СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык, 8 класс. Тема. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и чтения, 8 класс. Тема. «Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Специальная школа – интернат для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, 8 класс. Тема. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».»

Ковалёва Елена Сергеевна

Интегрированный урок русского языка и чтения, 8 класс. Тема. «Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Специальная школа – интернат для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Пояснительная записка.

В образовании детей с умственной отсталостью важной является задача их социальной адаптации. Механизмы адаптации у детей с интеллектуальными нарушениями имеют свою специфику. В ходе взросления интеллектуальное развитие не становится ведущим, но эмоциональная сфера умственно отсталых детей остается более сохранна. Этот факт дает нам возможность использовать её для развития адаптивных и интеллектуальных способностей обучающихся.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми с особенности развития, учитель должен владеть традиционными и инновационными методами и приемами обучения и коррекции.

Продуктивным приемом в воспитании и развитии личности умственно отсталого школьника является изучение сказок народов мира и литературных сказок. В современном обществе преобладают материальные ценности над моральными, нравственными, что может привести к разрушению хрупкой, еще не сформировавшейся, личности ребенка. А сказка – это незаменимый помощник, который помогает в решении важных для детей жизненных вопросов, помогает разобраться в понятиях добра и зла, понять пример великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма.

То, чему учит сказка, воспринимается не как нравоучение, которое доходит с трудом или совсем не доходит до глубины детской души, а как что-то волшебное, доброе, близкое его внутреннему миру, миру его фантазий и мечтаний. Именно волшебный мир сказки способен вызвать у ребёнка чувства сострадания, гордости, заботы, уважения и многие другие. Способен дать возможность видеть за волшебством реальный мир, представлять себя в нем, давать оценку своим поступкам и поступкам своих друзей, одноклассников. Очень важно правильно преподнести сюжет сказки и сделать вывод. Ведь ребёнок, как писал В.А. Сухомлинский, «... благодаря сказке познаёт мир не только умом, но и сердцем»


Тема. Не красны сказки письмом, а красны смыслом.

Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”.

Задачи урока.

Образовательные. Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков имени существительного при выполнении самостоятельных, дифференцированных, индивидуальных заданий.

Коррекционно-развивающие. Способствовать развитию и коррекции у обучающихся речевой компетенции (ответы на вопросы), памяти (повторение теоретического материала по теме), мышления (использование теоретических сведений на практике: интерактивные игры, выполнение заданий, составление кластера), коррекция зрительно-моторной координации (пальчиковая гимнастика, игра с мячом, работа с раздаточным материалом во время динамической минутки), личностных качеств (умение работать в коллективе, взаимопомощи, умение слушать других, дисциплинированности)

Воспитательные. Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку, культуру общения, доброе отношение к людям, учить извлекать из сказок уроки добра и справедливости.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для дифференцированной и индивидуальной работы, таблица «Имя существительное», «Падежи имен существительных», раздаточный материал для минутки отдыха, мяч.

Ход урока.

І. Подготовительный этап.

1). Орг. Момент.

1. Психологический настрой.

Приветствие учеников.

– Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

– Чтоб заданья выполнять,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

– Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них желание работать. Проверим готовность к уроку

2). Мотивация учебной деятельности.

Вряд ли мы сможем найти хотя бы одного человека, который не был бы знаком со сказкой. Она сопровождает нас на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь.

Сегодня я хочу предложить вам пробежаться по страницам сказок, с которыми вы познакомились на уроках чтения. Вспомнить, чему они нас учат. Повстречаться с героями сказок и некоторых мультфильмов. Но это будут не просто встречи, а встречи - задания, с которыми, я уверена, вы справитесь.

Первой к нам пришла фея из сказки Ш. Перро «Подарки феи». Вы помните, какие подарки подарила фея героине сказки и за что? (Ответы детей).

«Ты так хороша, так добра, умна и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем».

