СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал к занятию. Упражнения по теме "Словосочетание"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

Основные единицы синтаксиса : словосочетание, предложение (простое и сложное), текст (сложное синтаксическое целое)

Словосочетание как единица синтаксиса. Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользуется ограниченно, употребляя в необходимых случаях близкий, но более широкий по смыслу термин "синтагма". Истоки учения о словосочетании в русской лингвистике восходят к Ф.Ф. Фортунатову, который считал словосочетание основной единицей синтаксиса. Дальнейшее развитие вопросы словосочетания получили в работах А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и других лингвистов.

В современном языкознании под  словосочетанием обычно понимают два или несколько: знаменательных слов, объединенных подчинительной синтаксической связью. В отличие от предложения, которое служит средством сообщения, словосочетание выступает средством номинации. Вместе с тем словосочетание связано с предложением, так как функционирует оно в его составе, подвергаясь различного рода изменениям формального и семантического характера.

Словосочетание имеет грамматическую форму и собственное грамматическое значением. Одним из основных признаков грамматической формы словосочетания является грамматическая зависимость в нем одного слова от другого. Грамматически главенствующее слово составляет г стержневой (главный) компонент словосочетания, а грамматически подчиненное слово - его зависимый (подчиненный) компонент. Грамматическая зависимость слов в словосочетаниях, выраженная определенными формальными средствами, называется подчинительной связью. Выделяют три типа подчинительной связи - согласование, управление и примыкание.

Согласование-это подчинительная связь, при которой грамматические значения стержневого компонента повторяются в зависимом слове: темный лес, бушующий ураган, мой карандаш, первая командировка. При согласовании изменение главенствующего слова приводит к изменению зависимого компонента: темного леса, бушующего урагана, моему карандашу, первой командировкой. Число грамматических значений, повторяющихся в подчиненном компоненте, зависит как от количества грамматических значений главного слова, так и от количества грамматических категорий, свойственных подчиненному компоненту. Так, в русском языке полные прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже {черная роза, черной розы, черные розы), существительные-приложения - только в числе и падеже {женщина-врач, женщины-врачи).

Управление- это подчинительная связь, при которой стержневой компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме: рубить березу, строить дом, зарасти травой, вера в победу, уверенный в успехе, вдалеке от дома. При управлении изменение формы стержневого слова не вызывает изменения формы зависимого слова. В качестве главного слова может выступать любое знаменательное слово. В индоевропейских языках управление проявляется чаще всего в присоединении к стержневому компоненту существительного с предлогом или без предлога в определенном косвенном падеже.

Примыкание- это подчинительная связь, при которой зависимый компонент присоединяется к главному слову без каких-либо изменений своей формы: заниматься вместе, разговаривать негромко, сидеть согнувшись. Примыкание наиболее характерно для сочетаний с неизменяемыми словами в качестве зависимого компонента, поэтому оно широко распространено в аналитических языках, а из индоевропейских - в английском языке. Термин "примыкание" употребляется прежде всего в русской

Классификация словосочетаний. Существуют разнообразные классификации словосочетаний по различным признакам: морфологической принадлежности главного компонента, количеству компонентов, семантической членимости компонентов и некоторым другим основаниям.

­ По морфологической принадлежности главного коммпонента словосочетания делят на глагольные, именные и наречные. Глагольные словосочетания имеют в качестве главного компо-нента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола: читать книгу, бегать за покупками, идти вперед, учиться плавать, лежа на боку. Именные словосочетания образуются всеми именными частя-ми речи - существительными, прилагательными, числительными, местоимениями: борьба за мир, решение выступить, интересная книга, зеленая трава, способный понять, десять страниц, она с характером. Наречные словосочетания имеют в качестве главного компонента наречия: низко над землей, удивительно ярко, приятно сознавать.

По количеству компонентов словосочетания бывают двухкомпонентными (простыми) и многокомпонентными (сложными). Простое словосочетание может состоять из двух знаменательных слов или знаменательного слова и семантически нечленимого сочетания: яркий свет, играть в шахматы, ребенок с ямочками на щеках. Сложное словосочетание состоит из трех и более компонентов, находящихся в соподчинении или последовательном подчинении: дарить цветы любимым, покупать старые книги, чтение интересной детской книги, громкое чтение книги в аудитории.

По степени семантической спаянности(неделимости) компонентов различаются синтаксически членимые и нечленимые словосочетания. В членимых словосочетаниях каждый компонент является структурно и семантически достаточным для функционирования в роли отдельного члена предложения. Большинство простых и сложных словосочетаний синтаксически членимы. В нечленимых словосочетаниях, ввиду семантической недостаточности стержневого компонента, смысловую нагрузку несет зависимый компонент, а все словосочетание функционирует как один член предложения. Таковы в русском языке сочетания с модальными глаголами и зависимым инфинитивом, количественно-именные сочетания с числительными или существительными со значением совокупности, меры, объема: стал анализировать, должен написатъ, три книги, масса впечатлений, литр воды.

Упражнение 1

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Упражнение 2

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Виды связи в словосочетании

 

Согласование

Управление

Примыкание




   
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.





Упражнение 3

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 4.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.


https://studopedia.ru/5_108810_slovosochetanie.html

https://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkomu-yaziku-na-temu-slovosochetanie-962963.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя