СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык как проводник толерантности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык занимает особое место в системе образования. В школе он призван способствовать достижению целей: формированию уважения к людям, готовности к межкультурной коммуникации, межличностному общению, толерантности, знакомству с культурой русского народа.

            В современном мире

Просмотр содержимого документа
«Русский язык как проводник толерантности.»

Лицей № 419 Симахина Л.Б.

Русский язык как проводник толерантности.



Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

………………………………

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

А.Яшин.



Это стихотворение А.Яшина заставляет задуматься и поразмышлять о проблеме толерантности.

Слово «толерантность» недавно вошло в наш лексикон. Это терпимость к иному, понимание и понятие того, что мир населяют народы и их национальные особенности, культура, религия достойны уважения. Толерантность - норма гражданского общества, которое ни в одной стране однородным по национальности не бывает. Значит, надо учиться жить вместе, не скатываться до ксенофобии. Культуры должны вступать в диалог.

Школа – важнейший институт формирования культуры межнациональных отношений в обществе, толерантности. По данным Комиссии ООН по народонаселению и развитию Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов. В 2007 году на миграционный учет в РФ было поставлено 8 миллионов иностранных граждан, что в два раза больше, чем в 2006 году. В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами возникают школы, где в одном классе учатся дети разных национальностей. Эти дети, как правило, недостаточно хорошо или очень плохо владеют русским языком, слабо адаптированы к новой социальной, культурной среде.

Русский язык занимает особое место в системе образования. В школе он призван способствовать достижению целей: формированию уважения к людям, готовности к межкультурной коммуникации, межличностному общению, толерантности, знакомству с культурой русского народа.

В современном мире русский язык выполняет важные социальные функции. Он является национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и ближайшего зарубежья.

На русском языке созданы выдающиеся художественные произведения мирового значения.

Большое значение имеет и степень распространения русского языка. По подсчетам специалистов сегодня в мире на русском языке говорят 420-460 миллионов человек, что составляет 7,75% населения Земли. В это число входят 143,5 миллионов жителей России.1

Наше государство многое сейчас делает для усиления роли русского языка как одного из языков европейского и мирового значения, как проводника толерантности.

Проводятся различные конкурсы, олимпиады на знание русского языка. Так в октябре 2011 года в АППО Санкт- Петербурга была проведена международная олимпиада для стран СНГ. Я входила в состав олимпиадного жюри. Эта олимпиада показала, что дети из стран СНГ знают, любят и хотят общаться на русском языке.

Федеральный закон «О государственном языке РФ» обязывает обеспечить «получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Выполнение данного закона должно способствовать гармонизации межнациональных отношений в школьных коллективах и решению вопросов создания толерантной среды в регионах РФ.

В нашем лицее по толерантности проводится большая, кропотливая работа. Применяются различные методы и приемы. Прежде всего метод убеждения.

Чтобы научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее, в нашем лицее каждый учебный год проводится Неделя толерантности. В рамках этой программы проводится «Фестиваль русского языка», где дети показывают свои знания по русскому языку, ставят сценки на знание русских традиций.

В системе проводятся классные часы. Учителя русского языка и литературы на своих уроках используют художественные произведения, где говорится о героях, проявляющих чувство милосердия к другим. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.

Учителя истории делают акцент на историю, культуру разных народов. Проводятся экскурсии в Эрмитаж. В залах музея представлены разные культуры. Можно увидеть скифское золото, тут же посмотреть Матисса, Рембрандта.

Мы разные, но мы похожи! Мы - вместе.

Чтобы погасить проявление межнациональной вражды, необходимо создавать условия психологического комфорта при обучении русскому языку: проводить занятия в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, давать образцы русской речевой культуры общения. Ведь толерантность проявляется и в различных формах вежливости, являющейся ядром толерантности. Эти слова мы не должны забывать.

« Извините и простите. Разрешите. Пожалуйста. Спасибо. Добрый день и доброе утро.

До свидания»

В заключение хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которым рекомендую заканчивать любое занятие по воспитанию толерантности:


Андрей Усачев

« Гном и звезда»

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик,

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.


Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

- Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом,

Живёт в этом доме обычнейший гном,

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.













1 См. : Современный русский литературный язык. / Учебник под редакцией В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003. С.8/

3