Методическая цепочка «Учусь – учу»
Синтаксический анализ предложений текста. Это 2 тестовое задание ОГЭ-2020. Оно включает в себя следующие темы:
Грамматическая основа предложения.
Сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
Осложнѐнное простое предложение.
Сложное предложение (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное).
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).
Формулировка 2 задания ОГЭ:
2. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живѐм мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, – Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неѐ, они безжизненны.
Задание: Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
4) они безжизненны (предложение 5)
Для того чтобы успешно выполнить второе задание, нужно в обозначенных предложениях выделить грамматические основы и посмотреть совпадения с предложенными ответами. По сути, это бывшее восьмое задание, когда из предложенного предложения нужно было выписать грамматическую основу. Теперь, чтобы жизнь мѐдом не казалась, учащийся должен найти грамматическую основу в пяти предложенных предложениях.
-
Учу (уяснение)
Вопросник/… | Тема: Синтаксический анализ предложений текста | № темы по табло учета | № задания 2 ОГЭ |
Карточка-задание.
-
Вспомни, что называется грамматической основой? Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Черчу схему в тетради ученика.
Г
рамматическая основа
подлежащее сказуемое
-
В
спомни виды сказуемых. Корректирую ответ ученика и продолжаю чертить схему в его тетради.
Простое глагольное (ПГС) Составное глагольное (СГС) Составное именное(СИС)
-
Нередко мы неверно определяем границы составного глагольного или составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого видим только одну его часть. Это, безусловно, может привести к ошибке. Посмотри, о чем говорит тебе слово СОСТАВНЫЕ (сказуемые состоят из двух частей).
-
Из каких частей состоит СГС?
П
родолжаю дальше записывать схему:
СГС
С
ГС=вспомогательный глагол+инфинитив
Это глаголы: Некоторые прилагательные :
Продолжать Рад
Начать Должен
Закончить Вынужден
Перестать Способен
Бросить Готов
Мочь Обязан
Уметь
Хотеть
Желать
Пытаться
Научиться
Хотеть и другие
-
Иногда ученик вместо того, чтобы выписать оба глагола, выписывает только вспомогательный глагол и теряет балл на этом задании. Разберѐм, например, предложение:
Скоро ребята начнут готовиться к соревнованиям.
-
Выдели грамматическую основу в этом предложении.
-
О чем или о ком идет речь в предложении: о ребятах.
-
Ребята в именительном падеже: кто? что?
-
Задай вопрос к сказуемому. Что говорится о ребятах?
-
В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут». Почему? (Потому что оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «ребята». Да и звучит корявенько – «ребята начнут». Так и хочется спросить – чего начнут? Инфинитив «готовиться» выражает лексическое значение составного глагольного сказуемого, поэтому без него грамматическая основа предложения лишена смысла. Скоро ребята начнут готовиться к соревнованиям.).
-
Обрати внимание на инфинитив. В этом предложении инфинитив ведѐт себя безобидно. Он входит в состав составного глагольного сказуемого. Но инфинитив не так-то прост! Он может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью составного глагольного сказуемого, и определением, и обстоятельством, и дополнением. Запись в тетради: без инфинитива ГО (грамматическая основа) будет лишена смысла – я смогу, сестра хочет, Ньютон хотел, кот не может…
Тот же самый инфинитив может быть и другим членом предложения – дополнением или обстоятельством. Чтобы избежать ошибки, задай к нему вопрос.
Прошу (о чем?) говорить
Ездим (с какой целью?) собирать
Учил (чему?) ходить
-
Вспомни, почему составное сказуемое называется именным? Корректирую ответ учащегося (Именным сказуемое называется потому, что в его состав входит именная часть – имя существительное, имя прилагательное, причастие.). Из каких частей оно состоит?
Продолжаю записывать схему:
СИС
СИС = глагол-связка+именная часть
казаться, имя существительное
являться, имя прилагательное
служить, причастие
стать,
быть
В настоящем времени связка может быть нулевой
-
Самая распространѐнная ошибка – глагол-связку видим, именную часть – нет. Поэтому неверно определяем границы именного сказуемого. Как же верно определить эти границы? Тебя должны насторожить глаголы быть, казаться, являться,
служить, стать (записываю их в схему). Эти глаголы, как правило, требуют «продолжения» - именной части.
Примеры в тетрадь ученика:
Ночь была тихой и тѐплой. (Именная часть – имя прилагательное).
Вода служит хорошим проводником. (Именная часть – имя существительное).
Тетради были проверены. (Именная часть – краткое причастие).
Попробуй прочитать эти грамматические основы без именной части сказуемого – ночь была, тетради были, вода служит. Без именной части получается нелепица.
Вода служить никак не может – она же не солдат! Слова «служит» «проводником», объединившись в сказуемое, несут смысловую нагрузку вместе.
-
Подсказка!!!
П
ри разборе предложения нужно обратить внимание ещѐ на одну небольшую деталь, которая тоже может стать подсказкой. Тебе прекрасно известно, что имя прилагательное зависит от имени существительного. Догадки мои оказались (какими?) правильными. Догадки (какие?) правильные.