– Так вот, если вы будете активны, приветливы, сообразительны и умны, то каждый правильный ответ упадет с ваших губ хорошей оценкой в дневник.

2.Эмоциональный настрой.

– Чтобы начать наш урок, я предлагаю вам встать в круг.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь другу. Пожмите соседу руку и пожелайте успехов на уроке.

– Я тоже желаю вам успехов, но еще мне бы хотелось, чтобы вы на уроке не забыли о словах «Учитесь слушать и слышать друг друга», в том числе и меня.

3. Речевая разминка.

– На урок я принесла сегодня мяч, и мы поиграем сейчас в игру «Узнай словечко». Но, так как в выполнении каждого задания участвуют сказочные персонажи, давайте мяч у нас тоже будет героем из сказки. В какой сказке главный герой был круглый и катился по белому свету? (Колобок).

– В чем смысл сказки колобок? Научиться быть бдительными и не доверять каждому, кто попадётся на пути. Встретив нескольких добродушных незнакомцев (зайца, медведя), не стоит сразу же доверительно относиться к третьему (лиса). Ведь никогда не знаешь, кто из незнакомцев действительно желает добра, а кто хитер и опасен. А еще учит тому, что уходить из дома без разрешения родителей опасно.

– Я буду каждому бросать мяч и называть слова: – действия, признаки. Вы должны поймать мяч, узнать и назвать то, о чем идет речь.

Круглый, резиновый, для игры – мяч

Деревянный, письменный, ученический – стол

Белый, холодный, пушистый, зимний, падает – снег

Надежный, верный, настоящий, дружит – друг

– Какой частью речи являются слова, которые мне называли вы? (Имена существительные)

– Правильно. Сегодня мы будем говорить об удивительной части речи – Имени существительном.

–Надеюсь, ваше настроение улучшилось? Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Молодцы, садитесь на свои места.

2). Проверка д/з. (выборочная проверка).

– Прежде, чем я сообщу тему и цели, я хочу узнать, все ли выполнили домашнюю работу? С заданием справились?

– Молодцы. Значит, можем начинать урок.

ІІ. Основной этап.

1. Сообщение темы и цели урока.

– А теперь перейдем к теме урока. Она звучит так «Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Сегодня на уроке мы обобщим все знания об имени существительном, выполнив несколько нелегких и интересных заданий. Вспомним сказки, которые изучали на уроках чтения и не только, обсудим, чему они учат. Встретимся с героями любимых мультфильмов. Поучимся и повеселимся с ними.

– Записали число, классная работа, тема.

2. Актуализация опорных знаний.

Интерактивная игра «Имя существительное».

А чтобы помочь повторить все, что вы уже знаете об имени существительном, в гости пришёл Почтальон Печкин с вопросами, давайте постараемся ему ответить.

3. Пальчиковая гимнастика.

– В начале урока мы провели речевую разминку с Колобком. Прежде, чем начнем писать, подготовим к письму наши пальчики с героем сказки Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Чему учит сказка? Сказка учит заботиться о близких, родных, быть смелым и решительным, не унывать в трудные моменты жизни, главное – не отчаиваться, а действовать. ( Ответы детей, при необходимости помощь учителя).

4. Работа с материалом урока.

1. Фронтальная работа у доски.

Игра «Проделки Снежной королевы»

– О какой сказке пойдет речь? Правильно, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.

Какая главная идея сказки? Это любовь. Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже способно сотворить чудо. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

А какой была сама королева? Злой, эгоистичной (ответы учеников).

Потому Снежная королева прислала озорницу – пургу, которая налетела и перепутала все буквы в словах. Получились вот такие анаграммы.

Задание.

1). Восстановить слова. Записать их.

2). Определить часть речи.

3). Определить число имен существительных

4). Записать имена существительные в форме множественного числа.

