СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык падежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык падежи»


Тема урока: «Склонение имен существительных».

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с склонением имен существительных.

Обучающие:

-познакомить с падежами имен существительных;

 формировать умение изменять имена существительные по падежам;

Развивающие:    

- развитие речи, умения слушать.

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

Воспитывающие:  

-воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в парах;


































Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Константиновна. Урок русского языка проведу у вас я.

Какое сейчас время года? (весна)

Какие ассоциации приходят со словом весна ( тепло, солнце)

А у меня хорошее настроение. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение нашего занятия.


Послушайте стихотворение:


Весна! Вот это слово!

Весело склоняется.

И склонение надолго

Весной запоминается:

Придёт весна. Отлично!

Дождись весны, отличник!

- Привет весне! - споёмте,

Встречать весну пойдёмте.

Дыши весной весною

И думай только о весне!

Мы, окончания усвоив,

Запомним всё вполне.

Ребята, посмотрите, какое слово повторяется чаще всего? (весна)

Какой частью речи они являются? (Сущ)

На какие вопросы отвечает имя существительное ( Кто или что)

От чего зависит вопрос? ( одуш или одуш)

Весна- одуш? Какой вопрос поставим? ( да, что)

Чем отличаются эти слова? (окончанием)

Давайте зададим вопрос к каждому слову, используя слова для справок.

Посмотрите еще раз на слайд какое слово еще у нас выделено? (склонение)

У: Какая же будет тема нашего урока? ( Склонение имен существительных)

У: Какую цель поставим на урок? ( познакомиться со склонением)

У: Теперь составим план наших действий:



1. Узнать, что такое склонение

2. Познакомиться с падежами

3. Научиться склонять имена существительные по вопросам





Что сейчас мы с вами делали? (подбирали вопросы к каждому имени существительному)

Так как вы думаете, что такое склонение (изменением имен существительных по вопросам)

Давайте проверим по учебнику, верны ли наши предположения?

Узнали, что такое слонение?

Справились с первым пунктом плана? (да)

У: Прочитаем пословицы и предложения . Подумайте, о чем говорится в этих пословицах, что их связывает? Какие слова повторяются?

Родина - всем матерям мать.
Нет в мире краше Родины нашей.
Жить - Родине служить.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родителей почитай, о Родине не забывай.

О: Говорится о Родине

Подберите однокоренное слово (род, родня, родные)

Что для вас Родина (Родина- место, где ты родился и живешь)

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в дней для нас родное. (К.Д. Ушинский)

Как называется наша большая Родина? (Россия)

А как называется столица нашей Родины? (Москва)

Как нужно относиться к Родине? (гордиться беречь, это мать великих людей)

: Понаблюдаем как изменяется окончание в слове Родина и поставим вопрос к каждому слову.

Что? – Родина

Чего? – Родины

Чему? - Родине

Что? – Родину

О чем? - о Родине?

У: Как изменяется слово? ( по вопросам). Изменение сущ по вопросам иначе как называют? (Изменение по падежам)

Откройте с учебнику и прочитаем правило

Слайд таблица

Обратите внимание на таблицу. Для того, чтобы легче было задать вопрос к имени существительному, используют слова помощники.

( работа по таблице)

Ребята, скажите, а почему Родину сравнивают с мамой

Родину мы так же любим как маму, мама у нас одна, как и Родина)

У вас на столах лежат карточка № ваша задача просклонять, т.е. изменить по падежам слово «мама»

С помощью слов помощников измените слово «мама». Подумайте, какой вопрос поставим кто или что? Правильно, потому что мама одушевленное.

У: Что сейчас мы делали со словами (изменяли по вопросам или по падежам

Сколько падежей в русском языке?

У: Для того, чтобы запомнить все падежи, люди используют такие предложения, где каждое слово начинается на первую букву падежа.

Иван рубил дрова, Варвара топила печку.

Какой 2 пункт плана был

Справились со 2 пунктом плана?




Сейчас поработаем в парах. Я вам предлагаю просклонять данные имена существительные:

1 пара – земля

2 пара отец

3 пара солнце

Но перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах. ( слайд)

(проверка на слайдах)

Теперь предлагаю вам поработать индивидуально. На столах у вас лежит карточка №
ваша задача изменить слово «дело» . В скобках вам даны уже вопросы, они помогут вам.

Например: (что?) Дело шуток не любит.

От слова ( до чего?) до________ целая верста

Не по сути дело , а ( по чему?) по _______ суть.

Ты (за что?) за _________, а дело за тебя.

Велик телом, да мал (чем?) ________.

И умен, и крепок, и ( в чем?) в _______хорош.



Поменялись карточками. Проверяем.

0 ош- 5

1 ош- 4

2-3 ош- 3

Это интересно ( про падежи в др языках)

Справились с 3 пунктом плана 3 пункт плана?

Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились.



Изменение существительного по вопросу называется_

В русском языке _______падежей: именительный,___________



Рефлексия.




Скачать

© 2023, 96 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!