СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе. 

Просмотр содержимого документа
«« Русский язык – государственный язык Российской Федерации»»










Урок русского языка

1 класс

УМК «Школа России»

« Русский язык – государственный язык Российской Федерации»









Учитель:

Ложкина Ирина Васильевна

МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»







2020 г.


Тип урока: «Открытие» нового знания.

Формы работы: коллективная, работа в парах, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.

Оборудование: ИД Smart notebook, компьютер, проектор, карточки для работы в парах, карточки с понятиями на доске, куклы в народных костюмах.


Тема: «Русский язык - государственный язык Российской Федерации»

Цель урока: ознакомление с понятиями «родной язык», «государственный язык»


Задачи:         

  • помочь первоклассникам осознать многозначность слова язык, смысл понятий  «родной язык», «государственный язык»;

  • познакомить с происхождением названия русский язык;

  • закреплять написание имен собственных,

  • расширять кругозор детей, работать над  орфографической зоркостью;

  • воспитывать уважение к языку, проявлять уважение к языкам других народов.



Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся: различать понятия «родной язык», «государственный язык».

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД).






Ход урока

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь.

- Руки на месте? (да)

- Ноги на месте? (да)

- Локти у края? (да)

-Спина прямая? (да)

- Молодцы!


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Откройте тетради, положите под наклоном, запишите число и классная работа.

Отложите ручки.

Ребята, к нам на урок пришли гости. Посмотрите. (показываю куклы в народных костюмах) Поприветствуйте наших гостей.

- Что вы о них можете сказать? Как вы думаете, случайно ли они к нам пришли? Я тоже думаю, что куклы, как-то связаны с нашим сегодняшним уроком. Им тоже будет интересно вместе с нами открыть новые знания.

- О чём же сегодня мы будем говорить на уроке?

Давайте вместе определим тему сегодняшнего урока? Готовы!

Посмотрите на иллюстрации на слайде.

- Что изображено?

- Как вы думаете, что общего у данных изображений?

Давайте разберёмся.

В народе говорят: «Без языка колокол нем».
- Где у колокола язык? Зачем он ему нужен? 

Взгляните на рисунок детского башмачка.
«Ох, устал мой башмачок, высунул свой язычок».
- Где язык у башмачка?

- А у человека есть язык? А у вас?

- Что же общего между этими изображениями? (есть язык)

Какое интересное слово. А как называются слова, у которых много значений? (многозначные)

Значит, слово «язык» какое? (многозначное)

- А для чего человеку нужен язык? (чтобы общаться, говорить, читать)

Иллюстрация на слайде.

Это ещё одно значение этого слова.

- А чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о языке)

- А о каком? О языке колокола, башмачка, органе человека?

Конечно, мы будем говорить о языке как средстве общения, на котором люди говорят, читают, пишут.

На доске:





Нам предстоит сегодня открыть тайны о нашем языке.


3. «Открытие» нового знания


1) Возьмите ручки, положите тетради наклонно, запишите слово «язык», подчеркните букву «я».

- На каком языке мы с вами говорим? (на русском)

- А знаете, почему наш язык имеет такое название – русский?

Поищем ответ на этот вопрос. Нам поможет небольшой рассказ, который у вас на карточках. Прочитаем его вместе. Я буду читать, а вы слушайте и там, где я остановлюсь, хором дочитывайте слова, выделенные жирным шрифтом.



Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский. У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией. 



Так почему русский язык так назвали? (Русский – это язык, на котором говорил народ Руси.)
- Прочитайте два выделенных слова, которые напечатаны с большой буквы. (Русь, Россией)
- Почему они так написаны? (Названия страны, собственные имена).
- Хором читаем начало первого предложения: «Древний народ – …».
- Каким словом, называющим народ, закончите предложение? (Русь).

- Читаем хором начало второго предложения: «Язык, на котором говорил этот народ, – …»
- Каким словом закончите? Вернитесь к рассказу и найдите это слово. (Русский).

- Хором прочитайте его так, как оно написано. Что необычного в его написании? (Две буквы с).
- Еще раз проговорите так, как надо писать.

