Лицей № 419 Симахина Л.Б.
Русский язык как проводник толерантности.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
………………………………
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
А.Яшин.
Это стихотворение А.Яшина заставляет задуматься и поразмышлять о проблеме толерантности.
Слово «толерантность» недавно вошло в наш лексикон. Это терпимость к иному, понимание и понятие того, что мир населяют народы и их национальные особенности, культура, религия достойны уважения. Толерантность - норма гражданского общества, которое ни в одной стране однородным по национальности не бывает. Значит, надо учиться жить вместе, не скатываться до ксенофобии. Культуры должны вступать в диалог.
Школа – важнейший институт формирования культуры межнациональных отношений в обществе, толерантности. По данным Комиссии ООН по народонаселению и развитию Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов. В 2007 году на миграционный учет в РФ было поставлено 8 миллионов иностранных граждан, что в два раза больше, чем в 2006 году. В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами возникают школы, где в одном классе учатся дети разных национальностей. Эти дети, как правило, недостаточно хорошо или очень плохо владеют русским языком, слабо адаптированы к новой социальной, культурной среде.
Русский язык занимает особое место в системе образования. В школе он призван способствовать достижению целей: формированию уважения к людям, готовности к межкультурной коммуникации, межличностному общению, толерантности, знакомству с культурой русского народа.
В современном мире русский язык выполняет важные социальные функции. Он является национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и ближайшего зарубежья.
На русском языке созданы выдающиеся художественные произведения мирового значения.
Большое значение имеет и степень распространения русского языка. По подсчетам специалистов сегодня в мире на русском языке говорят 420-460 миллионов человек, что составляет 7,75% населения Земли. В это число входят 143,5 миллионов жителей России.1
Наше государство многое сейчас делает для усиления роли русского языка как одного из языков европейского и мирового значения, как проводника толерантности.
Проводятся различные конкурсы, олимпиады на знание русского языка. Так в октябре 2011 года в АППО Санкт- Петербурга была проведена международная олимпиада для стран СНГ. Я входила в состав олимпиадного жюри. Эта олимпиада показала, что дети из стран СНГ знают, любят и хотят общаться на русском языке.
Федеральный закон «О государственном языке РФ» обязывает обеспечить «получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Выполнение данного закона должно способствовать гармонизации межнациональных отношений в школьных коллективах и решению вопросов создания толерантной среды в регионах РФ.
В нашем лицее по толерантности проводится большая, кропотливая работа. Применяются различные методы и приемы. Прежде всего метод убеждения.
Чтобы научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее, в нашем лицее каждый учебный год проводится Неделя толерантности. В рамках этой программы проводится «Фестиваль русского языка», где дети показывают свои знания по русскому языку, ставят сценки на знание русских традиций.
В системе проводятся классные часы. Учителя русского языка и литературы на своих уроках используют художественные произведения, где говорится о героях, проявляющих чувство милосердия к другим. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
Учителя истории делают акцент на историю, культуру разных народов. Проводятся экскурсии в Эрмитаж. В залах музея представлены разные культуры. Можно увидеть скифское золото, тут же посмотреть Матисса, Рембрандта.
Мы разные, но мы похожи! Мы - вместе.
Чтобы погасить проявление межнациональной вражды, необходимо создавать условия психологического комфорта при обучении русскому языку: проводить занятия в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, давать образцы русской речевой культуры общения. Ведь толерантность проявляется и в различных формах вежливости, являющейся ядром толерантности. Эти слова мы не должны забывать.
« Извините и простите. Разрешите. Пожалуйста. Спасибо. Добрый день и доброе утро.
До свидания»
В заключение хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которым рекомендую заканчивать любое занятие по воспитанию толерантности:
Андрей Усачев
« Гном и звезда»
У речки стоял удивительный домик,
В том домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном,
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший гном,
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
1 См. : Современный русский литературный язык. / Учебник под редакцией В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003. С.8/
3