СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2025. Пунктуация (позиции 16–21)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания 16 - 21 в удобном формате. 6 вариантов 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2025. Пунктуация (позиции 16–21)»

Задания 16 - 21

1 вариант


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Он снова увидел винтовую дубовую лестницу и медленно уходящую вниз фигурку

Людмилы Ивановны.

2) Человек может испытывать сочувствие не только к близкому другу или прохожему но и к

персонажу книги.

3) Под воротником голубой сатиновой рубашки красуется ярко-розовый бант и это сочетание

цветов придаёт удивительно глупый вид его безусому и безбровому лицу.

4) На большом протяжении хвойный лес выгорел и нам пришлось пробираться через

бесчисленные загородки упавших обгорелых деревьев.

5) Сам город и примыкавшую к нему большую заросшую смешанным лесом территорию

окружали по всему периметру контрольно-следовая полоса и высокий бетонный забор с тремя

рядами колючей проволоки.


17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях

должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простившись с совершенно не изменившимися за долгое время разлуки друзьями (1) я

проехал три остановки сквозь подземный мир (2) светящийся и падающий во мрак (3) и вышел

в мягкий сумрак ночи к Тибру (4) и его (5) проплывавшим по воде (6) огням.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

– Видишь (1) молодой человек (2) ты (3) может быть (4) не так наблюдателен, как я, и многое

от тебя ускользает. Я строю мнение о человеке на основании таких микроскопических,

незаметных чёрточек, которые вам при первом взгляде ничего не скажут… Иными словами (5)

вам нужна лакмусовая бумажка для определения присутствия кислоты, а мне эта бумажка не

нужна. Я (6) и так (7) миленький (8) всё вижу! – Это всё бездоказательно, – возразил я. –

Докажите (9) на примере. (По А.Т. Аверченко)


19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А память опять возвращает меня в прошлое (1) которого я не должен бы помнить (2) и (3) которого даже не было в отпущенном мне свитке времён (4) хотя я его помню (5) и знаю даже в деталях.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если бы не существовало Вольфа (1) у меня могла бы быть утешительная иллюзия (2) что всё это только результат моей фантазии (3) и что (4) если бы это должно было произойти в действительности (5) я бы нашёл в себе достаточно душевной силы (6) чтобы удержаться от последнего и безвозвратного движения.


21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)В пылу происходившей схватки между символистами и акмеистами центр тяжести был в противопоставлении «тумана и фантазий символистов» положительному и оптимистическому отношению акмеистов к искусству. (2)Акмеисты, предводимые Н.С. Гумилёвым и С.М. Городецким, выступали против «заоблачной мистики» символистов и призывали вернуться к ясности и конкретности земных форм. (3)Этот известный, но не решённый до сей поры спор заинтересовал меня в связи со словами Городецкого об Иннокентии Анненском. (4)Как это странно, что никто из тогдашних корифеев символизма не заметил поэзии Анненского, который являлся одним из самых подлинных представителей этого движения! (5)Нужен был бурный натиск акмеистической молодёжи, для того чтобы обратить внимание на этого большого поэта. (6)Невнимание символистов к поэзии Анненского просто необъяснимо: так, много лет спустя после его смерти Зинаида Гиппиус не хотела признавать его: «Анненский?.. Что вы в нём находите?..» (7)В эмиграции Иннокентий Анненский до сих пор остаётся «поэтом для немногих», несмотря на ряд прекрасных статей о нём Г.В. Адамовича и В.Ф. Ходасевича. (8)Иннокентий Анненский, эллинист и знаток французской поэзии, по культуре стиха и по остроте ощущений природы слова был ближе к вершинам французского символизма. (9)Символизм же Валерия Брюсова многим кажется доморощенным и провинциальным, и даже Вячеслав Иванов в каком-то смысле представляется «варваром».


2 вариант

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Оленуха брела по чужой ставшей ей в один миг недоступной тайге.

2) Мёрзлый грунт подтаивает теряет свою прочность и дом начинает оседать.

3) Вскоре дорога привела нас в изрезанный каналами приморский городок.

4) Он легко взбежал на трибуну подошёл к микрофону и ясно и чётко дал ответ.

5) В башенке горели огни и оттого было в ней светло и тепло и уютно.


17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На другой день (1) Клестов открыл глаза (2) вырвавшись из хаотично воздвигающегося (3) и рушащегося лабиринта снов (4) и (5) увидев брошенную на стол записку (6) вспомнил вчерашнего незнакомца.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть (1) сверху упало что-нибудь?» Он задрал голову и поглядел вверх (2) однако (3) вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки. «Значит (4) это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. – Наверно (5) от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин. – Слушай (6) Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты (7) понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. – Что (8) ты (9) Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. (По Н.Н. Носову)


19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По заболоченному дну распадка змеился ручей (1) напиться (2) из которого (3) можно было (4) если пробраться сквозь колючие заросли шиповника (5) что облюбован здесь многочисленными паучками (6) и раздвинуть лапы лиственниц.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вера была озабочена предстоящим разговором (1) так как всё (2) о чём ей придётся просить брата (3) и (4) что нужно будет ему открыть (5) может вызвать насмешку (6) но (7) если раньше и был шанс избежать объяснений (8) то она его уже упустила.


