Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;
владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
проводить различные виды разборов слов, словосочетаний и предложений;
производить комплексный анализ текста;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать различные словари;
определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов
речи;
писать сочинения различных видов ( сочинения – размышления,
сочинения – описания, эссе и др);
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять
различные ошибки в своем тексте;
свободно и грамотно говорить на заданные темы.
Обучающийся получит возможность научиться
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
навыкам грамотной письменной речи;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие письменные работы;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять и формулировать цели своего обучения ставить и задачи,
развивать мотивы деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
работать над различными видами сочинений (сочинением на лингвистическую тему,
сочинением – рассуждением), сжатым изложением;
проводить комплексный анализ текста; работать над тестами по различным темам;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)