СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык - глагол времен

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад+ презентация ученицы на научно-практической конференции "Открытие"

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

13




Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Анна Ахматова.


Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц, собранных в хрестоматии Александром Максимовичем Докусовым. «Глаголом времен» называл русский язык Гавриил Романович Державин.

«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово» - эти слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю.

Но и поэты не отстают от писателей и ученых. Немало вдохновенных стихотворений посвятили они русской речи. Одно из таких стихотворений «Песня русскому языку» написано Михаилом Дудиным.

Глагол времен, мой гений, мой язык,

Скрещение судеб и мужества народа,

Через тебя явила миру лик

Ответственности строгая свобода.

Ты - ручейком из глубины веков.

Ты - светом путеводным из тумана,

От сердца к сердцу музыкой.

Таков твой трудный путь к величью океана.

Михаил Дудин эти строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта.

Ты - тверд и гибок, нежен и силен,

Ты - соловей на ветке бересклета.

Ты - сталь и пепел, колокол и лен;

Загадка тьмы и откровенье света.

Из тьмы времен ты выбился на свет,

Сквозь стены отчужденья прорастая.

И обрела в твоей судьбе привет

И почву жизни истина простая.

Так почему современное общество выбрало путь, где потеряет величественность нашего языка?

Цель: Рассмотреть влияние жаргонизмов на русскую речь, в том числе речь подростков.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Изучить и проанализировать повседневную речь подростков

  3. Разработать рекомендации с целью обогащения словарного запаса и владения родным русским языком.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы, эмпирические: наблюдение, социологические: беседа, анкетирование, статистические: обработка данных


Быль

Урок литературы в 9-м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал: - У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.

Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?

Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что он рассказал ребятам.

Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.

-Я учитель, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.

Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...

Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.

Прозвенел звонок на перемену, но ученики не шевельнулись, в торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя-патриота.

(Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)


Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник.

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием», - говорил И.С. Тургенев. Что же сейчас представляет из себя русский язык? Ценят ли потомки это великое достояние, уважают ли его?



По результатам анкетирования подростков, обучающихся нашей школы, я выяснила:

  • Знаете ли вы что такое жаргонизмы?

Да 83%. Нет 17%

  • Как часто вы используете их в своей речи?

Редко 54%. Часто 29%. Не использую 17%.

  • Можно ли обходиться без слов данной группы?

Можно 79%. Нельзя 12,5%. Не знаю 8,5%

  • Оказывает ли влияние употребления жаргона на духовное развитие человека?

Да 54%. Нет 42%. Не знаю 4%.

  • Хотели бы вы отказаться от их употребления?

Да 42%. Нет 41%. Не знаю 17%.

Расспросив сверстников, я пришла к выводу, что они используют такие жаргонные слова, которые обозначают:

  1. оскорбительные названия человека: овца, кошёлка, козёл;

  2. слова, называющие людей: кореш – друг, чувак – парень, стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие., стукач – доносчик, трепло – болтун;

  3. слова, называющие части тела: хавка – рот, ласты – ноги, локаторы – уши,

  4. другие существительные: прикол – шутка, стрела – драка, базар – разговор, фигня – ерунда, облом - неожиданно плохой результат, отпад - нечто выдающееся;

  5. слова, обозначающие действия: балдеть – веселиться, офигеть – удивиться, вали – уходи, офонареть – обнаглеть, влипнуть – попасться, прикинь - представь себе, достать – надоесть, зашибись - лучше некуда, запарить - сильно надоесть, приколоться – подшутить, кинуть – обмануть, смойся – уйди, отвянь – отстану, отрываться – развлекаться, стрём - плохо (наречие);

  6. слова – прилагательные: крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо, стрёмный – некрасивый, беспонтовый – нехороший;

  7. фразеологизмы:

шевели костылями - иди быстрее

в натуре - по правде

я чё, лысый - я не хуже других

флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия

без базара - не подлежит сомнению

туши свет - полный кошмар

лыбу давить – ухмыляться.

Исходя из пожеланий, которые предложили ребята, отвечая на вопросы анкеты, мы решили, что лучшая рекомендация – читать литературу. Из книг мы берём хорошие слова, забываем жаргонизмы.

По-моему мнению, жаргонизмы и нецензурную лексику можно искоренить из речи - заменив их другими словами, теми, на замену которым они и пришли. Из своих рассуждений могу сделать вывод: подростки могут обходиться без жаргонизмов, это в их интересах. Следует больше читать, постоянно пополняя свой словарный запас, чтобы находить достойную замену жаргонизмам. И самое главное - уважать и сохранять одно из главный богатств человека - родной язык!

1


Жаргонсоциалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп), профессиональные жаргоны.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, и т. д. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, кайф, пахать и т. п.

ИСТОРИЯ:

Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России:

  1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

  2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».

  3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

  4. 90-2000-е годы. Четвертая волна связана с распадом СССР и появлению новых законов и устоев общества.

Мат (матерщина, матерный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство. Однако в настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества.

В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина («Тень Баркова», «Царь Никита и сорок его дочерей», «А шутку не могу придумать я другую»), Маяковского («Вам»), Есенина («Не тужи, дорогой, и не ахай») и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

Мат в нашей стране знают все. Многие матом ругаются, некоторые просто «так разговаривают», кто-то «украшает» речь матерными словами для особой пикантности.

Область распространения мата с каждым годом становится все шире — он звучит уже со сцены, с трибун, им пестрят страницы газет, журналов и книг... И вот результат: «великий и могучий» русский народ все глубже погрязает в проклятии, которое сам насылает на себя каждый день и час!

По данным различных социологических опросов, среди россиян матерится 70% населения...

