СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Конспект урока по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Урок проводится с использованием методов и приемов технологии группового обучения, ИКТ, игровой технологии, целеполагания и рефлексии. В основе – компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Конспект урока по теме "Глагол"»

Тема урока: «Глагол»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, о существенных признаках глагола.

-отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;

- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.

3. Воспитательные:

- формировать интерес к изучаемому материалу;

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.



Ход урока



Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Наш урок будет проходить в нетрадиционной форме.

Психологический настрой.

А начнём мы его с улыбки. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Организация учебной деятельности

Учитель. Чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Группа, в которую мы объединимся для работы - это команда знатоков. Вас ждёт шесть раундов. После выполнения заданий в каждом раунде вы будете получать жетоны. Если задание выполнено правильно команда получает два жетона. Если допущена одна ошибка – один жетон. Если ошибок больше, то жетонов команда не зарабатывает. За ответы на вопросы команда получает дополнительный жетон.

Команда выбирает капитана (контролёра), который в ходе игры после коллективного выполнения задания будет назначать отвечающего (докладчика).

Учитель. Работаем сегодня под девизом: «В кругу друзей лучше думать, решать и побеждать».

Ваши тетради сегодня это записные книжки знатоков, в которых вы будете делать необходимые записи, выполняя задания каждого раунда. Первую запись сделаем уже сейчас. Запишем сегодняшнее число.

Актуализация и обобщение знаний учащихся.

Учитель. О чем пойдет речь на нашем необычном уроке, вы должны догадаться.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)



Учитель Правильно, речь пойдёт о глаголе. И сегодня мы приведем в систему свои знания и закрепим наши умения. Команда готова? Желаю вам хорошей работы на уроке. Начинаем игру.

1 раунд.

Крутится волчок. Стрелка указывает номер вопроса.

Вопрос. Расскажите, что обозначает глагол, на какой вопрос отвечает?

Идёт обсуждение в группе, капитан решает, кто будет отвечать.

Ответ ученика. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.

Задание. Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы.

Увидел грача – весну… (встречай).

Апрель батюшка в поле … (зовет).

Апрель землю … (красит), воду … (подбирает), цветы … (раскрывает).

Была бы апрельская водица, а зелень …(народится).

2 раунд.

Вопрос. Как изменяются глаголы?

Ответ ученика. Глаголы изменяются по временам и по числам.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе – по родам.

Задание. Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом – глаголом. Изменить глаголы в неопределенной форме по временам и по числам.

Бежать со всех ног - торопиться

Водить за нос - обманывать

Распускать руки – драться

Мозолить глаза – надоедать

Воды в рот набрать– молчать



3 раунд.

Вопрос. Что такое спряжение глагола?

Ответ ученика. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.

Ко второму же спряжению

Отнесём мы без сомненья.

Все глаголы, что на – ИТЬ,

Исключая брить, стелить

И ещё смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть и терпеть.

Вы запомните, друзья.

Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Задание. Прочитайте текст.

Апрель

Апрель слово латинское от глагола «аперире» - открывать. По славянски цветень – месяц, в который все зацветает.

По – весеннему поют синицы, славит весну чижик. А крошечный королек еще выше задирает задорный хвостик, выскочит откуда – то на кучу хвороста и зальется. Летят птицы. И везде на голос птичьих стай откликается голос воды: по снегу и под снегом шумит апрель – водолей.


Учитель. Выпишите глаголы. Определите время и спряжение.


Ответ ученика. Открывать – н. ф., 1 спр.

Зацветает – н. в., 1 спр.

Поют – н.в., 1 спр.

Славит – н. в., 2 спр.

Задирает – н. в., 1 спр.

Выскочит – б. в., 2 спр.

Зальется – б. в., 1 спр.

Летят – н. в., 2 спр.

Откликается – н. в., 1 спр.

Шумит – н. в., 2 спр.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На слайде появляются слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, перенёс, вынес.

При появлении слова, в котором есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в слове приставки нет, ученики приседают.

4 раунд.

Вопрос. Каким членом в предложении является глагол?

Ответ ученика. В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

Задание. Из слов подснежник, первый, появился, и, робко, он, несмело, выглянул составить два предложения. В каждом назвать грамматическую основу.


5 раунд.

Задание. Выписать из предложения глагол и дать ему характеристику как части речи – морфологический разбор.

На берёзах набухли почки.

Ответ ученика. Набухли – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделали? Начальная форма – набухнуть. Первое спряжение. Глагол употреблён в прошедшем времени, в 3-м лице,во множественном числе. В предложении является сказуемым. Почки (что сделали?) набухли.

6 раунд.

Тестовая работа (прил.1)

Ребята рассаживаются по своим местам и выполняют задания теста, а затем проверяют себя. Тест предполагает индивидуальную работу каждого ученика. Это даёт возможность оценить уровень усвоения учебного материала.

Ответ ученика.

Б, В,Б,А,А,А,В,В,Б,Г,Б,В.



Итог урока

– Вернемся к началу нашего урока. Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой? Удалось ли нам их выполнить?

Учащиеся оценивают групповую работу на уроке по критериям на слайде.




Рефлексия

Урок полезен, всё понятно


Лишь кое-что чуть-чуть неясно


Ещё придётся потрудиться


Да, трудно всё-таки учиться


Чтобы выразить своё настроение, ребята выбирают подходящее изображение смайлика на слайде.


Домашнее задание

У. стр.118 №252





























Приложение 1

1. Указать глагол

А) осенью    Б) напишет      В) письменный

2. Глаголы  отвечают на вопросы:

А)  какой? какая?              Б) кто? что?  В) что делать? что сделать?

3. Укажи  глагол прошедшего времени

А) вылетит       Б) осветило      В) засвистят

4. Выбери глагол женского рода 

А) прилетела    Б) наполнил    В) прошло    Г)    подумали

5. Какие глаголы не изменяются по лицам?

А) прошедшего времени    Б) настоящего времени      В) будущего времени

6. Если глагол в неопределенной  форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то  это глагол 

А) 1 спряжения        Б) 2 спряжения

7. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа

А) В наш дом приходят гости.

Б) А вы делаете зарядку?

В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

8. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы построим  новый дом.

9. Найти глаголы 1 спряжения

А)Дышать   Б) думать  В)увидеть   Г)стелить  Д) строить

10. В окончаниях каких глаголов пишется И?

А)Пиш_т  Б) гон_т    В)друж_т,  Г)реша_т






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!