Сегн (снег) – снега

Пзёкома (позёмка) – позёмки

Хдоло (холод) – холода

Мтеьел (метель) – метели

Србоуг (сугроб) – сугробы

Онок (окно) – окна

2. Комментированное письмо (работа с карточками)

Но, как же обойтись без Маши и её друга Медведя?. Вредина Маша всегда хочет все сделать наоборот. Мишка разгадывал свои любимые кроссворды и записал ответы на листике, чтобы отправить в редакцию и получить приз. Но Маша их нашла и из вредности заменила словами-антонимами. Давайте поможем Мишке восстановить запись. Вспомните, что такое антонимы? (Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.

Задание – Подберите антонимы к следующим словам:

Вечер – (утро) дядя – (тётя)

Осень – (весна) счастье – (горе)

Север – (юг) защита – (нападение)

Пол – (потолок) грусть –( радость)

Добро – (зло) успех – (провал)

3. Работа в парах.

Задание. Определите склонение имен существительных (каждой паре обучающихся даётся по 2-3 группы слов из предыдущего задания).

4. Физкультминутка для глаз «Кот Леопольд» (физкультминутка с элементами соревнования)

Сейчас ваши глазки будут внимательно смотреть на экран, следить за картинками и появлением слов, которые являются именами существительными. А вы должны будете их запомнить, а потом по памяти записать в тетрадки. Посмотрим, кто больше.

5. Работа с карточками «Чему нас учит сказка?»

(дифференцированные и индивидуальные задания)

Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

– За что проучил Балда попа? За хитрость и жадность.

– С кем соревновался Балда, кто выполнят его задания? Черти.

– Кто выигрывал всегда? Балда.

– Почему? Был хитрым и умным.

– Вот и к вам пришёл Балда с заданиями. Только вы должны победить не хитростью, а знаниями. Я на вас надеюсь.

3 группа. Индивидуальная работа.

Вставить падежные окончания имен существительных.

1. Я очень люблю читать сказк(и). Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзья(ми) на всю жизнь. Остаются советчик(ами) в разных сложных ситуации(ях).

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героя(ми) по интересным сказк(ам), переживаем с ними их приключени(я).

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердц(у), то он найдет ответы на все свои вопрос(ы).

2. Русские народные сказк(и) – неисчерпаемый источник мудрост(и). Это поучительные истории(и) на основе реальных и выдуманных событ(ий), они хранят огромную информации(ю) о русском народ(е), его обыча(ях).

Одни сказк(и) учат быть щедрыми, другие сказк(и) учат уважать старш(их) и не обижать младш(их). Сказочные геро(и) своими поступка(ми) помогают нам стать смелыми, справедливыми.

3. Сказка притягивает к себе выдуманным мир(ом), где исполняются все желании(я). Каждый мальчишка, читая сказк(и), представляет себя смелым богатыр(ем), готовым на любые подвиг(и), а девочка – необыкновенной красавиц(ей), которая своим добрым сердц(ем) разрушает злые чар(ы).

В каждой сказк(е) перед главным героем возникают труднос(ти), которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

4. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказк(у) человек может сделать реальност(ью) только своими сила(ми), потому что доброе сердц(е) и вер(а) в лучшее – самые могущественные волшебник(и). Сказка учит нас тому, что чудес(а) в мир(е) происходят не только благодаря волшебств(у) и колдовств(у).

5. Сказк(а) учит ценить в человек(е) самые важные человеческие качеств(а) - любовь, доброту, заботу. Она называет человек(а) красивым только тогда, когда он красив душ(ой) Сказка учит ценить самих люд(ей), понимать разницу между добр(ом) и зл(ом), правд(ой) и ложью. Она учит нас жить. Правильно говорится в пословиц(е) «сказка ложь, да в ней намек».

2 группа. Вставить падежные окончания имен существительных (при необходимости помощь учителя).

1). Спустился вечер за окн(ом), затушевал дневные краск(и), окутал город нежным сн(ом), вновь наступило царств(о) Сказк(и).

2) Он в Сказк(е) вырастет мудрей. И дух(ом) тверже и добрей. Ведь тот, кто с детств(а) Сказк(у) любит, тот в жизн.(и) злым уже не будет!

