Подумайте!
- Как называется раздел языка, который изучает части речи и их признаки?
- На какие группы делятся все части речи в русском языке?
- Назовите все самостоятельные части речи.
- Назовите все служебные части речи.
- Назовите особые части речи.
- Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
- Как определить, к какой части речи относится слово?
Кто быстрее?
Пример/
слово
Вопрос
?
Общее значение
Кто? Что?
?
Часть речи
Предмет
?
Райский
Какой?
?
Действие предмета
?
НЕ
Сколько?
Глагол
?
?
Количество
?
?
?
Частица
Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ слова?
- Морфологические признаки – это признаки слова как части речи.
Морфологические признаки слов
непостоянные – те, которые меняются
постоянные – те, которые НЕ меняются
К каким частям речи относятся эти морфологические признаки?
- Род
- Склонение
- Число
- Падеж
- Спряжение …
Тест по разделу «Морфология»
1. Выпишите «третье лишнее», коротко запишите пояснение
- Существительное
- Сказуемое
- Частица
2. Морфология – это…
- раздел лингвистики, который изучает строение слова.
- раздел лингвистики, который изучает правописание слов.
- раздел лингвистики, который изучает части речи и их признаки.
- раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
3. Укажите ошибку, ответ запишите цифрой:
К самостоятельным частям речи относятся:
- Местоимение
- Существительное
- Числительное
- Союз
- Прилагательное
- Наречие
4. К служебным частям речи относятся:
- Союз
- Предлог
- Наречие
- Числительное
- Частица
- Подлежащее
- Окончание
- Самостоятельные части речи являются основным материалом для построения предложения.
- Служебные части речи НЕ отвечают на вопросы и НЕ являются членами предложения.
- Служебные части речи имеют самостоятельное лексическое значение.
- Служебные части речи имеют НЕПОСТОЯННЫЕ морфологические признаки.
- Служебные части речи могут использоваться БЕЗ самостоятельных.
5. Укажите НЕверные суждения
Проверьте себя!
- Сказуемое – это главный член предложения.
- - 3
- - 4
- - 1, 2, 5
- - 3, 4, 5
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н.Толстой
Что же такое культура речи?
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “ Культура речи ” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского литературного языка:
- орфоэпические
- орфографические
- пунктуационные
- грамматические
- лексические
- нормы построения текста
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах
т о рты (правильно) – торт ы (неправильно)
щав е ль (правильно) – щ а вель (неправильно)
ш а рфы (правильно) – шарф ы (неправильно)
коне[ ш ]но (правильно) – коне[ч]но(неправильно)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
регулируют правильное написание слов
разр я дить (батарейку) – разр е дить (посевы)
сп и ши (текст) – сп е ши (домой)
пол а скать (кошечку) – пол о скать (бельё)
(сочный) пло д – (деревянный) пло т
прож и вать (в селе) – прож е вать (корку хлеба)
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
регулируют правила постановки знаков препинания
Казнить , нельзя помиловать
? или ?
Казнить нельзя , помиловать
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
устанавливают правила образования форм слова, словосочетаний и предложений
много чулок – много чулков
лучшая подруга – лучшайшая подруга
оплатить проезд – оплатить за проезд
Ребятня катается с горки. – Ребятня катаются с горки.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками
низкие цены – дешевые цены
закадычный друг - закадычный враг
Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог…
Л.Н.Толстой
НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА
- это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного текста
Прогремел гром, сверкнула молния. –
Сверкнула молния, ударил гром.
ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …
катал`ог
ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё …
алфав`ит
Весёлый урок
Извлекаем уроки на весёлом уроке!
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ, КАКОЙ ТЕМОЙ ОНИ ОБЪЕДИНЕНЫ
Вы…
Это самое…
Того…
Когда
Вы говорите,
То,
Значит,
Это…
Как его…
Ну,
В общем,
Не тяните.
Вот, между прочим,
Так сказать,
Что мне хотелось
Вам сказать. (А.Шибаев)
Жил-был этот, как его,
Ну и значит, и того,
Жил он, это самое,
Со своею мамою.
Был еще один чудак
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
(Э.Мошковская)
Спасибо за работу!
Домашнее задание:
- Упражнение 213 (пис.)
- Упр. 212, 215, 216, 218 (в карандаше!)
- Готовимся к С.Д. № 8 (упр. 228)