Русский язык. 4 класс.
Тема. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану
Тип урока | Развитие речи, применение знаний на практике |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста; дать возможность учащимся проявить творческие способности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с отрывком из произведения Ю. Яковлева; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам; составлять текст по его началу и по его концу; писать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Личностные результаты | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Работа над словами с непроверяемым написанием | – Прочитайте и запишите пословицу и стихотворение. – Какой звук повторяется в них? - Дайте характеристику звуку [э]. Запишите соединения с буквой «э». Отгадайте загадку. Вы меня перелистали – как в музее побывали. Космос на одной странице, на другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. а всё вместе я – … (альбом). | Это еще не беда, коль хлеб есть. Этот маленький ребенок спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки не кладут ему подушки. А. Введенский Экспре́сс [ре], эскала́тор. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей | – Прочитайте тему урока. Определите цели урока. – Сегодня будем учиться писать изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. |
IV. Подготовка к восприятию текста. Знакомство с биографией писателя | – Юрий Яковлевич Яковлев – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Творческая деятельность его началась с написания стихов. Яковлев вспоминал: «Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков» |
V. Чтение и анализ текста. Работа по учебнику (упражнение 99) | – Предлагаю вам ознакомиться с текстом. Наша задача – проанализировать его. Прочитайте. Озаглавьте текст. – Определите тему, основную мысль. Как вы думаете, какой это тип текста? Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. Докажите, что это повествовательный текст. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и основную мысль текста. Подбирают заголовок. – Это текст повествовательный. В тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, о последовательных событиях. К такому типу текста можно поставить вопрос: что происходит сначала, потом и в конце? |
VI. Составление плана текста | – Что принес Костя в класс? - Какое чудо произошло с прутиками багульника? Прочитайте описание листьев и цветов на прутиках. - Какая погода была за окном? – Что делали ребята, когда багульник зацвел? – Как они называли Костю? - Сколько частей в этом тексте? – Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? Определите мысль каждого абзаца. – Составьте план нашего текста. | – Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Однажды прутики зацвели. – Светло-лиловые цветы, похожие на фиалки. Листья прорезались ложечкой. За окном снег поблескивал кристалликами. – Ребята толпились у окна, разглядывая багульник. – Все подумали, что Костя волшебник. В тексте три части. 1. Пучок прутиков багульника. 2. Прутики зацвели. 3. Костя – волшебник |
VII. Лексико-орфографическая подготовка | Багульник – вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. Фиалка – травянистое растение семейства фиалковых с фиолетовыми, желтыми, белыми или разноцветными цветками. Кристалл – твердое тело, принявшее форму симметричного многоугольника. Прутики – веточки. Багульник – растение. |
VIII. Устное изложение (пересказ) текста. Написание изложения | – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. – Перескажите текст по плану, используя опорные слова | Называют опорные слова по тексту. Несколько учеников пересказывают текст изложения |
IX. Итог урока. Рефлексия | – Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа? - Понравилась ли вам работа на уроке? - Оцените себя. Что понравилось? Чему научились? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке |