Этапы урока | Описание слайда. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
Орг. момент | - Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов! – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь. | Ученики готовы к работе, приветствуют учителя, записывают дату в тетрадь. |
Актуализация знаний. | 1). Орфографическая минутка (См. эл. приложение) 2) Задание на карточках. Из записанных сочетаний составить слово: си ин, но он ни им мы (СИНОНИМЫ) ан нет то он ни им мы (АНТОНИМЫ) -Дайте определение этих понятий. Задание на карточках: карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. (Приложение 1) Проверка. | Записывают слова без ошибок. Вспоминают изученные термины, объясняют их значение. |
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. | - Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает, что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи? – Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю. – А каким словарем вы пользовались? (Фразеологическим) (Слайд 1, 2) – А кто-то уже нам может сказать, как называются такие сочетания слов? (Слайд 3) Фразеологизмы! – Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фазис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы) – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи). | Ответы детей.
Учатся работать со словарем.
Выводят тему урока, ставят задачи. |
IV. Работа по теме урока. | 1) Выполнение упражнения учебника с.36 №51(задание дано на раздаточном листе) в соответствии с заданиями учебника. Про какого кота говорится в 1 предложении? Как вы поняли 2 предложение? Чем занят сосед? Как вы считаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор? Спишите только выделенные сочетания слов. Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? (варианты ответов детей) 2) Работа по эл. приложению (сообщение профессора Самоваров)  - Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха, ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмов (презентация Слайд № 4 - 8) – объяснения учителя об истории происхождения того или иного фразеологизма. | Выполняют упр.51.
Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.
Слушают объяснения профессора Самоваров
Объясняют значения фразеологических оборотов.
Слушают объяснения учителя о происхождении того или иного фразеологизма. |
Первичное закрепление | – Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания? – А может вы встречали их в книгах? Работа с электронным приложением. Упр.1 – Помоги паучку сплести паутину. Установи соответствие. А теперь пришла пора Засучить нам рукава. – За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу. Упр.2 – Помоги пчелкам собрать мед. близко (рукой подать) молчать (держать язык за зубами) думать (ломать голову) рано (ни свет ни заря) обидеться (надуть губы) унывать (падать духом) мало (капля в море) обманывать (пускать пыль в глаза) Составление предложений с данными фразеологизмами. | Ответы детей. Сравнивают. Делают выводы.
Работа в паре. Работа с интерактивной доской. Соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения. Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее. |
Физминутка | – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку. Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос) Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова) Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки) Ими хлопают, если что-то не понимают (уши) Его проглатывают, когда человек молчалив (язык) Их можно держать на макушке (уши) В ней может быть ветер (голова) В него набирают воды, когда молчат (рот) Его задирают те, кто зазнался (нос) Его держат за зубами, если хранят секрет (язык) Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос) Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки) | Учащиеся выполняют физминутку. |
Закрепление. | - Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. (Приложение 2). Карточка 1 Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Оля проснулась очень рано. Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей. - Как изменились предложения? - Зачем нужны фразеологизмы? - Если мы не знаем, что значит тот или иной фразеологизм, как быть? Карточка 2 - Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение. (Приложение 3). | Работа с раздаточным материалом – работают в тетради. Заменяют подчеркнутые слова фразеологизмами. Взаимопроверка. Обратиться к словарю – фразеологический словарь. Учатся находить фразеологизмы в тексте. Взаимопроверка. |
Проверочная работа | - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Поможем Ане занять первое место. Для этого правильно отвечай на вопросы. | Работа по эл. приложению. |
Домашнее задание | - Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок. | Запись д/з |
Подведение итогов урока. Рефлексия | – Давайте подведем итоги работы. - Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи? - Зачем нужны фразеологизмы в речи? - Какие фразеологизмы вы запомнили? - Было ли вам трудно на уроке? А интересно? - Оцените свою работу на уроке. Учитель предлагает детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Приложение 4). – Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!
| Подведение итогов урока. Оценка эффективности собственной работы на уроке. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. |