СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 6 класс. Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию природы на тему: "Волшебница осень"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю русского языка при подготовке к сочинению-описанию природы

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 6 класс. Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию природы на тему: "Волшебница осень"»

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 класс

Тема урока: Развитие речи. Подготовка к сочинению по теме: "Волшебница осень".

Цель урока: Обобщить материал, собранный детьми по данной теме. Воздействовать на развитие речи путем приобщения к живописи и поэзии. Провести работу со средствами выразительности. Показать преимущества поисковой работы при подготовке к сочинению.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация.

Используемые технологии: культуровоспитывающая, саморазвивающее обучение, личностно ориентированное обучение, ИКТ, традиционное обучение.

Р.S. Все учащиеся должны заранее подобрать дополнительный материал к сочинению, а именно: описание ранней осени, золотой осени, листопада, осеннего неба, осенней погоды.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Урок начинается чтением стихотворения учителем.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

1

Я не случайно начала сегодняшний урок с этого стихотворения. Литература и живопись очень тесно связаны между собой, они воодушевляют человека, позволяют раскрыть душу.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы будем говорить об осени, о ее величии, красоте, загадочности. Мы постараемся описать осень. Но не просто описать, а проследим ее присутствие в стихах русских поэтов и живописцев. И постараемся описать ее по-своему.

Опираясь на запись 1 слайда, сформулируйте тему урока. (Слайд 1)

Мы с вами готовились к этому сочинению-описанию: собирали материал, подбирали стихи. Сегодня нам предстоит все это обобщить, прослушать, посоветоваться, если нужно, узнать кое-что новое, т.е. подготовиться к сочинению, которое вы будете писать дома.

Как подготовиться к сочинению? (Слайд 2)

2. Основная часть урока.

1. Вопрос: Когда мы чувствуем, что наступает осень?

2. Чтение стихов русских поэтов об осени. (Слайды 3-9)

3. Минутка поэзии (Слайд 10)

Ребята, готовясь к сочинению, многие из вас выписывали стихи. Может быть, кто-то прочитает их наизусть?

4. Рассматривание репродукций русских художников об осени. (Слайды 11-14)

За окном - настоящая золотая осень, солнечная и ласковая. А сколько красок (и погодных сюрпризов) она покажет нам в ближайшие недели!

Многие художники старались поймать и запечатлеть красоту русской осени. Давайте полюбуемся некоторыми из известных пейзажей об осени.



И.Левитан

"Золотая осень" 1895г



2

Еще одна «Золотая осень» – Василия Поленова, имя которого знает любой школьник: описание его уютного «Московского дворика» десятилетиями входило в учебную программу. Эта же картина - красочный вид на Оку в сентябре.

В .Поленов

"Золотая осень" 1893г




Еще одного художника-передвижника, Илью Остроухова, как и Василия Поленова, вдохновила золотая осень, царствующая в окрестностях подмосковного Абрамцево. Те, кто из вас бывал там осенью, знают – там действительно если не царство осени, то уж точно одно из излюбленных ее усадеб! Осень у Остроухова действительно царственная, великолепная и вместе с тем утонченная.

И .Остроухов

"Золотая осень" 1886г


5. Выбор темы сочинения. (Слайд 15). Перед показом слайда предложить учащимся самим сформулировать темы своих сочинений. При необходимости записать со слайда.

6. Подбор эпиграфа к сочинению. (Слайд 16). Работа над подбором эпиграфа проводится по аналогии предыдущего задания 3

7. Работа над средствами выразительности к сочинению (Слайд 17)

Предложить учащимся сначала самим назвать известные им средства выразительности.

Далее идет работа по подбору средств выразительности. Перед показом каждого слайда предложить учащимся самим сделать подборку, а затем, при необходимости, записать некоторые из предложенных учителем со слайдов.(Слайды 18-21)

8. Составление плана сочинения (Слайд 22)

9. Русские писатели об осени (Слайды 23-24)

Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь... Николай Сладков

3.Итог урока. (Слайд 25)

Наш урок подошел к концу. Мы с вами обобщили весь собранный вами материал, записали слова, которые вы можете использовать в своем сочинении, полюбовались картинами русских художников. У вас сейчас много впечатлений. И на их основе вы напишите дома сочинение.



Использованная литература:

  1. Сборник "Стихи русских поэтов "Чиста небесная лазурь"

  2. Энциклопедия живописи для детей "Пейзаж"

  3. Н.Сладков "Золотой дождь"





4