Тема: Употребление наречий в речи.
Вид урока в системно-деятельностной парадигме: урок рефлексии.
2) способствовать осознанию роли наречий в речи, развитию умения правильно употреблять их;
3) воспитание уважительного отношения к языку, внимательного отношения к природе родного края.
Этапы урока | Дидактический материал | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1.Организационный. Настрой на работу. | Стихотворение забайкальского поэта М.Вишнякова «Мы вместе». | Задача: организованно начать урок, создать эмоциональный настрой. | Задача: настроиться на работу. | Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка. Предметный результат: анализ образца поэтической речи с точки зрения употребления наречий. |
2.Проверка домашнего задания | Материал учебника «Возьмите на заметку!» (стр. 127), в дополнительных тетрадях учеников составлены схемы или таблицы. | Задача: включить учащихся в работу: - С какой целью было дано домашнее задание? - Легко ли было выполнять? - Что вызвало затруднения? | Задача: включиться в деятельность по проверке домашнего задания, самоанализ. | Предметный результат: осмысление отличительных особенностей обстоятельственных и определительных наречий. Метапредметный результат: умение перерабатывать научную информацию в схему, таблицу. |
Промежуточный результат: учащиеся осмыслили отличия обстоятельственных и определительных наречий, скорректировали схемы, таблицы. |
3.Целеполагание | Эпиграф: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский). Темы урока: 1.Размышление о пользе наречия. 2.Наречие – необходимая часть речи. 3.Слова, «живописующие нашу речь» (А.С.Пушкин). | Задача: предложить учащимся проанализировать эпиграф, сформулировать тему (можно предложить) и цели урока, учитывая основную тему предыдущих уроков и домашнее задание. | Задача: сформулировать тему и цель урока. | Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметный результат: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в письменной форме. |
Промежуточный результат: учащиеся сформулировали тему и цель урока. |
4.Проектирование ситуации контроля | 1. Заочная экскурсия по Забайкальскому краю. 2. Предложен на слайде текст (распечатан и на каждой парте) об уникальности природы Забайкалья. 3.На слайде фото «Ученики на субботнике», ученики разыгрывают речевую ситуацию: в речи участников допущены ошибки. Индивидуальное задание: заранее подготовленная ученица анализирует ошибки. 4. «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас? Чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!...» (И.С.Тургенев) | Задача: организовать групповые выступления ребят об уникальных природных особенностях Забайкалья. Задача: включить учащихся в предметно-практическую деятельность лингвистического эксперимента. - Что можно сказать о тексте? - Много ли наречий? - Каких? Выпишите и распределите по группам. - Как «живописуют»? - Что будет, если убрать наречия из текста? Задача: организовать выступление ребят, анализ речевой ситуации. - Какую ценную мысль высказали ребята? - Как их можно назвать? -Какие ошибки допущены? - Исправьте. - Что может помочь изменить отношение современного человека к природе? - Можно ли проблему решить только законодательно? - Согласны ли с высказыванием И.С.Тургенева? - Как связан человек с природой? - Что вам известно об отношении современного человека к природе? Приведите конкретные факты. - Какую оценку этому отношению можете дать? | Задача: слушать выступления, выписывать наречия и классифицировать обстоятельственные и определительные. Задача: проанализировать текст с точки зрения темы, основной мысли, типовой и стилистической принадлежности, с точки зрения использования языковых и художественных средств; провести лингвистический эксперимент, сделать выводы. Задача: слушать выступление, проанализировать речь с точки зрения содержания, правильного употребления наречий, предложить возможные исправления, соотнесение с образцом. | Предметный результат: усвоение основ научных знаний о родном языке; повторение знаний о тексте: тема, основная мысль, тип и стиль речи, языковые особенности публицистического стиля, художественные средства языка; восстановление способа действия для определения определительных и обстоятельственных наречий; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметный результат: умение создавать устные и письменные тексты публицистического стиля; умение выступать перед аудиторией сверстников; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность участвовать в речевом общении. Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка, личной ответственности за состояние окружающей природы. |