3). Жизнь продолжается. За горе(ем) приходит радость, за разлук(ой) – свидании(е). Все будет прекрасно, потому что сказк(и), в которые мы верим, еще живут на земл(е).

1 группа. Списать, соблюдая правила правописания, или списать предложения и подчеркнуть имена существительные (с помощью учителя, по возможности обучающегося)

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках

Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой.

Сказка ласки материнской остается на всю жизнь.

5). Динамическая минутка по сказке Братьев Гримм "Горшочек каши"

– Кто главные герои сказки "Горшочек каши"? (Девочка, Мама девочки и старушка – волшебница).

– Какая главная мысль сказки "Горшочек каши"?

1. Доброта всегда вознаграждается.

2. За волшебными вещами тоже нужно следить, чтобы не произошло ничего плохого.

Работа в группах. Задание: распределить имена существительные по родам в три горшочка.

3). Самостоятельная работа.

– Кто не знает Вовку из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», (авторы В.Коростылев, О.Муравьева)? Приключения Вовки – это мудрое напоминание тем, кто мечтал бы ничего не делать, но получать многое. Герой Вовка, повстречавшись с героями разных сказок, пришёл к выводу, что лучше всегда следовать книге «Сделай сам», не закрывая её со словами «и так сойдёт». Сделайте работу сами. Да выполните ее добросовестно, не применяя слова «и так сойдёт».

Задание. Просклонять имена существительные (все обучающиеся получают разные слова для склонения по падежам).

1 группа – работа у доски с учителем или списывание с карточки (по способностям учащихся).

ІІІ. Заключительный этап.

1. Подведение итогов.

1). Игра «Да, нет»

– Имя существительное – это часть слова (нет), часть речи (да).

– Обозначает действие предмета (нет), предмет (да)

– Отвечает на вопросы: Какой? (нет) Что делает? (нет). Кто? Что? (да)

– Все имена существительные делятся на 4 рода (нет), на 3 рода (да).

– Имя существительное склоняется по падежам (да)

– Падежей 25? (нет), сколько? (6)

– Три склонения имен существительных? (да)

– У существительных во множественном числе род определяется? (нет)

2). Интерактивное упражнение «Кластер».

Составить кластер в виде ромашки «Имя существительное».

– Помните такие слова из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», продолжите фразу: «Раз ромашка, два ромашка, три ромашка, пять…». (А я четвертую сорвал).

Давайте соберем ромашку, которую назовём «Имя существительное».

2. Рефлексия.

– На этот этап урока к нам пожаловал…. Вы узнаёте его, ребята? Правильно, это король из сказки Г.Х Андерсена «Новое платье короля». Этой истории уже более 100 лет, но выражение – А король-то голый! – осталось в устах народа. Когда оно употребляется? Когда кто-то выдает за правду то, чего нет на самом деле, быть может из страха или от зависти. Еще сказка учит не поддаваться чужому влиянию, не стараться выглядеть «как все», говорить правду. Вам необходимо ответить на вопросы анкеты устно и аргументировать свой ответ.

Анкета .

На уроке я делал…

Своей работой я доволен/не доволен потому что…

Этот урок показался мне…

За урок я бы поставил себе, потому что…

Материал урока я освоил…

Мое настроение после занятия…

3. Домашнее задание (дифференцированное).

3 группа. Исправь ошибки в окончаниях существительных.

2 группа. Вставь пропущенные окончания имён  существительных.

1 группа. Списать, подчеркнуть имена существительные (с помощью воспитателя).

4. Оценивание.

– Большое спасибо за хорошую работу (имена). Я ставлю им «5».

– Молодцы (имена). Они получают «4».

– Старались сегодня (имена). Но нужно подтянуться. Ставлю «3».


Список использованных источников.

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/11/09/konkursnoe-sochinenie-po-teme-chemu-nas-uchit-skazka

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика)