Тема урока: «Склонение имен существительных».
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с склонением имен существительных.
Обучающие:
-познакомить с падежами имен существительных;
формировать умение изменять имена существительные по падежам;
Развивающие:
- развитие речи, умения слушать.
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в парах;
Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Константиновна. Урок русского языка проведу у вас я.
Какое сейчас время года? (весна)
Какие ассоциации приходят со словом весна ( тепло, солнце)
А у меня хорошее настроение. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение нашего занятия.
Послушайте стихотворение:
Весна! Вот это слово!
Весело склоняется.
И склонение надолго
Весной запоминается:
Придёт весна. Отлично!
Дождись весны, отличник!
- Привет весне! - споёмте,
Встречать весну пойдёмте.
Дыши весной весною
И думай только о весне!
Мы, окончания усвоив,
Запомним всё вполне.
Ребята, посмотрите, какое слово повторяется чаще всего? (весна)
Какой частью речи они являются? (Сущ)
На какие вопросы отвечает имя существительное ( Кто или что)
От чего зависит вопрос? ( одуш или одуш)
Весна- одуш? Какой вопрос поставим? ( да, что)
Чем отличаются эти слова? (окончанием)
Давайте зададим вопрос к каждому слову, используя слова для справок.
Посмотрите еще раз на слайд какое слово еще у нас выделено? (склонение)
У: Какая же будет тема нашего урока? ( Склонение имен существительных)
У: Какую цель поставим на урок? ( познакомиться со склонением)
У: Теперь составим план наших действий:
1. Узнать, что такое склонение
2. Познакомиться с падежами
3. Научиться склонять имена существительные по вопросам
Что сейчас мы с вами делали? (подбирали вопросы к каждому имени существительному)
Так как вы думаете, что такое склонение (изменением имен существительных по вопросам)
Давайте проверим по учебнику, верны ли наши предположения?
Узнали, что такое слонение?
Справились с первым пунктом плана? (да)
У: Прочитаем пословицы и предложения . Подумайте, о чем говорится в этих пословицах, что их связывает? Какие слова повторяются?
Родина - всем матерям мать.
Нет в мире краше Родины нашей.
Жить - Родине служить.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родителей почитай, о Родине не забывай.
О: Говорится о Родине
Подберите однокоренное слово (род, родня, родные)
Что для вас Родина (Родина- место, где ты родился и живешь)
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в дней для нас родное. (К.Д. Ушинский)
Как называется наша большая Родина? (Россия)
А как называется столица нашей Родины? (Москва)
Как нужно относиться к Родине? (гордиться беречь, это мать великих людей)
: Понаблюдаем как изменяется окончание в слове Родина и поставим вопрос к каждому слову.
Что? – Родина
Чего? – Родины
Чему? - Родине
Что? – Родину
О чем? - о Родине?
У: Как изменяется слово? ( по вопросам). Изменение сущ по вопросам иначе как называют? (Изменение по падежам)
Откройте с учебнику и прочитаем правило
Слайд таблица
Обратите внимание на таблицу. Для того, чтобы легче было задать вопрос к имени существительному, используют слова помощники.
( работа по таблице)
Ребята, скажите, а почему Родину сравнивают с мамой
Родину мы так же любим как маму, мама у нас одна, как и Родина)
У вас на столах лежат карточка № ваша задача просклонять, т.е. изменить по падежам слово «мама»
С помощью слов помощников измените слово «мама». Подумайте, какой вопрос поставим кто или что? Правильно, потому что мама одушевленное.
У: Что сейчас мы делали со словами (изменяли по вопросам или по падежам
Сколько падежей в русском языке?
У: Для того, чтобы запомнить все падежи, люди используют такие предложения, где каждое слово начинается на первую букву падежа.
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Какой 2 пункт плана был
Справились со 2 пунктом плана?
Сейчас поработаем в парах. Я вам предлагаю просклонять данные имена существительные:
1 пара – земля
2 пара отец
3 пара солнце
Но перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах. ( слайд)
(проверка на слайдах)
Теперь предлагаю вам поработать индивидуально. На столах у вас лежит карточка №
ваша задача изменить слово «дело» . В скобках вам даны уже вопросы, они помогут вам.
Например: (что?) Дело шуток не любит.
От слова ( до чего?) до________ целая верста
Не по сути дело , а ( по чему?) по _______ суть.
Ты (за что?) за _________, а дело за тебя.
Велик телом, да мал (чем?) ________.
И умен, и крепок, и ( в чем?) в _______хорош.
Поменялись карточками. Проверяем.
0 ош- 5
1 ош- 4
2-3 ош- 3
Это интересно ( про падежи в др языках)
Справились с 3 пунктом плана 3 пункт плана?
Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились.
Изменение существительного по вопросу называется_
В русском языке _______падежей: именительный,___________
Рефлексия.