Промежуточный результат: учащиеся осознали художественную роль определительных наречий, стремление к речевому самосовершенствованию; умеют сопоставлять самостоятельную работу с образцом; определяют свой уровень усвоения материала, понимают причину ошибок, находят пути решения. |
5.Проектирование ситуации оценивания и коррекции | «Открытый микрофон»: публичное выступление учеников. Критерии оценки устного выступления: грамотно использовать в речи наречия, эмоционально обратиться с призывом к сверстникам, представителям власти о бережном отношении к природе. Во время групповой работы негромко звучит песня о Чите. | Задача: организовать групповую работу, результатом которой будет публичное выступление представителя группы. | Задача: продумать критерии оценивания выступления; работая в группах, создать публичное обращение о бережном отношении к природе, высказать личную ответственность. | Предметный результат: представление о роли родного языка в жизни человека и общества в целом; способность оценить эстетическую сторону высказывания. Метапредметный результат: целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания и языкового оформления; способность участвовать в речевом общении; умение обмениваться мнениями. Личностный результат: самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане. |
Промежуточный результат: учащиеся создают тексты публицистического стиля, используют наречия, анализируют выступления сверстников, корректируют созданные тексты. Формируются УУД: самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, умение организовать собственную учебно-познавательную деятельность. |
6.Рефлексия | Возвращение к эпиграфу, теме и цели урока. «Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надёжный и чудодейственный инструмент национального спасения» (В.Г.Распутин) | Задача: организовать деятельность по проверке качества усвоения знаний, выяснить, кто из учащихся достиг планируемого результата, кому нужна индивидуальная консультация, кто какие затруднения испытывает – всё это необходимо для создания индивидуального образовательного маршрута. - Как эпиграф связан с материалом урока? - Можно ли проникнуться уважением к наречию? - Удалось ли достичь цели урока? - Какое из заданий было сложнее других? - Как слова В.Г.Распутина связаны с содержанием урока? | Задача: провести самооценку, самоанализ с целью корректировки содержания и объёма домашней работы; выяснить причины ошибок и пути их устранения; сопоставить слова писателя В.Г. Распутина с содержанием урока. | Предметный результат: умение целесообразно употреблять наречия. Метапредметный результат: способность оценивать достигнутые результаты, адекватно формулировать в устной и письменной форме причины ошибок, затруднений; умение корректировать свою деятельность по преодолению трудностей, устранению ошибок. Личностный результат: самоанализ и самокоррекция, действие во внутреннем плане. |
Промежуточный результат: учащиеся осознали роль наречий в устной и письменной речи, провели самопроверку, самооценку, самоанализ, выяснили причины ошибок, определили пути их устранения. |
7.Формулировка домашнего задания | Повторить всё о наречии, подготовка к контрольному тестированию. Индивидуальные задания для успешных учеников: а) составить тест по изучаемому материалу; б) назначить консультанта для проверки задания из рабочей тетради. Для заинтересованных учеников можно предложить темы проектных работ: «История возникновения наречий в языке», «Наречия в русском и английском языках», «Употребление наречий в речи». | Задача: организовать деятельность учащихся по определению содержания и объёма домашней работы; выявить группу учащихся, успешно усвоивших материал, а также учащихся, заинтересованных в расширении знаний по предмету, наряду с этим и слабоуспевающих учащихся. | Задача: определить объём и содержание своей домашней работы. | Метапредметный результат: умение определять объём и содержание домашней работы, адекватно выражать своё отношение к допущенным ошибкам, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут; применение приобретённых знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне Личностный результат: создание индивидуального образовательного маршрута; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Планируемый результат урока достигнут: научное понятие «определительные и обстоятельственные наречия» сформировано, учащиеся умеют употреблять наречия в устной и письменной речи; ученики умеют анализировать речевые ситуации, готовы к самоанализу и самокоррекции устной и письменной речи. |