СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык "Фразеологизмы " 2 класс. Система Л. В. Занкова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык "Фразеологизмы " 2 класс. Система Л. В. Занкова

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Фразеологизмы " 2 класс. Система Л. В. Занкова»

Русский язык 2 класс- В.

Учитель: Крупнова Л. В.

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.


Планируемый результат:

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;

  • осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Мета предметные умения:

  • определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;

  • определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;

  •  классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;

  • определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

Предметные умения

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;

  • объяснять значение фразеологических оборотов;

  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, фразеологический словарь.

Этапы урока

Описание слайда.  Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.

Ученики готовы к работе, приветствуют учителя, записывают дату в тетрадь.

Актуализация знаний.

1). Орфографическая минутка (См. эл. приложение)


2) Задание на карточках.

Из записанных сочетаний составить слово:

си ин, но он ни им мы (СИНОНИМЫ)

ан нет то он ни им мы (АНТОНИМЫ)

-Дайте определение этих понятий.

Задание на карточках: карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. (Приложение 1

Проверка.

Записывают слова без ошибок.




Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.




Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.


- Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает, что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи?
– Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю.  
– А каким словарем вы пользовались? (Фразеологическим) (Слайд 1, 2)


– А кто-то уже нам может сказать, как называются такие сочетания слов? (Слайд 3)

Фразеологизмы!

– Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фазис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения.  Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.  
– А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы) 
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи).

Ответы детей.





Учатся работать со словарем.









 

 

 

 

Выводят тему урока, ставят задачи.

IV. Работа по теме урока.

1) Выполнение упражнения учебника с.36 №51(задание дано на раздаточном листе) в соответствии с заданиями учебника.

Про какого кота говорится в 1 предложении?

Как вы поняли 2 предложение? Чем занят сосед?

Как вы считаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор?

Спишите только выделенные сочетания слов.

Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? (варианты ответов детей)

2) Работа по эл. приложению (сообщение профессора Самоваров)


- Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха, ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмов

(презентация Слайд № 4 - 8) – объяснения учителя об истории происхождения того или иного фразеологизма.




Выполняют упр.51.



Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.





Слушают объяснения профессора Самоваров









Объясняют значения фразеологических оборотов.







Слушают объяснения учителя о происхождении того или иного фразеологизма.

Первичное закрепление

– Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
– А может вы встречали их в книгах?
Работа с электронным приложением.

Упр.1 – Помоги паучку сплести паутину. Установи соответствие.

А теперь пришла пора

Засучить нам рукава.

– За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.


Упр.2 – Помоги пчелкам собрать мед.



близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

Составление предложений с данными фразеологизмами.

Ответы детей.

Сравнивают. Делают выводы.



Работа в паре.

Работа с интерактивной доской.

Соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.

Физминутка

– А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)

  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)

  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)

  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)

  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)

  • Их можно держать на макушке (уши)

  • В ней может быть ветер (голова)

  • В него набирают воды, когда молчат (рот)

  • Его задирают те, кто зазнался (нос)

  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)

  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

  • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)

Учащиеся выполняют физминутку.

Закрепление.

- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. (Приложение 2).

Карточка 1

Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.


Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

- Как изменились предложения?

- Зачем нужны фразеологизмы?

- Если мы не знаем, что значит тот или иной фразеологизм, как быть?

Карточка 2

- Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение. (Приложение 3).

Работа с раздаточным материалом – работают в тетради. Заменяют подчеркнутые слова фразеологизмами. Взаимопроверка.






Обратиться к словарю – фразеологический словарь.

Учатся находить фразеологизмы в тексте. Взаимопроверка.

Проверочная работа

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Поможем Ане занять первое место. Для этого правильно отвечай на вопросы.


Работа по эл. приложению.

Домашнее задание

- Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок.

Запись д/з

Подведение итогов урока. Рефлексия

– Давайте подведем итоги работы.

- Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи?

- Зачем нужны фразеологизмы в речи?

- Какие фразеологизмы вы запомнили?

- Было ли вам трудно на уроке? А интересно?


- Оцените свою работу на уроке.

Учитель предлагает детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Приложение 4).


    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…


– Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!



Подведение итогов урока.






Оценка эффективности собственной работы на уроке.


Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.






Приложение 1

Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика.


Омонимы


Холодный-горячий, грустно-весело.

Синонимы


Красный, алый, пурпурный, багряный.

Антонимы


На лугу паслись барашки.

Пенятся, пенятся волны-кудряшки:

На речке барашки, барашки, барашки!




Зарубить на носу





(Приложение 2).



Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите.


Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.


Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.



(Приложение 3).

Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение.


1) Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

2) Что купить? Конфеты, книжки?

Вот сидят на полках мишки.

Вот мышонок, вот коза –

Разбегаются глаза!

3) Ничего я не пойму –

Что? Когда? И почему?

Мыслей в голове сто две.

Вот так каша в голове!

4) Ах, какие мастера!

Вот топор, а вот пила.

Всё в руках у них горит.

Раз и два, и дом стоит!


(Приложение 4).



    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…


    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс