МБОУ Городищенская СОШ. МБОУ Городищенская СОШ
Протокол №_____ ________ В. М. Рубан.
от «____»________2015г. Приказ №_____ от «____»_________2015г.
Составитель: Левдик Н. Е.,
учитель русского языка и литературы.
_________Л.А. Максименко русского языка, литературы и
«____»__________2015г. иностранного языка.
Протокол №_____от «____»________2015г.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка в 5-9 классах:
При разработке рабочей программы использованы материалы авторской программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2010) к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М. Шанский (М.: Просвещение, 2014).
Авторская программа для 7 класса рассчитана на 170 часов. Учебным планом МБОУ Городищенская СОШ на изучение русского языка в 7 классе в 2015-2016 учебном году предусмотрено 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че ловека или природы.
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная, самостоятельная | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). | | |
Повторение (12+2ч Р.р.) | | |
2 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. | | |
3,4 | Синтаксис и пунктуация. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая самостоятельная | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) | | |
5 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный | Практическая, творческая | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). | | |
6,7 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Практическая, самостоятельная | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 ,Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) | | |
8,9 | Словообразование и орфография. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 С.14,вопросы. Упр. 30 | | |
10 | Морфология и орфография. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 34 ,Упр. 40 | | |
11,12 | Морфология и орфография. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | | |
13 | Входной контроль. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Контрольный урок | | Диктант с грамматическим заданием | | нет | | |
14 | Р/р. Текст. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 45 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) | | |
15 | Р.р.Стили литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Практическая, | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль | | | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25+6ч Р.р.) | | |
16 | Причастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи. | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 9. Упр. 56 Упр. 57 | | |
17 | Р/Р Публицистический стиль | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Работа с текстами | Уметь определять текст публицистического стиля | Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63 | | |
18 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 | | |
19 | Причастный оборот. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 | | |
20 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | | | |
21 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Урок изучения нового материала | | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание | | |
22 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 83 | | |
23 | Краткие страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | | | |
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 94 | | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 99 Стр. 26-44, выучить словарные слова; | | |
27 | Р.р. Изложение | 1 | Изложение | | | Изложение | | | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 101 | | |
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §18. Упр.104 | | |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр. 108 | | |
31 | Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Комплексный анализ текста | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | С.54-55, Тест №3 вариант №2,3,4; С.18-21 | | |
32,33 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 136 | | |
34,35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | | | |
36 | Р.р.Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) | | Изложение | | | Изложение | | | |
37 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) | | |
38 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | | Диктант | | | Диктант | | | |
39,40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Составление таблицы «НЕ с причастием» | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Упр.137 | | |
41 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 142 | | |
42 43 | Р/р. Сочинение по личным наблюдениям на тему:«Вы с ним знакомы». | 2 | Сочинение | | Сочинение | | §21-24, повторить | | |
44 45 | Повторение по теме «Причастие». | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, творческая | Работа с текстами разных стилей и жанров. | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 | | |
46 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | | | | Комплексный анализ текста | | Повторить изученные орфограммы и словарные слова | | |
Деепричастие (10+2ч Р.р.) |
47 48 | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §27.Упр. 166 | | |
49,50 | Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. | 2 | Урок обобщения | | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | | | |
51 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая самостоятельная | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 175, По упр. 175 составить текст. | | |
52 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | | | |
53 | Закрепление темы «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | | | |
54 | Обобщение и систематизация материала по теме: «Деепричастие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | | | |
55,56 | Р.р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь». | 2 | | Сочинение | | | | | |
57 | Обобщение и систематизация материала по теме: «Деепричастие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | | | |
58 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | | | | Тест | | § 26-31, повторить | | |
Наречие (28+6чР.р.) |
59,60 | Наречие как часть речи. | 2 | Урок изучения нового материала | | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | | | |
61, 62 | Смысловые группы наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая, самостоятельная | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | Составить связный рассказ о группах наречий по значению. | | |
63 | P.p. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | Контрольный | Творческая | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Формирование умения писать сочинения. | Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных. | | |
64 | Степени сравнения наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, исследовательская | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | | | |
65 | Морфологический разбор наречий. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи. Упр. 218 | | |
66 | Р.р. Сочинение –рассуждение на тему: Прозвища». | 1 | Сочинение | | | Сочинение | | | |
67, 68,69 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. | Формирование навыка написания Не с наречиями. | Графически объяснить правописание НЕ с наречием. Упр. 226, 224 (устно) | | |
70, 71 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая. | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | Составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфограмму, упр. 231, тест №3, вариант 2,3,4 на с. 70-73 | | |
72,73, 74 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая. | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму. Упр. 236. | | |
75 | Р/р. Описание действия. | 1 | Контрольный урок | Творческая | Сочинение | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Сочинение | | |
76 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала. | Практическая, самостоятельная. | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | | | |
77 | Р.р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | Сочинение | | | Сочинение | | | |
78 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения | | |
79 | Р.р. Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | Изложение | | | Изложение | | | |
80 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. | Формирование навыка написания наречий через дефис | Упр. 255 | | |
81 | Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | | Сочинение | | | Сочинение | | | |
82,83 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | | Практическая, самостоятельная, | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | | | |
