СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 5 класс . ОВЗ. Повторение.Урок - путешествие по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю конспект урока в 5 классе VIII вида .Тип урока: повторение. Тема: Имя существительное. Форма урока: игра - путешествие.Есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс . ОВЗ. Повторение.Урок - путешествие по теме "Имя существительное"»

Игра - путешествие « Имя существительное»


Цель: повторить и закрепить знания обучающихся об имени существительном как части речи и его признаках.


Оборудование: проектор, интерактивная доска, таблицы -подсказки, маршрутная карта игры, презентация, шаблоны кораблей, конверты с заданиями, береты и галстуки, шкатулка с загадками.


Ход игры:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, мои дорогие юнги! Вы готовы к сегодняшнему путешествию? Занимайте, пожалуйста, свои мета, скоро мы начнём наше путешествие.

- Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем корабле «Знание». И приглашаем Вас в одну очень замечательную страну.

II.Вводная часть

-Итак, юнги, наш корабль «Знание» готов отправиться в путешествие к берегам страны «Существительное»(Корабль на доске).Я буду вашим капитаном и помощником в этом плавании. Слайд 1

- Но мы же не можем плыть, если не знаем куда? Что нам необходимо, чтобы начать путешествие? ( Карта)

- Ребята, карта была у меня, но я не могу её найти! Кто - то ее взял!

Слайд 2. Звучит музыка, заходит пират.

Пират. Я взял вашу карту.

Учитель. А собственно, кто вы вообще такой?

Пират.Я пират Джек, я старый морской волк.

И я хочу узнать, знают ли юнги о стране, в которую хотят отправится? Если они ответят на вопросы, то я верну вашу карту!

Учитель. Ну,что,ребята,ответим на вопросы пирата Джека?

Слайд 3.

1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

2.Что обозначает имя существительное?

3. Назовите признаки имён существительных?

Учитель.

- Мы ответили на твои вопросы, Джек? Теперь верни нам нашу карту, пожалуйста! (учитель прикрепляет карту на доску). Знакомит детей с предстоящим маршрутом.

Учитель:

- Ну, что ж ребята, попутного нам ветра, на полных парусах помчимся мы по морю к далёким берегам. И помните ребята, мы - одна команда и наш девиз «Один за всех и все за одного!». Давайте хором его произнесём.

  1. Основная часть.

- В путешествие пора отправляться нам, друзья!

Мы возьмём с собой в придачу всю смекалку и удачу!

Все преграды мы пройдем!

И страну нашу найдём!

- Мои замечательные юнги,чтобы попасть к берегам этой страны, нам необходимо проплыть через проливы, обогнуть несколько островов и выполнить задания.

СЛАЙД 4

- Я вижу 1 остров, он называется «Вопросник» 4

Конверт с вопросами.

Я зачитаю вопросы, а вы отвечаете да или нет.

- Имя существительное обозначает действие предмета? (нет)

-Имя существительное в предложении является подлежащим?(да)

-Имя существительное отвечает на вопрос какой? какая? какие? (нет)

- Имя существительное обозначает предмет? ( да)

-Имя существительное в предложении подчёркивается двумя чертами?( нет)

-Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (да)

- Имя существительное в предложении подчёркивается одной чертой?(да)

Учитель.

- Молодцы, мои сообразительные юнги, плывём дальше!

- Смотрите, перед нами 2 остров

Это остров «Имени существительного собственного и нарицательного». Конверт с заданием.

- Здесь живёт мудрая сова, она передала нам конверт с заданием, выполнив которое мы сможем плыть дальше.

Задание:

- Ребята, в конверте послание от Совы. Давайте я его зачитаю.

- Мои юные путешественники, вы очень смелые и находчивые. Ответьте на мои вопросы, чтобы плыть дальше.

Ребята, давайте ответим на вопросы мудрой Совы, чтобы продолжить свой путь!

