Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета школы Директор школы
Протокол №1 от«28» августа 2019г.
«__»______2019г.
Русский язык и культура речи
программа элективного курса
для учащихся 10 класса
Составитель программы:
Учитель русского языка и литературы
Казакова Алла Васильевна
г.Ярославль 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Русский язык и культура» составлена на основе программы М.Т. Баранова «Русский язык в 10-11 классах» (программно- методические материалы: Русский язык. 10-11 классы/ сост.Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд. –М.6 Дрофа, 2001. – 192 с.) и учебника Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.
Данный курс поможет систематизировать и обобщить знания по русскому языку основной (полной) школы; обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.
Изучение курса поможет правильно использовать лексическое богатство русского языка и его стилистические возможности, создавать собственную творческую работу.
Курс рассчитан на 2 года (68 часов).
Одно из главных мест занимает работа над культурой речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме (задания типа «С») дает шанс приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию, ориентирует на интерпретацию текстов разных стилей и написание рецензии.
Данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:
Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и умение применять их на практике;
Языковую, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;
Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственных текстов (написание сочинения в части «С»).
В ходе изучения программы решаются следующие задачи:
- ликвидировать у учащихся имеющиеся пробелы;
- формировать умения и навыки устной и письменной речи;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ФОРМА КОНТРОЛЯ | ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВИДА ДЕЯТ-ТИ |
1 | Повторение пройденного в 5-9 классах | 1 | тест | Лекция с элементами беседы |
2 | Язык и письмо | 1 | с/р | Урок- семинар. Создание опорного конспекта, СЛС (структурно логической схемы) |
3 | Орфография | 31 | Тест, с/р, к/д | Урок- практикум: орфографический анализ слова, создание опорного конспекта, составление таблиц, схем. |
4 | Повторение и систематизация пройденного | 1 | Тест | Урок- практикум |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
ДАТА | № п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
План. | Факт. |
| | 1 | Повторение пройденного в 5-9 классах | 1 | Тест |
| | 2 | Язык и письмо | 1 | с/р |
| | | Орфография | 31 | |
| | 3-4 | Принципы русской орфографии | 2 | |
| | 5 | Единица русской орфографии | 1 | |
| | 6-7 | Типы и виды орфограмм | 2 | с/р |
| | 8 | Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки | 1 | |
| | 9 | Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и в корнях слов | 1 | |
| | 10 | Чередующиеся гласные в корнях слов | 1 | Тест |
| | 11 | Орфограммы в приставках на з(с) и пре- при- | 1 | Тест |
| | | Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и Ц | 3 | к/д |
| | 12 | Гласные после и Ц в корнях слов | 1 | |
| | 13 | Гласные после и Ц в суффиксах разных частей речи | 1 | |
| | 14 | Гласные после и Ц в окончаниях слов | 1 | |
| | | Одна и две буквы Н в корнях и в суффиксах слов | 2 | Тест |
| | 15 | Одна и две буквы Н в корнях слов | 1 | |
| | 16 | Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи | 1 | Тест |
| | | Орфограммы-гласные буквы в окончаниях склоняемых слов | 3 | Тест |
| | 17 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | |
| | 18 | Правописание окончаний имен прилагательных, причастий | 1 | |
| | 19 | Правописание окончаний имен числительных | 1 | Тест |
| | | Орфограммы- гласные буквы в окончаниях глаголов | | |
| | 20 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. –тся и –ться в глаголах | 1 | |
| | 21 | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения | 1 | |
| | 22 | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | к/д |
| | 23-24 | Буквы О и А на конце наречий | 2 | |
| | 25-26 | Употребление Ъ и Ь знаков (не после шипящих) | 2 | |
| | 27-28 | Употребление Ь знака после шипящих на конце слов и в стечении согласных | 1 | Тест |
| | 29 | Дефисные написания в разных частях речи и между словами | 1 | Тест |
| | | Слитные и раздельные написания в разных частях речи | | |
| | 30 | Слитные и раздельные написания в сложных словах самостоятельных частей речи | 1 | с/р |
| | 31 | Слитные и раздельные написания в служебных словах | 1 | |
| | 32 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 1 | Тест |
| | 33 | Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 | Тест |
| | 34 | Повторение и систематизация пройденного | 1 | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Тема 1. Повторение пройденного в 5-9 классах.
Единицы языка. Слово и предложение. Предложение, его строение. Пунктуация в предложении. Предложение и текст. (1 час)
Тема 2. Язык и письмо.
Две формы существования русского языка (устная и письменная). Русское письмо и русская орфография. Правописная и речевая грамотность. Русская орфография в историческом развитии. (1 час)
Тема 3. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Части речи. Орфограммы. Гласные и согласные буквы-орфограммы в разных морфемах. Слитные и раздельные написания в разных частях речи. Правила переноса. (31 час)
Тема 4. Повторение и систематизация пройденного. (1 час)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
11 класс
Тема 1. Повторение пройденного в 10 классе.
Единицы языка. Разделы и принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическая ошибка. Виды орфограмм. Условия выбора орфограмм. Орфографическое правило. (1 час)
Тема 2. Пунктуация.
Назначение пунктуации. Единица русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Условия выбора знаков препинания. Знаки завершения, разделения, выделения. (24 часа)
Тема 3. Культура речи.
Выбор языковых средств. Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Виды языковых ошибок. Словари правильности русской речи. ( 7 часов)
Тема 4. Повторение и систематизация пройденного. (1 час)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. М.: Айрис – пресс, 2008
2.Баранов М.Т. Русский язык в 10-11 классах. Программно- методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001
3. Вакурова О.Ф. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык/ О.Ф. Вакурова и др. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2004
4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2000
5.Ефремов Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Рус.яз., 1993
6.Петкевич Л.А. Грамматика русского языка для старших классов. – Мн: полиграфмаркет, 1998
7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 2001
8. Цыбулько И.П. и др.ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2008
7