СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Культура речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит тест по теме "Морфология" и материалы к уроку "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Просмотр содержимого презентации
«Культура речи»

Подумайте!

Подумайте!

  • Как называется раздел языка, который изучает части речи и их признаки?
  • На какие группы делятся все части речи в русском языке?
  • Назовите все самостоятельные части речи.
  • Назовите все служебные части речи.
  • Назовите особые части речи.
  • Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
  • Как определить, к какой части речи относится слово?
Кто быстрее? Пример/ слово Вопрос ? Общее значение Кто? Что? ? Часть речи Предмет ? Райский Какой? ? Действие предмета ? НЕ Сколько? Глагол  ? ? Количество ? ? ? Частица

Кто быстрее?

Пример/

слово

Вопрос

?

Общее значение

Кто? Что?

?

Часть речи

Предмет

?

Райский

Какой?

?

Действие предмета

?

НЕ

Сколько?

Глагол

?

?

Количество

?

?

?

Частица

Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ слова?

Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ слова?

  • Морфологические признаки – это признаки слова как части речи.
Морфологические признаки слов непостоянные – те, которые меняются постоянные – те, которые НЕ меняются

Морфологические признаки слов

непостоянные – те, которые меняются

постоянные – те, которые НЕ меняются

К каким частям речи относятся эти морфологические признаки?

К каким частям речи относятся эти морфологические признаки?

  • Род
  • Склонение
  • Число
  • Падеж
  • Спряжение …
Тест  по разделу «Морфология»

Тест по разделу «Морфология»

1. Выпишите «третье лишнее», коротко запишите пояснение

1. Выпишите «третье лишнее», коротко запишите пояснение

  • Существительное
  • Сказуемое
  • Частица
2. Морфология – это…

2. Морфология – это…

  • раздел лингвистики, который изучает строение слова.
  • раздел лингвистики, который изучает правописание слов.
  • раздел лингвистики, который изучает части речи и их признаки.
  • раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
3. Укажите ошибку, ответ запишите цифрой: К самостоятельным частям речи относятся:

3. Укажите ошибку, ответ запишите цифрой:

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Местоимение
  • Существительное
  • Числительное
  • Союз
  • Прилагательное
  • Наречие
4. К служебным частям речи относятся:

4. К служебным частям речи относятся:

  • Союз
  • Предлог
  • Наречие
  • Числительное
  • Частица
  • Подлежащее
  • Окончание
Самостоятельные части речи являются основным материалом для построения предложения. Служебные части речи НЕ отвечают на вопросы и НЕ являются членами предложения. Служебные части речи имеют самостоятельное лексическое значение. Служебные части речи имеют НЕПОСТОЯННЫЕ морфологические признаки. Служебные части речи могут использоваться БЕЗ самостоятельных.
  • Самостоятельные части речи являются основным материалом для построения предложения.
  • Служебные части речи НЕ отвечают на вопросы и НЕ являются членами предложения.
  • Служебные части речи имеют самостоятельное лексическое значение.
  • Служебные части речи имеют НЕПОСТОЯННЫЕ морфологические признаки.
  • Служебные части речи могут использоваться БЕЗ самостоятельных.

5. Укажите НЕверные суждения

Проверьте себя!

Проверьте себя!

  • Сказуемое – это главный член предложения.
  • - 3
  • - 4
  • - 1, 2, 5
  • - 3, 4, 5
КУЛЬТУРА РЕЧИ Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.     А.Н.Толстой

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н.Толстой

Что же такое культура речи?     Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “ Культура речи ” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Что же такое культура речи?