Мат выполняет еще одну важную функцию: он регулирует роли и расставляет социальные акценты в самых разных закрытых обществах.

Что такое мат на эмоциональном уровне? Выход из сферы обыденного, нарушение запрета, психологическая разрядка. Но в сакральном смысле это черная брань! Матерщина — своего рода «последнее слово», после которого всякие другие слова уже неуместны: пора приступать к действиям…

Почему ругаются матом: основные причины. Имеются некоторые наиболее распространенные причины, по которым люди желают использовать именно матерные слова.

  • Взросление. Часто подростки используют мат, желая утвердиться, показать свой взгляд, бросить вызов взрослым. Они думают, что они делают дерзкие вещи. Однако, такое поведение считается признаком слабости, нескрываемой неуверенности в себе. Важно показать это молодому человеку, чтобы он смог посмотреть на себя со стороны, и отучиться материться.

  • Снятие нервного напряжения, излишней агрессии. Некоторые люди прибегают к грубым словам в конфликте, когда не желают переводить его в физическую потасовку. Напряжение снимается. В этих случаях совет заняться физическими упражнениями. Обучившись единоборствам, часто занимаясь в спортзале, человек не только сможет избавиться от отрицательных эмоций, но и приучит себя к дисциплине. Проводить занятия лучше всего с преподавателем, по жёсткому графику.

  • Образ жизни. Распространено и ещё одно мнение: люди не ругаются матерными словами, а говорят сих помощью. Они настолько привыкли к таким словам, что вставляют их в обычный разговор, не испытывая при этом отрицательных эмоций. Просто связывая слова. Если вы относитесь к таким людям, то для вас самое главное – увидеть себя со стороны. Посмотрите, как вы выглядите в обществе, где не принято вести себя подобным образом. Примечательно, что чаще всего пользуются матом люди с неуравновешенной психикой, преступники. Несомненно, быть в этой группе – не для вас. Выполните небольшое усилие, и вы, несомненно, сможете отучиться материться.


Любая «брань» (в переводе — битва) — будь то уличная драка или война государств — всегда начинается со словесной брани: взаимных оскорблений и проклятий.

Для людей, которые используют мат в качестве междометий, речевых связок, настоящий смысл этих слов уходит на самый дальний план, черная брань постепенно превращается в привычную присказку, губящую душу.

Доказано, что все матерные слова произошли от сакральных названий богов, которые имели невероятную силу. Мат — это слова силы, несущей ужасающую разрушительную энергетику (она убивающе действует на человека на уровне ДНК, (особенно на детей и женщин).

«Пошлость» — слово исконно русское, которое коренится в глаголе «пошли». До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII — начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними «пошлыми» обычаями. Слово «пошлый» стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило – «отсталый», «постылый», «некультурный», «простоватый».



Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин — распущенность. Вокруг нас — огромное количество людей, которые постоянно употребляют ненормативную лексику. Причем в этом ряду — и журналисты, и чиновники, и политики, кого только нет.

Привыкнув к этому, можно ли отучиться? Нет такой вещи, с которой человек при желании не смог бы расстаться. Важна мотивация. Если кто-то понимает, что брань мешает ему, то в его силах отвыкнуть от нее.

Часто такой переход от русских слов к мату связан с психологическими проблемами, всплеском эмоций, общим переутомлением. Человек получает стресс в транспорте, на работе, приносит его домой. Всё чаще раздражаясь, нервная система не выдерживает, возникают конфликты. Энергетика негатива ищет выход и находит его в виде ругательных слов. Нередко люди сознаются, что ругаются матом, чтобы не ударить физически. А кому-то нецензурные слова помогает не впасть в депрессию. Как отучиться материться, отучиться выплескивать эмоции и научиться нормально выражаться? Как приучиться всегда вести себя прилично, не выносить агрессию на окружающих людей? Важно серьезно взяться за дело, разобраться в сути проблемы, отдать время самоанализу. Вы сами удивитесь, что жизнь станет спокойнее и легче, стоит только перестать ругаться матом.


Просмотр содержимого презентации
«Исследовательская работа2»

Русский язык – глагол времен Автор: Устинова Татьяна, ученица 8-а класса МБОУ СОШ № 2 Руководитель: Баталова А.А., учитель русского языка и литературы

Русский язык – глагол времен

Автор: Устинова Татьяна,

ученица 8-а класса МБОУ СОШ № 2

Руководитель: Баталова А.А.,

учитель русского языка и литературы

Анна Ахматова (1889–1966) «Мужество»

Анна Ахматова (1889–1966) «Мужество»

Александр Максимович Докусов, хрестоматия: Русские писатели о языке

Александр Максимович Докусов, хрестоматия: Русские писатели о языке

Михаил Дудин (1916—1993) –  русский советский поэт

Михаил Дудин (1916—1993) –

русский советский поэт

Тургенев Иван Сергеевич ( 1818–1883 )

Тургенев Иван Сергеевич

( 1818–1883 )

Анкетирование подростков нашей школы

Анкетирование подростков нашей школы

20-е гг.: Россия после революции и гражданской войны

20-е гг.: Россия после революции и гражданской войны

50-е гг.: Появление «стиляг»

50-е гг.: Появление «стиляг»

70-80-е гг.: Появление разных неформальных молодежных групп

70-80-е гг.: Появление разных неформальных молодежных групп

90-2000-е гг.: Распад СССР

90-2000-е гг.: Распад СССР

Рекомендации по обогащению словарного запаса.

Рекомендации по обогащению словарного запаса.

  • Регулярное чтение книг
  • Общение
  • Работа со словарями
  • Изучение иностранных языков.