84,85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. словарная | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 | | |
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная | Выборочный диктант, работа по перфокартам. | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | | | |
87,88, 89 | Повторение темы «Наречие». | 3 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | | | |
90 | Полугодовой контроль. Контрольный диктант «Наречие».. | | Диктант | | Диктант с дополнительными заданиями | | | | |
91 | Анализ контрольного диктанта. | | | | | | | | |
92 | Тематический зачет по теме «Наречие». | | | | | | | | |
Категория состояния (4 + 2) |
93,94 | Категория состояния как часть речи. | 2 | Изучение нового материала | | | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | Упр. 278, 279, | | |
95 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | Самостоятельная, практическая работа | | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | | | |
96 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 | Изложение | | | Изложение | | | |
97 | Категория состояния (закрепление темы) | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | | | |
98 | Р.р. Сочинение. | 1 | Сочинение | | | Сочинение | | | |
Самостоятельные и служебные части речи (1ч ). |
99 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи | | |
Предлог (11+2ч Р.р.) |
100 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная, практическая работа | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §48. Упр. 288 | | |
101 | Употребление предлогов. | 1 | Урок изучения нового материала | | Предупредительный диктант. Редактирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | § 49. Упр. 294 | | |
102 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид) | | |
103 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельная, практическая | Работа по карточкам. Упр. 306 | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 | | |
104, 105 | Р/р Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине. | | Сочинение | | | Умение писать сочинение на лингвистическую тему. Совершенствование навыка доказывать, аргументировать делать выводы | | | |
106, 107 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Практическая | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 | | |
108, 109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | | Практическая и самостоятельная | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 | | |
110, 111, 112 | Предлог(повторение темы) | | Урок обобщения и систематизации ЗУН | | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | | | |
Cоюз ( 15+2р.р.) | |
113 | Союз как част речи. | 1 | Изучение нового материала | | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54. Упр. 315 | | |
114 | Простые и составные союзы. | 1 | Изучение нового материала | | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | | | |
115 | Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 323 | | |
116 | Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, самостоятельная, творческая | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 57. Упр. 326 | | |
117 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Предупредительный диктант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §58. Упр. 331 | | |
118 | Роль сочинительного союза в простом предложении с однородными членами и в сложном. | 1 | | Практическая | | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | | | |
119 | Сочинительные союзы. | 1 | | Практическая, творческая | | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | | | |
120 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Конструирование предложений Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Умение находить подчинительные союзы в предложении и определять их роль Формировать навыки морфологического разбора союза | §59. Упр. 337 | | |
121, 122 | Р.р. Сочинение-рассуждение. | 2 | Контрольный урок | Творческая | | | | | |
123, 124 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 | | |
125, 126 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 2 | Урок обобщения и систематизации | | Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле | Систематизация знаний | §54-61. Упр. 355 | | |
127 | Резервный | 1 | | | | Тренировочные упражнения | | | |
128 | Урок-зачет по теме «Союз». | 1 | Контрольный урок | | Тест | | Подгот. К к/д | | |
129 | Контрольный диктант «Союз». | 1 | Контрольный урок | | Диктант с грамматическим заданием | | нет | | |
130 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | | | | | |
Частица (18+4ч. Р.р.) |
131 | Понятие о частице. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359. Упр. 358 | | |
132 | Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Практическая, самостоятельная, творческая | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | | | |
133, 134, 135 | Смысловые частицы. | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64. Упр. 367 | | |
136 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 | | |
137 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практическая, самостоятельная, | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 | | |
138, 139 | Отрицательные частицы. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр. 387 | | |
140, 141 | Различение НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Диктант «Проверяю себя», работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §67. Упр. 389 | | |
142, 143 | Приставка не- и частица не с различными частями речи. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, | Умение различать частицу и приставку НЕ | §68. Упр. 394 | | |
144 | Закрепление частицы не с различными частями речи. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §69. Упр. 406 ,Упр. 403 | | |
145, 146 | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | | Умение различать частицу и приставку НИ | | | |
147 | Повторение изученного о частицах. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к диктанту | | |
148 | Тестирование «Служебные части речи». | 1 | Контрольный урок | | Тестирование | | С.183-184 (повторить | | |
149 | Р.р. Придумывание обрамлений к рассказу. | 1 | | | | | | | |
150, 151 | Р/р. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 2 | | | Сочинение | | Повторить правила правописания НЕ и НИ. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ | | |
152 | Р.р. Написание рассказа по данному сюжету. | 1 | Контрольный урок | | | Умение выстраивать схему текста-повествования. | | | |
153, 154 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 | | |
155, 156 | Междометие. Знаки препинания при междометиях. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая. | | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | | | |
Повторение (13) | |
157 | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | .1 | Комбинированный урок | Практическая | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Тест на с. 126, вариант 2 | | |
158, 159 | Р.р. Контрольное сочинение. | 2 | Контрольный урок | | Сочинение | | нет | | |
160 | Фонетика. Графика. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | | | | |
161 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант «Повторение изученного материала за курс 7 класса». | | | | | | | | |
162 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Анализ текстов разных типов и стилей | Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм | Упр. 423 | | |
163 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм | Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок» | | |
164 | Морфология. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Формирование умения построения текста | | | |
165 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Произнесение одной и той же фразы разным тоном с заданным настроением, выражение голосом разных чувств и настроений. Интонационный анализ прозаических и поэтических текстов. Обратиться с вопросом «который час?» или другими к незнакомому человеку, соседу по парте, учителю, участнику молодежной тусовки. Выбрать слова, смягчающие отказ, ответить вежливо на просьбу | Речевой этикет | Проанализировать особенности речи окружающих вас людей (родных, знакомых, дикторов, политических деятелей и др.), чью речь можно назвать интонационно-выразительной? Аргументируйте свой выбор | | |
166, 167 | Орфография и пунктуация. | 2 | Комбинированный урок | | | | | | |
168 | Резервный | 1 | | | | | | | |
169 | Резервный | 1 | | | | | | | |
170 | Резервный. | 1 | | | | | | | |
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.