УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
4 класс
Шипигузова Татьяна Николаевна учитель начальных классов ГБОУ Школа № 648 г. Москва
Тема урока
Фразеологизмы
и их значения
Двадцать четвертое сентября. Классная работа.
Минутка чистописания
Фр ///фа ///фы///Фр ///фа ///фы///
Сколько в…ды ут…кло.
Спустя рук…ва.
Ч…рная кошка проб…жала.
Пут…водная зв…зда.
Спиши слова, вставь пропущенную букву, поставь знак ударения в словах, выдели орфограммы
Словарь: с…н…тяб…рь, …ктяб…рь, н…яб…рь, п…года, в…тер, н…наст…е, в…рона, в…р…бей, с…рока,
с…л…вей.
Проверь себя!
Словарь: с е нтябрь, о ктярь, н о ябрь, п о года, в е тер, н е наст ь е, в о рона, в о р о бей, с о рока, с о л о вей.
Нам предстоит узнать:
- Откуда пришло слово «фразеологизм» в русский язык?
- Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?
Мастер на все руки
Делать из мухи слона
Вкладывать душу
Взять себя в руки
Сердце в пятки ушло
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменится смысл.
Фразеологизмы
(перевод с греческого языка)
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям
- «Фразеологический словарь русского языка»
под ред. А.И.Молоткова,
М., 1967 г.
«Школьный фразеологический словарь русского языка»,
М.,1989 г.
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее яркой, образной.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос,
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Выпишите из текста фразеологизмы
Проверь себя!
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос ,
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться .
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Молодцы!
РУССКИЙ ЯЗЫК БОГАТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Ума палата
Голова на плечах
Светлая голова
УМНЫЙ
Кладезь мудрости
Семи пядей
во лбу
Ума не занимать
Человек с головой
Отгадайте загадки
Товарищ твой просит украдкой
Фальшивят, путают слова.
Ответы списать из тетрадки.
Поют кто в лес, … .
Не надо! Ведь этим ты другу
Ребята слушать их не станут:
Окажешь …
От этой песни уши ... .
Назовите и запиши фразеологизмы, которые здесь им изображены
Проверь себя
- Лить крокодиловы слёзы.
- Сесть в калошу.
- Взять быка за рога.
- Смотреть как баран на новые ворота.
- Ворон считать.
Составляем словарик фразеологизмов
в двух шагах – очень близко
водить за нос – обманывать
держать язык за зубами – молчать
задирать нос - слишком важничать
рукой подать – близко
с гулькин нос – очень мало
дали стречка - быстро убежать
яблоку негде упасть – очень много
ходить на голове – шалить
не разлей вода - очень дружны
спустя рукава – делать кое – как
реветь белугой – громко рыдать
Соедините выражения в первом столбике со словами во втором столбике
Ворон считать
Мечтать
Надоедать
Витать в облаках
Мозолить глаза
Молчать
Зарубить на носу
Запомнить
Язык проглотить
Бездельничать
Соедините выражения в первом столбике со словами во втором столбике
Мечтать
Ворон считать
Надоедать
Витать в облаках
Молчать
Мозолить глаза
Зарубить на носу
Запомнить
Язык проглотить
Бездельничать
ТЕСТ
Выбери правильный ответ:
1 . Фразеологизм – это
а) сочетание слов б) устойчивое сочетание
слов
2. Определи фразеологизм
а) золотые часы б) золотые руки
3. Труслив как …
а) заяц б) баран
4. Что значит «за тридевять земель»?
а ) близко б) далеко
5. У него зимой снега не выпросишь
а) щедрый б) жадный
Фразеологический зверинец
Голоден как …
Хитер как ….
Труслив как….
Здоров как …
Нем как …
Грязный как …
Упрямый как …
Болтлив как …
Колючий как …
Неуклюжий как…
Трещит как …
Поёт как …
Фразеологический зверинец
Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)
Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осел)
Болтлив как … (сорока)
Колючий как … (еж)
Неуклюжий как… (медведь)
Трещит как … (сорока)
Поёт как … (соловей)
Вспомните выражения
ГОЛОВА - морочить голову, вскружить голову, потерять голову, как снег на голову, голова идёт кругом, сломя голову.
НОС - задирать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, нос по ветру.
УХО - пропустить мимо ушей, развесить уши, навострить уши, уши вянут, вешать лапшу на уши, медведь на ухо наступил.
ЯЗЫК - язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, держать язык за зубами.
Составь и запиши 4 предложения с фразеологизмами по каждой строчке
Откуда берутся фразеологизмы?
Расширяем наш кругозор
Исконно русские:
Старославянские:
Спустя рукава. Куролесить.
После дождичка в четверг.
Дойти до ручки.
Как зеницу око.
Не от мира сего.
Библейские:
Нести свой крест. Путеводная звезда.
Ангельское терпение.
Из истории фразеологизмов
Бить баклуши
Выражение - Бить баклуши - означает бездельничать. Откуда оно пошло ?
Во времена на Руси самым распространенным столовым прибором была деревянная ложка. Д ля их изготовления служили « баклуши » небольшие колотые липовые чурки. По одной из версии « бить баклуши » означало заготавливать эти самые чурки для мастеров. Дело это поручали подмастерьям, работа не требовала напряжения, поэтому стала синонимом любого безделья.
Итоги урока
- Что узнали нового?
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего служат фразеологизмы ?
- Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?
Оцени свою работу
1 . Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
Молодцы !
Спасибо за внимание !