СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык – наш родной язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский народ богат своей историей, традициями и языком. То, что русский язык великий и богатый, признает весь мир. Наша же задача не растерять это сокровище.

 

Однако нельзя не признать того, что за последнее время русский язык претерпел значительные изменения. Сложные преобразования в государственной и общественной жизни особым образом повлияли на культуру в целом и на состояние русского языка.

Характеризуя современное состояние русского языка, отечественные филологи единодушны в том, что сейчас обнаруживается подчас довольно слабое владение нормами речепроизводства, люди не умеют пользоваться богатствами языка, веками накопленным общенациональным языковым потенциалом.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык – наш родной язык.»



Русский язык – наш родный язык.

Русский народ богат своей историей, традициями и языком. То, что русский язык великий и богатый, признает весь мир. Наша же задача не растерять это сокровище.

Однако нельзя не признать того, что за последнее время русский язык претерпел значительные изменения. Сложные преобразования в государственной и общественной жизни особым образом повлияли на культуру в целом и на состояние русского языка.

Характеризуя современное состояние русского языка, отечественные филологи единодушны в том, что сейчас обнаруживается подчас довольно слабое владение нормами речепроизводства, люди не умеют пользоваться богатствами языка, веками накопленным общенациональным языковым потенциалом.

И эта «усреднённость» языка проникает в публичную речь, вторгается в художественную литературу, публицистику. Язык СМИ также испытывает на себе влияние таких негативных явлений, как засорение канцеляризмами, не всегда уместными иноязычными заимствованиями, словесными штампами и даже нецензурными элементами. Поэтому не случайно в ряде научных публикаций и выступлений последних лет неоднократно звучал термин «экология языка».

Действительно, русский язык нуждается в защите. Проблема защиты языка очень остро встаёт сейчас, когда внимание к чистоте и правильности родного языка является явно недостаточным.

И поэтому роль школы в решении проблемы защиты языка оказывается особенно значительной. Учителю-словеснику нужно поставить перед собой сверхзадачу: формирование культуры правильной, чистой, образной речи школьников – и на каждом уроке делать хотя бы полшага к решению этой насущной проблемы. Ибо истинная культура молодого человека немыслима без её важнейшего элемента – культуры речи.

Интегративное обучение, осуществление личностно-ориентированного подхода, использование ИКТ позволяет учителю, опираясь на собственный опыт, выдумку, фантазию, и ученику в совместной деятельности раскрыть секреты языка, ощутить его стройную и гармоничную систему, приобщиться к искусству слова, почувствовать его эстетическую ценность и значимость, испытать свои силы в речевом творчестве.

Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. Связь между этими родственными дисциплинами развивает у ребят языковое чутье, вкус к хорошей, правильной речи.

При обучении русскому языку широко используются тексты художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций. Преподавателю словесности надо тщательно и любовно подбирать лексический материал для урока русского языка, заботиться о том, чтобы каждый пример содействовал воспитанию учащихся.

Главное – постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. А через понимание законов языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной речи. Но нельзя изучать грамматику русского языка, лексику, стилистику, фонетику в отрыве от окружающей действительности, от языковой жизни народа.

В русской речи последних лет увеличилось употребление заимствованных (главным образом, английских) слов. Хорошо это или плохо? Одним словом ответить нельзя. Во-первых, разные заимствования существенно отличаются друг от друга: одни из них могут быть необходимы, другие – нет. Во-вторых, многое зависит от стиля речи и цели их употребления. На уроках ученики делятся своими наблюдениями за речью окружающих, не всегда отвечающей нормам языка. Думая, рассуждая, споря, ребята сами приходят к выводу, что много в русском языке таких слов, которые поспешно вводятся в словарь, нарушая менталитет языка.

В конечном счёте, отношение к заимствованиям должно быть подсказано «истинным вкусом», который, говоря словами Пушкина, «состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

На мой взгляд, такие формы работы способствуют формированию национального самосознания, понятию того, что великий русский язык является национальной гордостью и святыней народа.

Вопросы культуры речи всегда особо волнуют учителя. Овладение учащимися нормами русского литературного языка является необходимым признаком культурной грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры. Важно, чтобы дети поняли, что часто достаточно услышать слова с неправильным ударением, чтобы составить определённое представление о речевой культуре человека. Древнегреческому философу Сократу приписывают афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, богатство речи определяется прежде всего полнотой мысли. На основании того, как мы владеем словом, люди судят не только о нашем общекультурном потенциале, но и о наших интеллектуальных возможностях.

Вот почему развитие речи, коммуникативной культуры учащихся – это задача не только учителя-словесника, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе, каждого предметника, не увлекающегося фронтальными опросами и тестами, а отдающего предпочтение монологическому ответу, докладу, выступлению; это глубокая интеграция предметов эстетического цикла: русского языка и литературы, истории, обществознания, иностранного языка. В наше неспокойное время, когда возрастает тревога за судьбу родного слова, особенно важно донести до молодого поколения, что родной язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии. Школе, учителю надо делать всё для того, чтобы дети усвоили, что русский язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры.

  Нужно сохранить этот великий дар. Говоря словами И.Бунина:

…Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Последуем же его призыву!

А нашим ученикам пусть захочется повторить за Анной Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!