Этап | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности | Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, садитесь. Меня зовут Любовь Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Проверяю правильную посадку учащихся) - Проверьте свою готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка, линейка, карандаш, светофоры). | Слушают. Настраиваются на урок. |
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового и решение проблемной ситуации | Минутка чистописания. Повторения правила написания слов с непроизносимыми согласными. - Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Давайте, перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки. -Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. – Начнём наш урок с чистописания. - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение. Есть необычная страна, Которой не найдёшь на карте, Для нас доступна будет лишь она Вот здесь на нашей парте. И путешествовать в неё Отправимся мы снова, А называется она Страна царя Глагола. - Обратите внимание на доску, аккуратно и красиво напишите цепочку состоящую из окончаний глаголов ешь, ишь. Напишите эту цепочку до конца строки, чередуя. - Молодцы! Работа в парах. - Сейчас работа в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? - На ваших партах лежат карточки со словами, в них слова. Напишем, нарисуем, споёт, гуляю, поиграешь, пишем, поставят, рисуешь, приду, играют, читаете, смеётся, сходите. - Давайте прочитаем вместе эти словаю. - Вам нужно разделить глаголы на две группы. - Ребята, какой признак вы возьмёте за основу? - Разделим тетрадь на два столбика. В первом столбике будем писать с вами глаголы настоящего времени, а во второй глаголы будущего времени. - кто прочитает слова 1 группы? - какого времени эти глаголы? докажите - Сейчас прочитайте 2 группу слов. - какого времени эти глаголы? докажите | - с минутки чистописания Отвечают. - Время. - Гуляю, пишем, рисуешь, играют, читаете, смеётся. - Настоящего времени. Напишем, нарисуем, споёт, поиграешь, поставят, приду, сходите. - Будущего времени. |
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | - Что мы изучали на прошлом урок? - Как называется изменение глаголов по числам и лицам, это что? У каких глаголов вы уже научились определять число и лицо? Кто догадался, у каких глаголов мы будет учиться определять лицо и число сегодня? - Так значит какая тема нашего урока? - На доске вы видите незаконченные предложения, это задачи на наш сегодняшний урок. Вам необходимо закончить эти предложения Итак, сегодня на уроке вы узнаете, как они образуется; научитесь спрягать глаголы в будущем времени. | - Изменение глаголов по числам и лицам в настоящем времени. - Нет. - Спряжение. - Спряжение глаголов в будущем времени. - Научиться спрягать глаголы будущего времени. Задачи: - узнать, как образуются глаголы… (в будущем времени) - научиться спрягать… (глаголы в будущем времени) |
4. «Открытие» новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий | Наблюдение над языковым понятием и его анализ - Сейчас откройте учебник на странице 89 и рассмотрите таблицу спряжения глаголов в будущем времени. - Посмотрите на глаголы в будущем времени по таблице. - Сколько колонок в таблице? - Что в первой колонке? Прочитайте глаголы 1 л. ед.ч. Какие у них окончания? И т.д. Могут ли они изменяться по лицам и числам? Что при этом меняется у глагола? - На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? Прочитаем только глагол со вспомогательным словом буду. 1 л. ед.ч. - Я буду приносить И т.д. Какое слово у этого глагола меняется при спряжении? - Какую орфограмму вы заметили у глаголов во 2-ом лице ед.ч? - Сравните спряжение глаголов в настоящем времени и в будущем. - Сделайте вывод: какие окончания при спряжении имеют глаголы в настоящем и будущем времени. одинаковые Самостоятельное формулирование определения Итак, что вы узнали про глаголы будущего времени? Как определить лицо и число глагола буд. вр.? Анализ определения. Сравним наши выводы с выводами в учебнике - Прочитайте совет Совёнка - Будущее время каких глаголов образуется с помощью глагола быть? - Прочитайте правило дальше. - Давайте проверим, как вы поняли нашу тему. Работа у доски: - Поработаем с упражнением 145. Про себя прочитайте задание. Что нужно сделать? - Объясните, как вы образуете 1-е лицо будущего времени от глаголов неопределенной формы? - Посмотрите на образец: рисовать, нарисовать – (я что буду делать?) буду рисовать, (я что сделаю?) нарисую. - Приступайте к заданию. По очереди выходим к доске. Пока один пишет на доске, остальные записывают в тетрадь. | - две колонки. Ед.ч. и мн.ч. - глаголы в единственном числе - что сделаю? Что буду делать? - я, мы. - Окончания –у, -ём, -ем. - мягкий знак у глаголов после шипящих - Настоящее время: ед.ч:-у, -ешь, - ёшь, -ит, - ёт. мн.ч: -ём, -им, -ёте, -ите, -ут, -ат. - Будущее время: ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет. мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут. - Нужно изменить глаголы по образцу, поставить в форму 1л., ед.ч., буд. вр. И выделить окончания. Алгоритм рассуждения: Рисовать, нарисовать 1-е лицо ед.ч. местоимение «я» Подставляем местоимение и задаем вопрос Я (что буду делать?) буду рисовать Я (что сделаю?) нарисую - Петь, запеть – (я) буду петь, (я) запою. - Писать, написать – (я) буду писать, (я) напишу. - Шить, сшить – (я) буду шить, (я) сошью. - Читать, прочитать – (я) буду читать, (я) прочитаю. - Ехать, приехать – (я) буду ехать, (я) приеду. |
