СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык как развивающееся явление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать у учащихся интерес к уроку мне помогает новое слово,понятие,образ,,которые расширяют активный словарь,кругозор,прививают любовь к родному слову.Именно работа со словарем  является  неюбходимым злементом на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык как развивающееся явление.»

Тема .Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Цели: формировать представление о русском языке как развивающемся явлении;

показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения;

прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову

Ход урока

I Оргмомент.

Работа со словарем: кластер,логика

1.Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Построение:

1 уровень - ключевое понятие,

2 уровень - понятия, раскрывающие смысл ключевого,

3 уровень – детализация понятий

Пример: семья

Составить графическую справку о своей семье.

2.Логика(от греч. logos  слово, понятие, рассуждение, разум). 1.Наука о законах и формах мышления.

2. Ход рассу­ждений, умозаключений.

3. Внутренняя закономерность.

Запись предложений

II Актуализация знаний

Учебник (авторы, форзацы, условные обозначения, шрифт)

III Работа над темой урока

1. Эпиграф.

Язык живёт вместе с народом.

В.Г.Белинский

Эпиграф - предпосланный произведению или его части текст, которым автор поясняет, выражает свой замысел, свою цель, ведущую идею. Помещается в верхнем правом углу. В кавычки эпиграф не заключают, так как он выделен самим положением. (Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.).

- Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.

2.Беседа

- Что такое язык?

- Сколько существует языков?

3.Работа с учебником.

В мире насчитывается примерно 3000 языков. Цифра неточная, так как не всегда ясно, что перед нами – два разных языка или наречия одного. Языки, произошедшие от общих предков, являются родственными. Выделяют несколько языковых семей, самая большая из них – индоевропейская. В эту семью входит славянская группа. До V-VI в. нашей эры был один общеславянский язык, затем он распался на много разных языков, которые и образовали эту славянскую группу.

А) Читаем текст упражнения 1 и заполняем таблицу.

Славянская группа

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

Южнославянские языки

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий


Болгарский

Сербскохорвацкий

Словенский

Македонский




Б) Работаем с упражнением 2 по заданию.

- Почему славянские языки называют родственными?

(Родство языков проявляется в звучании, общности корней, суффиксов, приставок, грамматических значений и форм).

Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

ночь

нiч

ноч

голова

голова

галава

сон

сон

сон

день

день

дзень

4. Лекция с элементами беседы.

Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро про­исходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении че­ловеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.

Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках суще­ствующих. Многие вполне современные слова таят в себе древне­греческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...

Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык ос­воил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод,интернет в русском языке не было. Это заимствованные слова. Они появились совсем недавно вместе с новыми явлениями нашей жизни. Такие слова называются неологизмами.

Неологизм –( греч., от neos «новый», и logos «слово») новые слова, входящих во всеобщее употребление.

- Какие еще новые слова вам известны?(дискета, флешка и т.д.)

- Как вы думаете, почему появились неологизмы? (Образуются новые явления, появляется необходимость дать этим явлениям название).

Новые слова часто с трудом приживаются в русском языке. Например, когда –то слово «промышленность» и «общество» были неологизмами. Их ввел в язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань» и «матрос», они вошли в употребление при Петре I.

Жизнь меняется, а значит и исчезают понятия, бытовавшие прежде

- . Кто знает, что такое отрок,зело,сей?

- Как называются слова, вышедшие из употребления, устаревшие? (Архаизмы – греч. archaismos, от archaios старый, древний).

Вывод: Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменения участвует каждый говорящий на русском языке. Поэтому от нас зависит, каким будет наш родной язык.

-Что необходимо для того, чтобы сберечь язык, сохранить его красоту и величие? (говорить правильно, соблюдать литературные нормы).

Литературная норма-норма, определяющая образцовое употребление языковых средств.

5.Чтение статьи на стр.3

- Найдите значение слов ФАКС и МОДЕМ в толковом словаре учебника и составьте с ними словосочетания или предложения

6.Записать текст, объяснить орфограммы. Объяснить лексическое значение слов (по выбору).

Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением.Только в суете быта люди (не) зам..чают пр..шельцев.

7.Творческая минутка

- Составить синквейн на тему «Язык»

Язык

Свободный, могучий

Учит, живёт, изменяется

Язык и народ едины

Семья

IV Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

— Как вы считаете, нужно ли оберегать и сохранять

устаревшие и диалектные слова? Как это можно сделать?

(История языка является частью истории народа. Нужно

создавать словари, в которых сохранены слова, вышедшие

из обихода сами по себе, и слова, прекратившие существо-

вание вместе с обозначаемыми предметами и явлениями.)



Домашнее задание Составить кластер и синквейн на лингвистическую тему,выполнить упр.4,6(устно)



































































.