73.
Наречие -неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.
-Вспомним для чего нам нужны прилагательные в предложении? (для того ,чтобы речь стала выразительной, красивой, понятной)
-Давайте выясним, для чего нужны наречия.
-Дополните предложения наречиями. Слайд
Звучит музыка.
Мальчик решил задачу.
(Заслушиваются работы.)
-Наречия поясняют глаголы и имена прилагательные. В предложении являются второстепенным членом.
Слайд (правило)
-Один ум- хорошо, а два -лучше. Задание для работы в парах.
-Возьмите карточки. Замените противоположными по смыслу наречиями.
Быстро - медленно
Темно - светло
Легко - тяжело
Тихо - громко
Сверху - снизу
Много - мало
Вперёд - назад.
9.Обобщение.
Тест. Слайд.
1)Наречие -это часть речи, которая обозначает:
а)предмет
б)действие предмета
в)признак действия
2)На какие вопросы отвечает наречие?
а)Кто?,Что?
б)Где?Когда?Откуда?Как?Куда?Зачем?Почему?
в)Чей? Чья ? Чьё? Чьи?
3)Среди данных слов выбери наречия
а)медленно
б)настроение
в)быстрый
г) тихо
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Мы достигли целей?
-Что мы изучали на уроке? (наречие)
-На какие вопросы они отвечают? (где, когда ,куда, откуда, почему, зачем, как)
-Как наречие изменяется? (не изменяется)
-каким членом является в предложении? (второстепенным)
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
(Сложностей не возникло , небольшие затруднения , было сложно )
11. Домашнее задание На выбор . Слайд
1. У.с. 74 упр. 126
2. Используя наречия составить 6-7 предложения, чтобы получился рассказ.