Д е сятое марта
Кла сс ная р а бота
Внимательно слушайте –
И всё услышите!
Внимательно смотрите –
И всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же слову
Перечислительная интонация
Два и более слов
Однородные члены предложения
Разделяются запятыми
Подлежащее, сказуемое
Соединяются союзами И, А, НО
второстепенные члены
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения
- О и О.
- О, О.
- О, а О. (могут употребляться союзы но, если, да )
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Рассмотрите схему и скажите что нового вы узнали сегодня на уроке, а что уже знали.
Выведение алгоритма постановки запятой.
1. Убеждаюсь в том , что…….
есть однородные члены
2. Смотрю, как соединены……..
с помощью союзов или без
3. Если……, то…..
нет ставим запятые между
однородными членами
4. Если……, то…..
есть перед союзами А, НО запятая ставится,
если союз И то смотрю он одиночный или повторяющийся
5. Проверяю написанное.
Сравнение с учебником. Что же необходимо сделать чтобы правильно поставить запятую в предложении с однородными членами предложения. Дети называют и добавляют пункты алгоритма. Сравните алгоритм с алгоритмом в учебнике на стр. 160.
Тема урока:
Использование в речи предложений с однородными членами.
Употребление краткого и полного прилагательного:
Она была красивая и счастлива .
Она была красива и счастлива .
Она была красивая и счастливая .
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши.
В корзине лежали фрукты: яблоки, груши.
Недопустимо употребление слов, логически несовместимых, в качестве ОЧ:
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами .
Отъезжающие радостно шли с сумками .
Необходимо правильно употреблять двойные союзы:
Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей.
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО ужасно, А И вызывающе.
Настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателей , НО И для читателей .
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО ужасно , НО И вызывающе .
Нельзя употреблять один предлог для ОЧ, один из которых управляет при помощи другого предлога:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах.
Народ был повсюду: НА улицах, площадях , В скверах .
ОЧ должны стоять в том же падеже, обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.
На конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове.
Неверно, если ОЧ – сущ. и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом.
Я люблю чтение, музыку и занятия спортом.
Нельзя соединять союзами прич. оборот и придаточное определительное:
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела , запомнилась всем.
тпо с.61 Упр.490
тпо с.58 Упр.485
тпо с.61 Упр.489
Итог урока
Мне удалось …
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за…
Домашнее задание :
тпо с.61-62 Упр. 491 (задания по тпо; выполнить синтаксический разбор одно из предложений) + 20сл.сл.