Игра - путешествие « Имя существительное»
Цель: повторить и закрепить знания обучающихся об имени существительном как части речи и его признаках.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, таблицы -подсказки, маршрутная карта игры, презентация, шаблоны кораблей, конверты с заданиями, береты и галстуки, шкатулка с загадками.
Ход игры:
Организационный момент.
- Здравствуйте, мои дорогие юнги! Вы готовы к сегодняшнему путешествию? Занимайте, пожалуйста, свои мета, скоро мы начнём наше путешествие.
- Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем корабле «Знание». И приглашаем Вас в одну очень замечательную страну.
II.Вводная часть
-Итак, юнги, наш корабль «Знание» готов отправиться в путешествие к берегам страны «Существительное»(Корабль на доске).Я буду вашим капитаном и помощником в этом плавании. Слайд 1
- Но мы же не можем плыть, если не знаем куда? Что нам необходимо, чтобы начать путешествие? ( Карта)
- Ребята, карта была у меня, но я не могу её найти! Кто - то ее взял!
Слайд 2. Звучит музыка, заходит пират.
Пират. Я взял вашу карту.
Учитель. А собственно, кто вы вообще такой?
Пират.Я пират Джек, я старый морской волк.
И я хочу узнать, знают ли юнги о стране, в которую хотят отправится? Если они ответят на вопросы, то я верну вашу карту!
Учитель. Ну,что,ребята,ответим на вопросы пирата Джека?
Слайд 3.
1. На какие вопросы отвечает имя существительное?
2.Что обозначает имя существительное?
3. Назовите признаки имён существительных?
Учитель.
- Мы ответили на твои вопросы, Джек? Теперь верни нам нашу карту, пожалуйста! (учитель прикрепляет карту на доску). Знакомит детей с предстоящим маршрутом.
Учитель:
- Ну, что ж ребята, попутного нам ветра, на полных парусах помчимся мы по морю к далёким берегам. И помните ребята, мы - одна команда и наш девиз «Один за всех и все за одного!». Давайте хором его произнесём.
Основная часть.
- В путешествие пора отправляться нам, друзья!
Мы возьмём с собой в придачу всю смекалку и удачу!
Все преграды мы пройдем!
И страну нашу найдём!
- Мои замечательные юнги,чтобы попасть к берегам этой страны, нам необходимо проплыть через проливы, обогнуть несколько островов и выполнить задания.
СЛАЙД 4
- Я вижу 1 остров, он называется «Вопросник» 4
Конверт с вопросами.
Я зачитаю вопросы, а вы отвечаете да или нет.
- Имя существительное обозначает действие предмета? (нет)
-Имя существительное в предложении является подлежащим?(да)
-Имя существительное отвечает на вопрос какой? какая? какие? (нет)
- Имя существительное обозначает предмет? ( да)
-Имя существительное в предложении подчёркивается двумя чертами?( нет)
-Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (да)
- Имя существительное в предложении подчёркивается одной чертой?(да)
Учитель.
- Молодцы, мои сообразительные юнги, плывём дальше!
- Смотрите, перед нами 2 остров
Это остров «Имени существительного собственного и нарицательного». Конверт с заданием.
- Здесь живёт мудрая сова, она передала нам конверт с заданием, выполнив которое мы сможем плыть дальше.
Задание:
- Ребята, в конверте послание от Совы. Давайте я его зачитаю.
- Мои юные путешественники, вы очень смелые и находчивые. Ответьте на мои вопросы, чтобы плыть дальше.
Ребята, давайте ответим на вопросы мудрой Совы, чтобы продолжить свой путь!
- Какие существительные относятся к собственным? А какие к нарицательным? Молодцы.
- Сова оставила карточки со словами. Вы должны вытянуть карточку и прикрепить её к соответствующей группе существительных - собственных или нарицательных?
- Ребята, а что для вас значит слово - Россия? ( Родина, Отечество, наша страна)
- А как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Кто стоит во главе нашего государства? (Президент - В. В. Путин)
-Ребята, 2025 год наш президент провозгласил годом кого? (Героев Отечества)
-Кто такой герой? ( Человек, который защищает свою Родину, иногда даже ценой собственной жизни).
- Молодцы ребята, и помните, мы должны чтить своих героев и брать с них пример!
- Ну, что, мои смелые юнги, можем отправляться дальше?
СЛАЙД 5
Физкультминутка.
- Мы с вами подплываем к острову «Здоровье»
Капитан краб, давно живёт на этом острове, он предлагает нам немного размяться вместе с ним! Ведь он всегда за ЗОЖ!
- Молодцы, можем плыть дальше.
- Ребята впереди остров «Род» и рядом с ним небольшой остров «Число имени Существительного».
СЛАЙД 6
-Правит этими островами морской царь.Он попросил нас выполнить 2 задания:
Во- первых, мы должны отгадать его загадки и определить род имён существительных ( Интерактивный тренажёр)
-Существительные какого рода есть в русском языке? (м.р., ж.р., ср.).
СЛАЙД 7
- Во - втором задании,морской царь попросил из существительных, стоящих в единственном числе образовать существительные множественного числа.
( дети по очереди выполняют задание)
- Мои бесстрашные юнги, плывём к следующему острову!
- Ребята,мы приближаемся к острову «Имени сушествительного одушевлённого и неодушевлённого.»
СЛАЙД 8
На этом острове живёт русалка Ариэль и она согласилась пропустить нас дальше, если мы отгадаем её загадки и определим к какому существительному относится отгадка - к одушевлённому или неодушевлённому?
Вытаскивайте по очереди загадки из шкатулки Ариэль, отгадываем её и определяем какое это существительное - одушевлённое или неодушевлённое?
- Ребята, а как мы отличаем одушевлённые существительные от неодушевлённых?
Загадки.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(Собака - кто? Одуш.)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки:боится кошки.
(Мышь - кто? Одуш.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
(Капуста - что?)
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка - кто? Одуш.)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь- что?)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло
(Сова- кто?)
Как правильно слова писать,
Задачи сложные решать,
На карте страны находить —
Всему он сможет научить.
(Учитель - кто?)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (Снег - что?)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь - кто?)
Ходят год, а может двести,
А глядишь - стоят на месте.
(Часы - что?)
Это кто же он такой?
Вкусной радует едой,
Каши и супы нам варит,
Что-то тушит, парит, жарит,
Может пироги испечь.
И о ком ведётся речь?
( Повар - кто?)
Вырос он в поле
На щедрой земле.
Место нашёл у людей на столе
(Хлеб - что?)
Она снаружи вроде груши, Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка - что?)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко - что?)
Заключительная часть. СЛАЙД 9.
- Ребята, я поздравляю вас с успешным завершением нашего путешествия к берегам острова «Имени Существительного».Вы отлично справились со всеми заданиями и получаете награду за ваши знания и находчивость. ( дети получают закладки для книг на морскую тематику).
Рефлексия
- Если вам понравилось наше путешествие поднимите вверх синий кораблик, если нет, то красный.
Спасибо, ребята,за участие в игре. Уважаемые гости, вам всем спасибо, что путешествовали вместе с нами!