21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«Пойдёшь направо – конь падёт, налево – сгинешь сам!» – такие предостерегающие слова встречал на распутье богатырь, отправлявшийся в дальний путь.

(2)Давно уже человечество избавлено от таких указателей, так как получило в свои руки географическую карту. (3)Сейчас без карт нет дорог и путей, карта применяется всюду: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, геологических разведках, на транспорте, в учёбе, культурной жизни.

(4)В Публичной библиотеке собрано одно из крупнейших, наиболее разнообразных и полных картографических собраний: здесь бережно хранятся географические карты, планы, картограммы, астрономические карты, атласы на русском и иностранных языках. (5)Почти исчерпывающе в нём представлено собрание русских карт и атласов: русская картография имеет давнюю историю. (6)Одним из дошедших до нас ранних памятников

русской картографии является «Чертёжная книга Сибири», составленная в 1696−1700 годах замечательным русским географом и картографом С.У. Ремезовым и его сыновьями.

(7)XVIII век внёс принципиально новое в русскую картографию: карты начали создавать на основе инструментальных съёмок. (8)Пётр I открыл в Москве математико-навигационную школу, а в Петербурге – Морскую академию, которые готовили топографов и картографов. (9)Планомерные съёмочные работы начались в 1721 году: по указу Петра I первые геодезисты, как называли в то время топографов, были посланы в шесть губерний России.


3 вариант

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) От дороги осталась только неверная всё время осыпающаяся под ногами тропинка и идти по ней надо было осторожно.

2) Спокойно и равнодушно взирали они на тесную привокзальную площадь на скопление разномастных извозчичьих лошадок и на махоньких воробьишек.

3) Вокруг царил полумрак и пахло сиренью и черёмухой.

4) По цвету вкусу и запаху этот напиток напоминал Паганелю ароматный крепко заваренный в чайнике индийский чай.

5) Уже в первые минуты беседы Павел Алексеевич умел точно подметить в посетителе сильную волю или пассивность упрямство или лень.


17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из самовара валили (1) клубясь (2) и (3) журча (4) густые струи серого пара (5) то направляясь на соседнее окно (6) и (7) обдавая его крупными каплями (8) то вдруг обращаясь косою полосой на сальный огарок (9) находившийся тут же, между чайником и чашками.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ахматова двувременной была.

О ней и плакать (1) как-то (2) не пристало.

Не верилось, когда она жила,

не верилось, когда её не стало.

Она ушла, как будто бы (3) напев

уходит в глубь темнеющего сада.

Она ушла, как будто бы (4) навек

вернулась в Петербург из Ленинграда.

Она связала эти времена

в туманно-теневое средоточье,

И если Пушкин – солнце, то она

в поэзии пребудет белой ночью.

И ты (5) распад всемирный (6) не убий

ту связь времён, – она ещё поможет.

Ведь (7) просто (8) быть не может (9) двух Россий,

как быть и двух Ахматовых не может. (Е.А. Евтушенко)


19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В дни (1) когда он бывал болен (2) вахту несли другие егеря (3) в числе (4) которых (5) был и его сын Марат, но всё же опытнейшим работником считался Иван Трофимович (6) которому и доверяли самые ответственные дела, иногда даже придерживая в запасных (7) если охотиться приезжал какой-нибудь незначительный гость.


20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В работе у него было два состояния – или восторженное (1) когда что-то получается (2) или кисло-истерическое (3) когда не клеится (4) и (5) если для Иваныча главным было сделать так (6) чтоб не пришлось переделывать (7) то для Серёжки главным было побыстрей освободиться.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Успенский Далматовский мужской монастырь основан в 1644 г. на берегу реки Исети в месте, которое называлось «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом. (2)В 1644 г. старец Далмат выкопал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель.

(3)Ещё при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак, его трудами в 1705–1719 гг. был возведён каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. (4)В 1713–1763 гг. вместо прежней деревянной была построена каменная монастырская стена с башнями, и это укрепило монастырь – он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян и штурм отрядов Е. Пугачёва. (5)Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.


4 вариант


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В антикварной лавке Василий долго разглядывал статуэтки и канделябры и шкатулки.

2) Перед уходом на рыбалку или на охоту нужно было обязательно запасать возле печки сухие мелко наколотые топором дрова и лучины.

3) На кожаном угловом диване вечерами мы усаживались всей семьёй и подолгу читали друг другу вслух стихи и прозу любимых авторов.