5. Физ. минутка | Предупреждение утомления и снижения работоспособности | Мы глаголы проспрягали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте) -Как бежишь? - Вот так! (Бег на месте) -Как летишь? - Вот так! (Руки в стороны) -Как плывёшь? - Вот так! (Руки в стороны) -Как сидишь? - Вот так! (Садятся на место) - Аккуратно садитесь. - Какие глаголы вы услышали в нашей физкультминутке? | Выполняют разминку. |
6. Первичное закрепление | Уметь использовать приобретённые знания при выполнении упражнений | Фронтальная работа. - Сейчас поиграем, поставьте глаголы в моих предложениях в будущее время и изобразите ситуацию с помощью мимики и жеста. Люди радуются – Ветер дует – Море волнуется – Зайка скачет – Снежинка кружится – Дети играют в снежки – Мальчик играет на трубе – Кот мяучит – - Молодцы! - Давайте еще немного потренируемся и выполним с вами задание на карточке. - У вас на столах лежат листочки, один на парту, переверните их. Вы будете работать в парах. - Вам нужно прочитать текст. Поставить глаголы начальной формы из скобок в форму будущего времени. Указать лицо, число глагола в будущем времени и выделить окончания. - Выполняйте задание на листочке. - Можете начинать. - Итак, давайте проверим. Кто прочитает нам первый глагол? Какое у него лицо, число и окончание? (так каждый глагол). - Что же у нас с вами получилось? Какое лицо у всех глаголов? - Молодцы, вы отлично поработали. | - Люди будут радоваться. - Ветер будет дуть. - Море будет волноваться. - Зайка будет скакать. - Снежинка будет кружиться. - Дети будут играть в снежки. - Мальчик будет играть на трубе. - Кот будет мяукать. Завтра строители (начать) копать котлован. Строители – мн.ч. Глагол начать тоже будет во мн.ч. Строители – они, 3 лицо, глагол начать будет тоже 3 лица. Они (что сделают?) начнут (мн.ч., окончание ут) - Экскаватор – он (3л) что сделает? придёт (ед.ч), зачерпнёт (3л, ед.ч). - Отвезёт (3л, ед.ч) - Сделают (3л. мн.ч) - все глаголы 3-его лица |
7. Самостоятельная работа | Формировать умение изменять глаголы по лицам и числам в будущем времени | - Ребята, на ваших партах лежит самостоятельная работа. В тексте вам нужно найти глаголы будущего времени и определить лицо и число, а также не забудьте выделить окончания. В новогоднюю ночь будут твориться чудеса. А что же будет делать лисица? Первый раз лиса посетит овсяное поле ночью, всё осмотрит, всё, что нужно узнает, прикинет, много ли здесь нынче мышиных норок. В первую же ночь и поохотится, раскопает два-три мышиных жилища, доберётся до их владельцев, а к утру снова убежит в лес – первый раз надо быть поосторожней. Это потом рыжая кумушка попривыкнет, убедится, что нет здесь никаких бед, и будет разгуливать по всему полю среди бела дня, охотясь за мышами. - Подпишите ваши работы и с последних парт на первые передайте эти листочки. - Ребята вы неплохо поработали. Наш урок подходит к концу и вам нужно вспомнить всё, чем занимались на уроке. | Слуховое восприятие. Выполняют самостоятельную работу. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Запишите д/з: страница 90, упражнение 146. Вам нужно списать текст, подчеркнуть главные члены предложения. Указать время, лицо и число глаголов. | - Ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет. - Мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут. - Научится спрягать глаголы в будущем времени. - Да, выполнили. Записывают д/з. |
9. Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности. | Обобщить полученные знания, организовать анализ и оценку качества работы на уроке, успешности достижения цели. | Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. - Что интересного было на уроке? - Чему научились? Что узнали? - Как спрягаются глаголы будущего времени? - Какие окончания имеют глаголы будущего времени в единственном числе? - Какие окончания имеют глаголы будущего времени во множественном числе? - Какую цель мы поставили вначале урока? - Выполнили ли мы её? - Сейчас мы узнаем все ли вам понравилось на уроке. - Давайте проанализируем вашу работу на уроке по следующему плану: Урок окончен, я довольна вашей работой - Молодцы! - Спасибо вам за урок! Вы хорошо работали на уроке. | - изменять глаголы в будущем времени по лицам и числам - по лицам и числам - Ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет. - Мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут. - Научится спрягать глаголы в будущем времени. - Да, выполнили. |