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “ Культура речи ” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

КУЛЬТУРА РЕЧИ – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского литературного языка: орфоэпические орфографические пунктуационные грамматические лексические нормы построения текста

КУЛЬТУРА РЕЧИ – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского литературного языка:

  • орфоэпические
  • орфографические
  • пунктуационные
  • грамматические
  • лексические
  • нормы построения текста

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ    устанавливают правила словесного     ударения и правильного      произношения звуков в словах т о рты (правильно) – торт ы (неправильно) щав е ль (правильно) – щ а вель (неправильно) ш а рфы (правильно) – шарф ы (неправильно) коне[ ш ]но (правильно) – коне[ч]но(неправильно)

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах

т о рты (правильно) – торт ы (неправильно)

щав е ль (правильно) – щ а вель (неправильно)

ш а рфы (правильно) – шарф ы (неправильно)

коне[ ш ]но (правильно) – коне[ч]но(неправильно)

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ     регулируют правильное написание    слов разр я дить (батарейку) – разр е дить (посевы) сп и ши (текст) – сп е ши (домой) пол а скать (кошечку) – пол о скать (бельё) (сочный) пло д – (деревянный) пло т прож и вать (в селе) – прож е вать (корку хлеба)

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ

регулируют правильное написание слов

разр я дить (батарейку) – разр е дить (посевы)

сп и ши (текст) – сп е ши (домой)

пол а скать (кошечку) – пол о скать (бельё)

(сочный) пло д – (деревянный) пло т

прож и вать (в селе) – прож е вать (корку хлеба)

ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ  регулируют правила постановки знаков препинания  Казнить , нельзя помиловать ? или ? Казнить нельзя , помиловать

ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ

регулируют правила постановки знаков препинания

Казнить , нельзя помиловать

? или ?

Казнить нельзя , помиловать

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ  устанавливают правила образования форм слова, словосочетаний и предложений  много чулок – много чулков лучшая подруга – лучшайшая подруга оплатить проезд – оплатить за проезд Ребятня катается с горки. – Ребятня катаются с горки.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

устанавливают правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

много чулок – много чулков

лучшая подруга – лучшайшая подруга

оплатить проезд – оплатить за проезд

Ребятня катается с горки. – Ребятня катаются с горки.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ  регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками низкие цены – дешевые цены закадычный друг - закадычный враг

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками

низкие цены – дешевые цены

закадычный друг - закадычный враг

Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог…  Л.Н.Толстой

Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог…

Л.Н.Толстой

НОРМЫ  ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА     - это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного текста  Прогремел гром, сверкнула молния. – Сверкнула молния, ударил гром.

НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА

- это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного текста

Прогремел гром, сверкнула молния. –

Сверкнула молния, ударил гром.

ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный …  катал`ог

ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …

катал`ог

ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, А называется всё …  алфав`ит

ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется всё …

алфав`ит

Весёлый урок  Извлекаем уроки на весёлом уроке!

Весёлый урок

Извлекаем уроки на весёлом уроке!

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ, КАКОЙ ТЕМОЙ ОНИ ОБЪЕДИНЕНЫ  Вы… Это самое… Того… Когда Вы говорите, То, Значит, Это… Как его… Ну, В общем, Не тяните. Вот, между прочим, Так сказать, Что мне хотелось Вам сказать. (А.Шибаев)  Жил-был этот, как его, Ну и значит, и того, Жил он, это самое, Со своею мамою. Был еще один чудак Это, в общем, значит, так, И его любимый зять. Звали зятя так сказать. (Э.Мошковская)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ, КАКОЙ ТЕМОЙ ОНИ ОБЪЕДИНЕНЫ

Вы…

Это самое…

Того…

Когда

Вы говорите,

То,

Значит,

Это…

Как его…

Ну,

В общем,

Не тяните.

Вот, между прочим,

Так сказать,

Что мне хотелось

Вам сказать. (А.Шибаев)

Жил-был этот, как его,

Ну и значит, и того,

Жил он, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

(Э.Мошковская)

Спасибо за работу! Домашнее задание:

Спасибо за работу!

Домашнее задание:

  • Упражнение 213 (пис.)
  • Упр. 212, 215, 216, 218 (в карандаше!)
  • Готовимся к С.Д. № 8 (упр. 228)