4) В подвале уже успели включить весь верхний свет и почему-то именно теперь Данил увидел в самом конце длинного коридора потемневшую от времени деревянную дверь.

5) Картины моего деда украшали каждую комнату нашего дома и никому из нас даже в голову не приходило заменить их на что-то другое.


17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перебиваясь кое-как со дня на день при помощи бурмистра Якова (1) заменившего прежнего управляющего (2) и (3) оказавшегося впоследствии времени таким же грабителем (4) вспомнил я однажды об одном знакомом соседнем семействе (5) состоявшем из отставной полковницы и двух дочерей (6) велел заложить дрожки и поехал к соседям.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нелёгкое задумав дело,

я поведу прямую речь:

ведь (1) всё ж (2) однако (3) не сумела

тебя (4) Россия(5) уберечь.

Нельзя каким-то словом пошлым

или научным (6) может быть (7)

в суровой правде жизни прошлой (8)

хотя бы (9) слово изменить.

Но (10) есть решающее средство –

его стремительную речь

и строчку каждую наследства

от посягательств уберечь. (Я.В. Смеляков)


19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).

Порой путники встречали караван восточных купцов, спешивших добраться до захода солнца в соседний городок (1) за стенами (2) которого (3) их товары находились в относительной безопасности (4) хотя за убежище приходилось платить пошлину у городских ворот и ещё благодарить судьбу (5) что удалось избежать разбоя и грабежа.


20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И Клэр, будучи уверенной в том (1) что горничная будет обижена (2) если её ни о чём не попросят (3) просила принести граммофон с пластинками (4) хотя граммофон вовсе не был нужен (5) и (6) когда горничная уходила (7) он оставался на том месте (8) куда она его поставила (9) и Клэр сейчас же забывала о нём.


21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Озеро Медвежье, имеющее статус памятника природы, – самое большое и самое солёное озеро Курганской области, его называют аналогом Мёртвого моря. (2)Длина озера составляет около 10 км, глубина невелика – от 20–50 см до 1,5 м, вода непрозрачная, имеет коричневый оттенок. (3)Конечно, никакой рыбы в Медвежьем нет, там обитает только артемия – небольшой рачок красноватого цвета.

(4)Зимой озеро не замерзает из-за высокой солёности; исключение было зимой 2015–16 года, однако это было связано не с какими-то негативными изменениями на озере, а с внешними факторами: верхний слой опреснился в результате атмосферных осадков в начале зимы, а ударивший мороз сковал озеро льдом.

(5)На дне озера залегает чёрная иловая грязь, её запасы оценивают в 14 млн м3, в год для оздоровительных нужд её добывают примерно 400 м3. (6)Лечебные свойства грязей Медвежьего озера связаны с их тепловыми и пластичными свойствами, наличием сульфидов, высокой минерализацией; местные грязи имеют высокий показатель бактерицидности за счёт высокого содержания сульфидных групп, ионов йода, брома, цинка.

(7)Вода и донные отложения озера обладают целебными свойствами: помимо высокой концентрации солей (преимущественно хлорида натрия), в воде присутствует большое количество микроэлементов, имеются гуми-новые кислоты, витамины, гормоны, аминокислоты, жирные кислоты, полисахариды. (8)Водные процедуры оказывают противовоспалительное, обезболивающее, противоаллергическое воздействие, стимулирующее дейст-вие на мышцы, кости, суставы, нервную и эндокринную системы, усиливают иммунитет и нормализуют обмен веществ.

(9)По берегам местами встречается ковёр из необычного для Урала травянистого растения – солелюбивого солероса, который может быть окрашен в ярко-зелёный, красный или бордовый цвет.


5 вариант

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Она любила руководить и невозможность реализовать это желание её угнетала.

2) Толстой взял тарелку с тортом и ножик и обескуражил меня коротким замечанием.

3) Венька нёс коробку с книгами и корзину цветов с запиской и на душе его было очень

спокойно и ясно.

4) Пестик служил для растирания орехов пряностей и ароматных предварительно засушенных

кореньев.

5) Поздними вечерами они подолгу сидели у застеленного кипенно-белой льняной скатертью

овального стола и молча глядели друг на друга.


17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мотоцикл взревел и прыгнул в сторону (1) унося своего седока в кромешный мрак (2) перерытого какими-то канавами (3) и истыканного ямами (4) пустыря (5) и никуда не годной городской окраины (6) так отличавшейся (7) от ухоженного проспекта (8) прорезавшего этот забытый Богом и людьми (9) участок.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй (1) прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь (2) там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли (3) вечерний день (4) Продлись, продлись (5) очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты (6) последняя любовь! Ты (7) и блаженство, и безнадежность. (Ф.И. Тютчев)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поскольку уровень загрязнения окружающей среды выбросами продолжает повышаться (1) главная задача исследования заключается в том (2) чтобы представить новейшие данные (3) и понять (4) от чего зависит уровень загрязнения ртутью в Арктике (5) и каково воздействие ртути на арктическую биоту.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я был счастлив (1) но (2) когда выходил с болота (3) то заметил начало сенокоса (4) и мне в ответ на мой удивлённый взгляд сообщили (5) что это болотце тоже будут косить (6) сегодня же вечером.