- Какие существительные относятся к собственным? А какие к нарицательным? Молодцы.

- Сова оставила карточки со словами. Вы должны вытянуть карточку и прикрепить её к соответствующей группе существительных - собственных или нарицательных?

- Ребята, а что для вас значит слово - Россия? ( Родина, Отечество, наша страна)

- А как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Кто стоит во главе нашего государства? (Президент - В. В. Путин)

-Ребята, 2025 год наш президент провозгласил годом кого? (Героев Отечества)

-Кто такой герой? ( Человек, который защищает свою Родину, иногда даже ценой собственной жизни).

- Молодцы ребята, и помните, мы должны чтить своих героев и брать с них пример!

- Ну, что, мои смелые юнги, можем отправляться дальше?

СЛАЙД 5

Физкультминутка.

- Мы с вами подплываем к острову «Здоровье»

Капитан краб, давно живёт на этом острове, он предлагает нам немного размяться вместе с ним! Ведь он всегда за ЗОЖ!

- Молодцы, можем плыть дальше.

- Ребята впереди остров «Род» и рядом с ним небольшой остров «Число имени Существительного».

СЛАЙД 6

-Правит этими островами морской царь.Он попросил нас выполнить 2 задания:

Во- первых, мы должны отгадать его загадки и определить род имён существительных ( Интерактивный тренажёр)

-Существительные какого рода есть в русском языке? (м.р., ж.р., ср.).

СЛАЙД 7

- Во - втором задании,морской царь попросил из существительных, стоящих в единственном числе образовать существительные множественного числа.

( дети по очереди выполняют задание)

- Мои бесстрашные юнги, плывём к следующему острову!

- Ребята,мы приближаемся к острову «Имени сушествительного одушевлённого и неодушевлённого.»

СЛАЙД 8

На этом острове живёт русалка Ариэль и она согласилась пропустить нас дальше, если мы отгадаем её загадки и определим к какому существительному относится отгадка - к одушевлённому или неодушевлённому?

Вытаскивайте по очереди загадки из шкатулки Ариэль, отгадываем её и определяем какое это существительное - одушевлённое или неодушевлённое?

- Ребята, а как мы отличаем одушевлённые существительные от неодушевлённых?

Загадки.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(Собака - кто? Одуш.)


Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки:боится кошки.

(Мышь - кто? Одуш.)

Уродилась я на славу,                     

Голова бела, кудрява.                       

Кто любит щи,                           

Меня ищи.                                                           

           (Капуста - что?)

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

(Кошка - кто? Одуш.)

Красная  девица                              

Сидит в темнице,                            

А коса на улице.                              

      (Морковь- что?)  

  Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло


(Сова- кто?)

Как правильно слова писать,

Задачи сложные решать,

На карте страны находить —

Всему он сможет научить.

(Учитель - кто?)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (Снег - что?)


Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь - кто?)

Ходят год, а может двести,

А глядишь - стоят на месте.

(Часы - что?)


Это кто же он такой?

Вкусной радует едой,

Каши и супы нам варит,

Что-то тушит, парит, жарит,

Может пироги испечь.

И о ком ведётся речь?

( Повар - кто?)


Вырос он в поле

На щедрой земле.

Место нашёл у людей на столе

(Хлеб - что?)



Она снаружи вроде груши, Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

(Лампочка - что?)


Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

(Молоко - что?)


  1. Заключительная часть. СЛАЙД 9.

- Ребята, я поздравляю вас с успешным завершением нашего путешествия к берегам острова «Имени Существительного».Вы отлично справились со всеми заданиями и получаете награду за ваши знания и находчивость. ( дети получают закладки для книг на морскую тематику).

Рефлексия

- Если вам понравилось наше путешествие поднимите вверх синий кораблик, если нет, то красный.

Спасибо, ребята,за участие в игре. Уважаемые гости, вам всем спасибо, что путешествовали вместе с нами!