СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 4 класс. Тема. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи. Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 4 класс. Тема. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ»

Русский язык. 4 класс.

Тема. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста; дать возможность учащимся проявить творческие способности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с отрывком из произведения Ю. Яковлева; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам; составлять текст по его началу и по его концу; писать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

– Прочитайте и запишите пословицу и стихотворение.

– Какой звук повторяется в них?

- Дайте характеристику звуку [э]. Запишите соединения с буквой «э».

Отгадайте загадку.

Вы меня перелистали – как в музее побывали.

Космос на одной странице, на другой странице – дом,

На последней – хвост жар-птицы. а всё вместе я – … (альбом).

Это еще не беда, коль хлеб есть.

Этот маленький ребенок спит без простынь и пеленок,


Под коричневые ушки не кладут ему подушки. А. Введенский





Экспре́сс [ре], эскала́тор.

III. Сообщение темы урока. Определение целей

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока.

– Сегодня будем учиться писать изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

IV. Подготовка к восприятию текста. Знакомство

с биографией писателя

– Юрий Яковлевич Яковлев – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Творческая деятельность его началась с написания стихов. Яковлев вспоминал: «Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков»

V. Чтение и анализ текста.

Работа по учебнику (упражнение 99)

– Предлагаю вам ознакомиться с текстом. Наша задача – проанализировать его. Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тему, основную мысль. Как вы думаете, какой это тип текста? Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. Докажите, что это повествовательный текст.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и основную мысль текста. Подбирают заголовок.

– Это текст повествовательный. В тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, о последовательных
событиях. К такому типу текста можно поставить вопрос: что происходит сначала, потом и в конце?

VI. Составление плана текста

– Что принес Костя в класс?

- Какое чудо произошло с прутиками багульника? Прочитайте описание листьев и цветов на прутиках.

- Какая погода была за окном?

– Что делали ребята, когда багульник зацвел?

– Как они называли Костю?

- Сколько частей в этом тексте?

– Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? Определите мысль каждого абзаца.

– Составьте план нашего текста.

– Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Однажды прутики зацвели.

– Светло-лиловые цветы, похожие на фиалки. Листья прорезались ложечкой. За окном снег поблескивал кристалликами.

– Ребята толпились у окна, разглядывая багульник.

– Все подумали, что Костя волшебник.

В тексте три части.

1. Пучок прутиков багульника.

2. Прутики зацвели.

3. Костя – волшебник

VII. Лексико-орфографическая подготовка

Багульник – вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах.

Фиалка – травянистое растение семейства фиалковых с фиолетовыми, желтыми, белыми или разноцветными цветками.

Кристалл – твердое тело, принявшее форму симметричного многоугольника.

Прутики – веточки. Багульник – растение.

VIII. Устное изложение (пересказ) текста. Написание изложения

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова.
– Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова по тексту.

Несколько учеников пересказывают текст изложения

IX. Итог урока. Рефлексия

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?

- Понравилась ли вам работа на уроке?

- Оцените себя. Что понравилось? Чему научились?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!