21.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. (2)Молодой империи нужна была прежде всего своя Античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. (3)Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. (4)Но историкам XVIII века

казалось, что можно и важно доказать, что всё это было, и они по крупицам

собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. (5)Поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю: «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами ещё выбитое?»

(6)Первые книги, посвящённые российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. (7)В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м – «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. (8)Все

они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собранысведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, латинских хронистов и византийских географов, нескольких летописей, а также живого фольклора.

6 вариант

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) То ли от болезни то ли от природы он был человеком обескураживающе целомудренным и каким-то несовременным.

2) Старички в пенсне и старушки предлагали на продажу вечерние платья из чёрного материала со стеклярусом жёлтые бумажные розы и мундиры со споротыми погонами и галунами.

3) Шапки опушённых снегом ослепительно-белых кустов напоминали растрёпанные детские головы.

4) С утра повалил густой ломавший ветки деревьев снег и к вечеру насы́ пало его по колено. 5) Я скатываюсь по лестнице и с разбега окунаюсь в дрожащее марево июльского зноя и небо с тихим шорохом осыпается в луга и вспыхивает среди трав резными лепестками васильков.


17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Окончательно ошалев от своих горестных мыслей (1) старуха несколько раз охранительно перекрестилась (2) и (3) обругав себя (4) принялась заваривать (5) славящийся на всю округу ароматом и вкусом (6) чай, воду для которого она кипятила (7) опустив в чайник большую серебряную гирьку (8) припаянную к длинному стержню (9) расписанному замысловатым мелким узором.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны, как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны, как сплетается с другими эта тоненькая нить, где уже мне (1) к сожаленью (2) ничего не изменить, потому что (3) в этой драме, будь (4) ты (5) шут (6) или король, дважды роли не играют, только раз играют роль. И над собственною ролью плачу я и хохочу, по возможности достойно доиграть своё хочу – ведь (7) не мелкою монетой, жизнью собственной плачу и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу. (По Ю.Д. Левитанскому)

19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В то время как (1) Античность и Средние века не замечали (2) насколько прекрасно самому определить своё место во Вселенной (3) Новое время и наше «сегодня» в значительной мере потеряли понимание того (4) что самоопределению человека поставлены сравнительно узкие границы (5) и (6) что человек даже в этих границах (7) обычно жалким образом не справляется со своей задачей.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он поверить не мог (1) что у удачливого Глеба (2) что-то может не заладиться (3) и вспоминал притворно беспечное лицо (4) за которым угадывалась настоящая боль и мольба о помощи (5) но (6) когда раскрыл рот (7) взрослые его оборвали и посмотрели укоризненно и печально.


21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Термин «иероглифы» к письменности майя был применён исследователями XVIII и XIX столетия, которые, не понимая знаков, находили их похожими на египетскую иероглифику. (2)Словосочетание «иероглифика майя» придаёт тому, кто его произносит, некоторую таинственность, указывает на загадочную связь с глубинами древности. (3)Исследователь

цивилизаций Герман Гессе писал: «У всех народов слово и письменность представляют собой нечто священное и магическое; наименование

первоначально было магическим обладанием природой посредством духа, и дар письма почитался божественным откровением».

(4)Что-то от этого трепетного отношения наших предков к письму сохранилось и в нашем восприятии древней иероглифики. (5)Правда, нередко это восприятие совмещается с неверием и скепсисом.

(6)Современный человек живёт в мире знаков, они выражаются самыми разными способами. (7)Можно легко выделить единственное сопоставление: знаки привычные (все знают латинский алфавит) и знаки непривычные – таковыми становятся знаки любого неизвестного письма. (8)Если же разобраться, то употреблявшаяся во II тысячелетии до н. э. запись

клинописью окажется для нашего восприятия куда проще текста из сегодняшней китайской газеты.



Ответы

1 вариант

16

14

17

123

18

1234578

19

14

20

12456

21

45


2 вариант

16

2345

17

2456

18

124569

19

1456

20

12568

21

4579


3 вариант

16

25

17

14589

18

56

19

12367

20

123467

21

236789


4 вариант

16

245

17

1456

18

234567

19

145

20

23456789

21

26789 или 12357



5 вариант

16

13

17

168

18

13456

19

124

20

1345

21

28



6 вариант

16

125

17

134789


18

12 21

19

234

20

134567

21

128