Возьмите ручки, положите тетради под наклоном, запишите слово «русский», подчеркните две буквы сс.

Мы открыли первую тайну. Какой же наш язык? (русский)

На доске:





- Чтобы узнать тайну названия, мы обратились к истории нашей страны, нашего народа. Мы поступили как настоящие ученые.


Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Встаньте. Выйдите из-за парт.

«НЕВАЛЯШКИ»

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)



2) Итак, раньше страна, где жил русский народ, называлась Русь. Как теперь называется наша Родина? (Россия)

Русский язык - это язык, на котором мы говорим с раннего детства. Язык нашей родины. Значит, для нас он какой? (родной)

Возьмите ручки, запишите слово «родной».

На доске:

Какой же наш язык? (русский, родной)



3) Ребята, а как вы думаете, а у всех родной язык-это русский?

Конечно, нет. Русский язык – это родной язык русского народа.

- Для дагестанского народа, каким будет родной язык?

- А для армянского? А для татарского?

Россия – самая большая страна в мире, которую населяют разные народы: русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей.

У всех народов есть свой родной язык.

Посмотрите видеофрагмент. Всё ли вам понятно? (нет)

Посмотрим дальше.

- А теперь? Почему?

Давайте представим, что все будут говорить на своём родном языке.

- Что произойдёт? (не поймут друг друга)

Все народы живут в одной стране, в одном государстве «Российская Федерация». Чтобы разные народы понимали друг друга, могли общаться, им нужен единый, общий язык.

- Мы все живём в одном государстве, значит язык какой? (государственный)

- А какой язык будет государственным для всех народов нашей страны? (русский)

Давай проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.8.

- Что нам сообщает мудрая сова? Громко, чётко нам прочитает….

- Верны ли были наши предположения?

На доске:

Какой можно сделать вывод о нашем языке?

4. Первичное закрепление знаний

1) Работа в парах

А сейчас поработаете в парах. Повторим правила работы в парах. (на слайде)

Вам нужно из слов составить пословицу.

Возьмите конверт, достаньте листочки со словами, прочитайте, посовещайтесь, составьте предложение (пословицу). Будете готовы, поднимите руки.

Кто готов прочитать пословицу? Может у кого-то есть другой вариант?


Русский язык богат и велик.


Как вы понимаете эту пословицу?


Русский язык – это богатство и гордость всего народа. Он по праву считается одним из самых певучих и многогранных языков Земного шара. Благодаря русскому языку были созданы великие литературные шедевры, которые известны всему миру.




Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Встаньте. Выйдите из-за парт.

«КУКЛА»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)



2) Самостоятельная работа в тетради

Возьмите ручки. Положите тетрадь наклонно. Запишите пословицу в тетрадь.

Проверьте свою работу. Подчеркните в слове «русский» двойной согласный, в слове «язык» букву «я». Постарайтесь запомнить написание этих слов.


4. Подведение итогов

Вернёмся к нашим гостям. Расскажите девочкам (куклам), какие тайны о нашем языке вы открыли сегодня на уроке?

Вот эта кукла бурятка. Как вы думаете, какой язык для неё является родным? (бурятский)

А вот эта девочка чеченка. У неё какой родной язык? (чеченский)

- Русский язык для них является каким? (государственным)

- А для этой русской девочки? (родной, государственный)

- На каком языке они вместе будут общаться? (русском)

- Почему? (государственный, живут в одной стране, Российской Федерации)


5. Домашнее задание.

А дома вам нужно будет подобрать имена для наших девочек, записать в тетрадь. Не забудьте одна девочка – бурятка, вторая – чеченка, а третья – русская.

6. Рефлексия.

- А сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке по “Лесенке успеха”.

(на интерактивной доске)

- Те, кто доволен своей работой на уроке, вы ставите человечка на третью ступеньку.

- У кого были затруднения - вы ставите человечка на вторую ступеньку.

- У кого ничего не получилось – вы ставите человечка на первую ступеньку.

- Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?

- На вторую ступеньку? Объясните.

- На третью ступеньку? Почему?

- Вы сегодня хорошо поработали. Я довольна вашей работой.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!