Если же, разбирая предложение, ты видишь, что к прилагательному задаѐтся вопрос от глагола, это будет именная часть сказуемого. Брат пришѐл домой весѐлый.Пришел (какой? веселый.
-
Глагол быть – великий актѐр! Он играет разные роли в разных предложениях. Вот он выступает в роли глагола-связки в составном сказуемом – глагольном или именном. А вот он – в роли простого глагольного сказуемого. Попробуем различить. Записываю последний элемент схемы в тетрадь ученика:
Быть
Глагол-связка в СИС в ПГС
Небо было пасмурным. Все лето я был в деревне.
(заменить не можем) (заменяем был=находился)
Буду с утра (=появлюсь).
II. Отработка
Работа в паре | Тема: Синтаксический анализ предложений текста | № темы по табло учета | № задания 1 |
Инструкция, как надо действовать в паре
-
Выполняйте задания по очереди, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ другому, опираясь на КОНСПЕКТ в своей тетради.
-
Слушающий напарник: слушай, задавай вопросы на понимание, указывай на ошибки, если таковые имеются.
-
Отвечающий напарник: отвечай на вопросы слушающего, исправляй ошибки.
2. Задания
Подчеркни грамматическую основу в предложениях:
Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.
Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке.
Я умолял его приехать в гости.
Подходы к заграждениям и окопам были заминированы.
Предположения сына оказались правильными.
Геленджик был тогда пыльным и жарким.
II. Отработка
Работа в паре | Тема: Синтаксический анализ предложений текста | № темы по табло учета | № задания 2 |
Инструкция, как надо действовать в паре
-
Слушающий напарник: слушай, задавай вопросы на понимание, указывай на ошибки, если таковые имеются.
-
Отвечающий напарник: отвечай на вопросы слушающего, исправляй ошибки.
2. Задания
Подчеркни грамматическую основу в предложениях:
Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.
С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.
Саша пришѐл узнать информацию об экзаменах.
После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.
Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые
Сильвио стал в меня прицеливаться.
IV. Отработка
Работаю один | Тема: Синтаксический анализ предложений текста | № темы по табло учета | № задания 3 |
Выполни задания в формате ОГЭ самостоятельно, проговаривая вслух алгоритм действий.
Задания:
1. Прочитайте текст.
(1) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. (2) В приметах заключено много точного знания и поэзии. (3) Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (4) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (5) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) приметы связаны (предложение 1)
2) заключено в приметах (предложение 2)
3) можно определѐнно сказать (предложение 3)
4) роса предсказывает (предложение 4)
5) она бывает (предложение 5)
2. Прочитайте текст.
(1)Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. (2)Иногда высокие камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. (3)По берегам растет белокрыльник. (4)Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы. (5)Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. (6)Если задеть рукой или
веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. (7)Розовый кипрей цветет невысокими стенами.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) запах смешан (предложение 1)
2)каналы перегораживают (предложение 2)
3) листья похожи (предложение 4)
4) задеть рукой (предложение 6)
5) кипрей цветет (предложение 7)
V-VI. Отработка
Работаю один/ВТ/Тренаж в паре | Тема: Синтаксический анализ предложений текста | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задания в формате ОГЭ самостоятельно, проговаривая про себя алгоритм действий.
Задания:
1. Прочитайте текст.
(1)Чуть не каждый день Анфиса ходила в городскую библиотеку менять книги. (2)Библиотека помещалась на главной улице городка, рядом с новым кино. (3)Она занимала нижний этаж кирпичного дома. (4) Здесь пахло чернилами. (5)Крашеные полы были тусклы, истерты. (6)На стене висели правила для посетителей и стенная газета, раскрашенная
цветными карандашами. (7)Все это наводило скуку, но впечатление это было обманчивым.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Анфиса ходила менять (предложение 1)
2)библиотека помещалась (предложение 2)
3) пахло чернилами (предложение 4)
4) полы были (предложение 5)
5) впечатление было обманчивым (предложение 7)
4. Прочитайте текст.
(1)Коля прошел в свою комнату. (2)Все в ней оставалось на прежних местах, как в тот последний день, когда он уезжал из дому. (3)Только стало темнее от разросшейся за окнами сирени. (4)Коля сел к старенькому столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи: школьные тетради, коллекцию уральских камней, развинченный на части
старинный телефон, альбом с почтовыми марками, высушенные листья дуба, клена, березы, каштана... (5)Все это уже пропылилось и показалось Коле таким давнишним, старым, что он даже рассмеялся. (6)Будто это были не заветные и когда-то любимые мальчишечьи вещи, а склад рухляди скряги Плюшкина.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Грамматическая основа предложения 1 - Коля прошѐл.
2) Грамматическая основа предложения 2 - все оставалось на местах.
3) В предложении 3 составное именное сказуемое.
4) Одна их грамматических основ предложения 5 – это пропылилось.
5) В предложении 6 простое глагольное сказуемое.