Тренировочный билет № 4
Часть А
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) отрОчество 2) свЕкла 3) отнЯла 4) цЫган
A2 В каком предложении вместо слова КАМЕНИСТЫЙ нужно употребить слово КАМЕННЫЙ?
Дно реки было КАМЕНИСТЫМ.
Почва на участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся обработке.
Долина реки КАМЕНИСТАЯ, поросшая редким кустарником.
КАМЕНИСТАЯ глыба скатилась с вершины горы.
A3 В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?
железная воля 3) железная хватка
железная руда 4) железная логика
А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
пять килограммов 3) в двухстах шагах
более лучше 4) директора школ
А5 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Опровергая чужую точку зрения,
у нас завязался спор.
у меня не хватило доказательств.
приведите хотя бы один аргумент.
обнаружилась моя ошибка в понимании проблемы.
А6 Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок (нарушение синтаксической нормы).
Мы пили крепкий чёрный кофе.
Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Слово представлено директору школы.
Крестьянство всегда боролись против помещиков.
Прочитайте предложения и выполните задания А7 — А10.
(А) А уж военная его эрудиция была просто изумительна!
(Б) Он изучал математику, историю, географию, владел шестью языками, хорошо знал литературу.
(B) Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников.
(Г) Суворов был одним из самых образованных людей своего времени.
А7 В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
Б, Г, А, В 2) А, В, Б, Г 3) Г, Б, А, В 4) В, А, Г, Б
А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?
он изучал 3) Суворов был
его эрудиция 4) он проштудировал
А9 Укажите верную характеристику предложения В.
сложносочинённое предложение 3) простое с обособленным определением
сложноподчинённое предложение 4) простое с обособленным обстоятельством
A10 Укажите правильную характеристику слова изумительна из предложения А.
краткое причастие 3) деепричастие
краткое прилагательное 4) глагол
А11 В каком слове нет окончания -А?
1) слегка 2) удача 3) сделала 4) хороша
А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых пишется НН?
Существе(1)ая сторона совреме(2)ой жизни — туризм всех видов и
соответстве(3)ое развитие различных аттракцио(4)ов (Д. Лихачёв).
1) 2, 3 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
А13 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) не…правданный, п…становка, под…зрение
2) об…явление, раз…ехаться, сер…ёзный
3) пр…морский, пр…искусный, пр…ступление
4) сл…жение, р…внина, соб…рать
А14 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
наполн…нный, независ...мый
в академи..., в пустын...
реша…шь, постро…нный
постро…вший, увид...в
A15 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. выносл…вый Б. горош…на В. коч…вать Г. во…вать
1) Б, В, Г 2) А, Б 3) Б, Г 4) В, Г
А16 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
(Не) зная броду, (не) лезь в воду.
Она была далеко (не) красавица.
Книга (не) прочитана до конца.
Река была (не) глубокой, но широкой.
А.17 В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы не смогли улететь.
ТОТ(ЖЕ) мост, ТОТ(ЖЕ) берег — ничего не изменилось.
ЧТО(БЫ) ты ни делал, старайся всё делать на совесть.
(ПО)ЭТОМУ мосту давно уж никто не ездил.
А18 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Три раза зимовал он в Мирном (?) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Сложносочинённое предложение, запятая перед И нужна.
А19 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Около полувека назад (1) в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от станции деревянный домишко (2) над которым торчала несуразная башенка. Там (3) в башенке (4) находилось моё жильё.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2
А20 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Это маленькое происшествие представляет большой интерес: оно заставляет задуматься над будущим России.
Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём сообщается в первой части.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.
(1) Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни.
(3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. (4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем всё сберечь, ничего не растерять. (5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. (6) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и сёлах.
(7) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. (8) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок — она «спокойнее», строже, бесстрастнее... (9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. (10) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. (11) И при всей необходимости географии краеведение гораздо более «воспитывающая» наука.
(12) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое» если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.
(13) Иное дело краеведение. (14) Оно придаёт местности историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (15) Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, для нас уже этот дом наполняется духовным содержанием... (16) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. (17) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой.
(18) Сохранять нужно все памятники данной местности независимо от того, какому народу они принадлежат. (19) Каждый город — это синтез нескольких культур. (20) В Прибалтике строили и немцы, и шведы, и русские. (21) В Крыму есть памятники, которые оставили нам античность, Византийская империя, скифы, мусульмане, армяне.
(22) Хотелось бы напомнить о том, что память — это не сохранение прошлого, это забота о будущем.
(По Д. Лихачёву.)
В1 Какое утверждение
не соответствует содержанию текста?
Заниматься краеведением — значит лучше узнавать свою страну.
Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.
Сохраняя памятники, мы заботимся не только о прошлом, но и о будущем.
География может заменить краеведение.
В2 Определите стиль и тип речи текста.
разговорный; рассуждение
художественный; повествование
научно-популярный; описание
публицистический; рассуждение
В3 Определите значение слова энтузиаст (предложение 5).
человек, который отдает все силы какому-либо делу
человек, который заботится о собственных интересах
человек, способный легко расчувствоваться
человек, получивший высшее образование
В4 Какое предложение связано с предыдущим при помощи указательного местоимения?
4 2) 2 3) 8 4) 5
В5 Какой из перечисленных тропов используется в предложении 17?
гипербола 2) сравнение 3) эпитет 4) олицетворение
Часть С
Напишите 5 – 7 предложений о своём отношении к краеведению.