Русский язык . 4 класс.
Тема: Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.
Цель: учить склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж,развивать речь, внимание, память, мышление.
Формируемые УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, , гн..здо, х.лодное.
— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
— Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
(взаимопроверка)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
На каменист., дне, о весенн.. солнце, о весел., клоуне, о близк.. лете, о бел., берёзе.
- Чем похожи все имена прилагательные? (Они стоят в предложном падеже.)
— Одинаковые или разные окончания будут у этих прилагательных? (Разные.)
— Почему? (Они употреблены в разном роде.)
— Назовите окончания имён прилагательных.
(Учащиеся называют, при определении окончания имени
прилагательного в последнем словосочетании может возникнуть затруднение.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж, узнать, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 29).
— Рассмотрите таблицу.
— В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном, предложном.)
— Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разговорной.
2. Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода
— Просклоняйте словосочетания: вариант 1 —вкусная конфета, вариант 2 —красная ручка.
(Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
На влажн.. землю, спел.. вишней, про ярк.. звезду, легк.. пушинкой, пасмурн.. погоды, ранн.. весну, о смешн.. кукле.
(Проверка, самооценка.)
VII. Рефлексия.
— Выпишите словосочетания с именами прилагательными в женском роде. Выделите окончания имён прилагательных.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
— Оцените свою работу на уроке.
(можно использовать сборник диктантов и проверочных работ)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
Домашнее задание
Упр. 59 (с. 29).