1 3 3 – Рассмотрите схемы. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587d14fd56616/530852_2.png)
– Покажите, где на схеме однокоренные слова? (Схемы по горизонтали.) Где одно и то же слово с разными окончаниями – разные формы слова? (Схемы по вертикали – 1-й столбик.) – Подберите слова к схемам с корнем рыб-. Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу. – Выделите окончания. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? – Сформулируйте тему урока и его цель. (Научиться выделять ос- новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.) – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3 4 1. Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове. а) Упр. 184 и 185. Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2-м столбике (упр. 184). С помощью суффиксов и приставок образуются новые слова, поэтому в парах (упр. 185) записаны разные слова. Обобщающий вопрос: чем отличаются суффиксы и приставки от окончаний? б) Работа над определением. Работа до чтения. – Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.) – Прочитайте 1-й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.) – Прочитайте 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу? – Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса. – На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.) – Прочитайте 3-й абзац. Прокомментируйте наши слова, которые мы подобрали к схемам (рыба, рыбка, рыболов, рыбный): какое значение заключено в корне и основах этих слов? – Прочитайте вопрос после текста определения. Основа – 1. Опорная часть предмета. 2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. – Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова? 2. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова. а) – Прочитайте слова: Грибы, грибочки, грибники. – Выделите основу. Как вы будете действовать? Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске. б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151). в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике. 3. Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный при формулировании цели урока. Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188. Самостоятельно выделяют орфограммы в словах. – Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите. – Сравните основы этих слов. Они одинаковые или разные в каждой группе? Чем отличается основа 1-го слова от основ 2-го и 3-го? (В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.) – Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.) – Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.) |